ЛУКОМСКИЙ Георгий Крескентьевич

Loukomsky (Lukomskij) G.

Г. К. Лукомский. Фото 1928.

2/14 марта 1884 (Калуга) – 25 мая 1952 (Ницца, Франция). График, акварелист, историк архитектуры, популяризатор петербургского и регионального краеведения.

Из обедневшего дворянского рода, по семейным преданиям ведущего начало от князя Гедимина. Сын инженера путей сообщения, брат специалиста по геральдике и генеалогии Владислава Лукомского (1882–1945).

В 1890-е учился в реальном училище и рисовальной школе П. И. Сычева в Орле, в 1901 – в подготовительных рисовальных классах Я. С. Гольдблата в С.-Петербурге. После неудачной попытки поступить в ИАХ уехал в Казань и до 1903 учился на архитектурном отделении художественной школы у К. Л. Мюфке и Ф. Р. Амлонга. В 1903–1915 учился, с перерывами, на архитектурном отделении ИАХ. В 1904–1905 и 1907 путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии, Германии и Польше, изучал старую и новую архитектуру. В 1907–1908 жил в Москве, посещал занятия в Строгановском училище и в студии К. Ф. Юона, приводил в порядок путевые зарисовки, выполненные в Европе.

Осенью 1908 вернулся в С.-Петербург, сблизился с художниками группы «Мир искусства» и с критиком С. К. Маковским. В январе 1909 впервые выставил в «Салоне» Маковского около 40 архитектурных зарисовок, три из которых приобрел Музей ИАХ. В октябре–ноябре 1909 провел персональную выставку в редакции журнала «Аполлон», в 1910 – выставку в Киеве.

В разъездах по русским и западноевропейским городам создавал серии архитектурных рисунков, которые тонировал акварелью, гуашью или пастелью: «Древлянские напевы», «Храмы и жилища», «Из средневековья», «Дворцы, виллы и сады», «Памятники архитектурной старины в России», «Казань», «Старая Варшава», «По городам Италии», «Старый Париж», «Старый и новый Петербург». Исполнил многочисленные экслибрисы и книжные украшения; его итальянские зарисовки сопровождают первую публикацию «Стихов об Италии» А. А. Блока в «Аполлоне» (1910. № 4).

Участвовал в выставках: академических, СРХ (СПб., М., 1909–1910), МТХ (1910), «Мир искусства» (СПб., 1910/1911), Нового общества художников (СПб., М., 1912, 1913, 1915 и 1917), «Салон» В. А. Издебского (1910), журнала «В мире искусства» (Киев, 1910), Выставке современных русских художников в Одессе (1910), Международной выставке в Брюсселе, Выставке русского искусства в Париже (1910) и др.

С 1908 писал статьи, монографии и очерки-путеводители по архитектуре России и Западной Европы. Как художественный критик и публицист испытал влияние А. Н. Бенуа. Выступал в защиту культурного наследия, одним из первых обратил внимание на историческое и художественное значение старинного зодчества русской провинции. Публиковал статьи в журналах «Старые годы», «Зодчий», «Столица и усадьба», «Аполлон», «Искусство в Южной России» и др. Многие статьи имели монографический характер и выходили отдельными брошюрами. Публицистические выступления (например, два доклада на IV Всероссийском съезде зодчих в 1911), как правило, имели заметный общественный резонанс.

В 1915 под руководством профессора М. Т. Преображенского защитил в ИАХ дипломный проект «Здание университета в столичном городе» и получил звание архитектора-художника. В том же году окончил школу прапорщиков и недолго служил в инженерных войсках на фронте в Галиции.

После Февральской революции посвятил себя музейной работе. Входил в Особое совещание по делам искусств, во Всероссийскую коллегию по делам музеев и с мая 1917 возглавлял Царскосельскую художественно-историческую комиссию, которая вела работы по описи и реставрации памятников Царского Села, занималась каталогизацией художественных предметов, принадлежавших императорской семье.

В ноябре 1918 уехал в отпуск на Украину. Стал председателем архитектурного отдела при Всеукраинском комитете охраны памятников истории и старины, провел регистрацию и опись многих зданий Киева. В начале 1919 организовал и возглавил художественный музей, созданный из частной коллекции Б. И. Ханенко (ныне Музей восточного и западного искусства), составил его описание и каталог. Перед приходом Белой армии, в октябре 1919, уехал из Киева, опасаясь репрессий. Зиму 1919–1920 провел в Ялте, где пытался сотрудничать с местными властями по созданию Ливадийского музея.

В апреле 1920, за полгода до начала массовой эвакуации частей Белой армии из Крыма, выехал в Константинополь, где проработал два месяца, изучая византийское зодчество, затем – в Венецию и Равенну. Там занимался восстановлением своего утраченного во время революции труда об итальянском зодчем А. Палладио.

