ЛИПШИЦ Жак (Хаим-Якоб Абрамович)

Lipchitz J.

Ж. Липшиц

22 августа 1891 (Друскеники Гродненской губ., ныне Друскининкай, Литва) – 26 мая 1973 (Капри, Италия). Скульптор.

Старший из семерых детей строительного подрядчика Абрахама Липшица и дочери владельца гостиницы Рахили Кринской. С 1899 учился в хедере в Гродно, в 1902–1906 – в коммерческом училище в Белостоке, с 1906 – в гимназии в Вильно. Посещал занятия в Виленской рисовальной школе, готовился стать архитектором, увлекался лепкой. В 1909 втайне от отца на деньги, полученные от матери, уехал в Париж и поступил в Национальную школу изящных искусств, в скульптурную мастерскую Ж.-А. Энжалбера. Посещал академию Р. Жюльена (класс скульптора Р. Верле) и академию Ф. Коларосси, рисовал в Лувре. Увлекался африканским и первобытным искусством. В 1912 приехал в Россию для прохождения воинской службы, но был освобожден по состоянию здоровья.

Осенью 1912 вернулся в Париж, устроился в мастерской на Монпарнасе. Его друзьями стали художники А. Модильяни, М. Кислинг, Х. Сутин, поэты Б. Сандрар и М. Жакоб, позже – Х. Грис. Открыл для себя творчество кубистов и футуристов – П. Пикассо, Ж. Брака, Р. Дюшана, У. Боччони. В 1913 впервые выставил скульптуру из камня в традиционной манере в Осеннем салоне и салоне Национального общества изящных искусств. В 1914 вместе с Д. Риверой и Мари Бланшар побывал в Испании, показал одну скульптуру на совместной выставке в Мадриде.

В 1915 встретил поэтессу Берту (Бетти) Китроссер, уроженку г. Сороки в Бессарабии, которая стала спутницей его жизни (брак был оформлен в 1925).

С 1915 создавал кубистские скульптуры («Голова», «Гитарист», «Девушка с косой» и др.), экспериментировал с раскрашенными рельефами. В 1916 заключил контракт с маршаном Л. Розенбергом, в 1920 провел в его галерее L’Effort Moderne первую выставку, которая принесла успех. Тогда же о нем вышла монография М. Рейналя. После выставки разорвал контракт с Розенбергом, чтобы оставаться независимым. В 1920–1921 исполнил бюсты Жана Кокто, Гертруды Стайн, Коко Шанель, Раймона Радиге. В 1921 участвовал в Выставке русского искусства в лондонской галерее Whitechapel. В 1922 его покупателем и заказчиком стал американский коллекционер А. Барнес.

В 1924 получил французское гражданство. Поселился в Булонь-Бийянкуре под Парижем, в доме-мастерской, построенном по проекту Ле Корбюзье (9, allée des Pins; в том же доме жил и работал О. Мещанинов). В 1925 создал первую скульптуру из серии «прозрачных» с использованием отверстий и ниш («Арлекин с мандолиной», «Арлекин с гитарой» и др.). В 1927 получил заказ на скульптуру большого размера – «Радость жизни», один из вариантов которой позже передал в ГМИИ. В 1930 провел в парижской галерее La Renaissance ретроспективную выставку (100 работ), утвердившую его известность. Участвовал в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), выставке русского искусства в Париже (1931, галерея L’Époque).

В 1920–1930-е сочувственно относился к советской власти, входил в круг художников и поэтов журнала «Удар» и в Ассоциацию революционных писателей и художников; его работы репродуцировались в левых газетах «Le Monde» и «L’Humanité». В 1935 посетил СССР.

В 1930-е создал ряд скульптур на мифологические и библейские темы: «Геракл» (1933), «Давид и Голиаф» (1934), «Похищение Европы» (1938), монументальную композицию «Прометей» для фронтона Дворца открытий и изобретений на Международной выставке в Париже (1937; золотая медаль). В 1935 прошла первая персональная выставка в США, в нью-йоркской галерее Brummer. В 1937 на выставке «Мастера независимого искусства» во дворце Пти Пале в Париже его работам был отведен зал.

В мае 1940 перебрался в Тулузу, в июне 1941 с помощью друзей переехал с женой в Нью-Йорк. Выставлялся в нью-йоркской галерее C. Buchholz. Исполнил бронзовую группу «Мать и дитя» (1941–1945) и новый вариант «Прометея» для здания Министерства образования и здравоохранения в Рио-де-Жанейро (1942–1944). Был участником выставки-продажи картин в пользу бывших советских военнопленных и депортированных, организованной Союзом русских патриотов в Париже (1945). В 1946 приехал в Париж, провел персональную выставку в галерее Maeght; стал кавалером ордена Почетного легиона. Расставшись с женой, вернулся в США.

С 1947 жил в пригороде Нью-Йорка Хастинг-на-Гудзоне. В 1948 женился на скульпторе Ю. Халберштадт (Yulla Halberstadt), в 1950 у них родилась дочь Лола-Рашель. В 1958 принял американское гражданство. С 1961 лето проводил на собственной вилле в Италии. Посещал Израиль (1963, 1967).

В числе наиболее известных скульптур 1950–1960-х: барельеф «Рождение муз» для Дж. Д. Рокфеллера (1950), скульптура «Богородица радости» для церкви в Асси, во Франции (1948–1955), серия фантастических малых бронзовых фигур на тему пробивающегося ростка (1959), серия «Образы Италии» (1961–1962), монументальные композиции «Между небом и землей» (1964, Хастинг-на-Гудзоне), «Мир на Земле» (1969, Музыкальный центр Лос-Анджелеса), «Народное государство» (1971, здание муниципалитета в Филадельфии), «Беллерофонт, укрощающий Пегаса» (1972, здание Колумбийского университета).

Провел выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1954) и музее Stedelijk в Амстердаме (1958; затем обошла многие города Европы), передвижные выставки по городам США (1963 – организована Калифорнийским университетом; 1965 – организована нью-йоркской галереей Marlborough), серию выставок в городах Европы и в Израиле (1970–1971) и др. В 1972 ретроспективная выставка состоялась в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Был избран почетным доктором университета Брандиес, Колумбийского и Тель-Авивского университетов, американской Иудейской богословской семинарии, ассоциированным зарубежным членом Французской академии изящных искусств (21 марта 1973). Награжден золотой медалью Пенсильванской академии изящных искусств в Филадельфии (1952), золотой медалью Американской академии искусств и словесности (1968), почетными наградами университетов. В 1972 опубликовал книгу воспоминаний «Моя жизнь в скульптуре». Последние дни жизни провел на Капри. Похоронен в Иерусалиме.

В 2008–2009 работы экспонировались в Русском музее, Третьяковской галерее, в Художественном музее Фреда-Джонса-младшего (Оклахома) и Художественном музее Сан-Диего (Калифорния) на выставке «Американские художники из Российской империи».

Библиография:

* AI 1/853, 3/816, 5/507, 6/652, 7/744, 8/739, 9/516, 10/528, 11/457, 13/546, 14/588, 15/602, 16/332, 17/345, 18/409, 19/557, 20/545, 21/551, 22/452, 25/526, 28/595; Cammings; Naylor; Nieszawer & Princ.

Ответ Липшица // Вещь. 1922. № 1/2. С. 17.

Львов Л. Сто скульптур Я. Липшица // Мир и искусство. 1930. 1 июля (№ 6).

Малянтович В. Скульптура Я. Липшица: Выставка в галерее Ренессанс // Последние новости (Париж). 1930. 1 июля (№ 3387).

Остерман Н. Жак Липшиц // Числа. 1930/1931. Кн. 4. С 197-199.

Валериус С. Прогрессивная скульптура ХХ века. М., 1973. С. 276, 280-283.

К истории международных связей Государственного музея нового западного искусства. 1922–1939 / Под ред. И. Е. Даниловой. М., 1978. С. 16-19, 389.

Панн Л. Побег Пьеро // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1991. 3 мая. С. 13.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 240–243 (илл.).

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 274.

Raynal M. Lipchitz. Paris: Action, 1920.

Vitrac R. Jacques Lipchitz. Paris, 1927.

George W. Jacques Lipchitz. Paris: Le Triangle, [1928?].

Raynal M. Jacques Lipchitz. Paris: Jeanne Bucher, 1947.

Hope H. R. The Sculptures of Jacques Lipchitz: [Catalogue]. The Museum of Modern Art. New York, 1954 (bibliogr.).

Hammacher A. M. Jacques Lipchitz: His Sculpture. New York: H. N. Abrams, 1960.

Patai I. The Life of Jacques Lipchitz. New York: Funk and Wagnalls, 1961.

Van Bork B. Jacques Lipchitz: The Artist at Work / Critical evaluation by A. Werner. New York: Crown Publishers, 1966.

Arnason H. H. Jacques Lipchitz: Sketches in Bronze. New York: Praeger; London: Pall Mall, 1969.

Jacques Lipchitz: His Life in Sculpture: [Catalogue]. Metropolitan Museum. New York, 1971.

Hammacher A. M. Jacques Lipchitz. New York: H. N. Abrams, 1975 (bibliogr.).

Stott, Deborah A. Jacques Lipchitz and Cubism. New York: Garland Pub., 1978.

Euvres de Jacques Lipchitz, 1891–1973: [Catalogue]. Centre Georges Pompidou, Musée National d'Art Moderne. Paris, 1978.

Jenkins D. F., Pullen D. The Lipchitz Gift: Models for Sculpture. London: Tate Gallery, 1986.

Wilkinson, Alan G. Jacques Lipchitz: A Life in Sculpture. Toronto: Art Gallery of Ontario, 1989.

Сочинения:

Amedeo Modigliani. New York: H. N. Abrams, 1952.

[With H. H. Arnason]. My Life in Sculpture. New York: Viking Press, 1972.

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

01.05.2011