В августе 1920 переехал в Париж. В 1921 стал секретарем парижской группы «Мир искусства» и организатором выставок русских художников в галереях La Boёtie (группа «Мир искусства») и Devambez (его работы составили самостоятельный отдел), участвовал в выставке «Художники Императорской Академии художеств Петрограда» в галерее Magellan и Выставке русского искусства в Лондоне (галерея Whitechapel). Возглавил отделение истории архитектуры в Русском институте истории искусств в Париже и стал главным редактором и редактором парижского отдела издаваемого А. Э. Коганом в Берлине журнала «Русское искусство». Сотрудничал в эмигрантских изданиях «Сполохи», «Жар-птица», «Накануне», «Последние новости», в журналах и газетах «Apollo», «The Studio», «Beaux-Arts», «Renaissance», «Emporium», «L’Amour de l’Art», «Bullutin de la vie artistique», «Monde et l’art slave», «Le Figaro» и др.; был иностранным корреспондентом советских изданий «Среди коллекционеров», «Жизнь искусства», «Красная панорама», печатался в журналах «Новый мир» и «Красная нива». Продолжал публиковать статьи по истории искусства – на русском, украинском, французском, немецком и английском языках. Написал более 20 монографий по истории русского и западноевропейского изобразительного искусства и архитектуры. Был награжден премиями Шарля Блана (1933, Французская Академия) и Prix Bailly (1935, Национальная академия изящных искусств) за труды по истории архитектуры на французском языке.

В 1928 его ретроспективная выставка состоялась в Центральном музее Татарской АССР в Казани. В 1932 работы были показаны в Париже на Выставке русского искусства в галерее La Renaissance. Провел персональные выставки в парижских галереях Le Goupy (1920), Au Sacre du Printemps (1925), Simonson (1927), G. Petit (1928), Varenne (1928) и J. Seligmann (1935). В 1936–1937 в Париже и Лондоне прошла выставка рисунков старинных синагог Польши, Чехословакии и Испании, в 1937 – выставка зарисовок португальской архитектуры. Работы приобрели Люксембургский музей и Музей декоративного искусства в Париже, Музей Сфортеско в Милане и Музей Корсини в Риме.

В 1930-е много разъезжал по странам Западной Европы. Четыре года провел в Италии и два в Португалии. В 1940 поселился в Лондоне. Неоднократно высказывался о намерении вернуться на родину, однако это не осуществилась. Похоронен в Ницце на кладбище Кокад.

Портрет художника исполнил С. А. Сорин (1916).

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 12. 1903. Д. И-97; ХРЗ; AI 1/874, 2/761, 3/837, 4/716, 5/519, 6/668, 7/762.

Волошин М. Первая выставка в редакции «Аполлона» // Аполлон. 1909. № 2 (хроника).

Дульский П. Казань в графике Лукомского. Казань, 1920.

Георгий Лукомский // Русская книга. 1921. № 1. С. 18-21.

Маковский С. Георгий Крескентьевич Лукомский // Сполохи. 1922. № 4. С. 28-31.

Мозалевський I. Виставка рисункiв артиста-архитектора Ю. Лукомського // Украïнскi вiстi (Париж). 1926. № 8.

Мозалевський I. Украïнскi майстри в Парижi // Украïнскi вiстi. 1927. № 27 (укр. яз.)

Георгий Крескентьевич Лукомский. Материалы к библиографии и каталог выставки / Текст Э. Ф. Голлербаха. Казань, 1928.

Бенуа А. Н. Выставка древних синагог // Последние новости (Париж). 1935. 21 февр. (№ 5082); то же в кн.: Бенуа А. Н. Художественные письма. 1930–1936. М., 1997. С. 176-177.

Вл. З. Г.К. Лукомский // Русская мысль (Париж). 1952. 10 окт.

Иван Яковлевич Билибин: Статьи, письма, воспоминания о художнике / Ред.-сост., автор вступ. ст. и коммент. С. В. Голынец. Л., 1970. (Указ.).

Игорь Грабарь: Письма. 1891–1917 / Ред.-сост. Л. В. Андреева, Т. П. Каждан. М., 1974. (Указ.).

Славина Т. А. Исследователи русского зодчества: Русская историко-архитектурная наука ХVΙΙΙ–начала ХХ века. Л., 1983. С. 164, 176-178.

Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983.

Кобак А. В., Северюхин Д. Я. Материалы к биографии Г. К. Лукомского // Анциферовские чтения. Л., 1989. С. 49-55.

Шехурина Л. Д. «Странствующий энтузиаст». Георгий Лукомский в эмиграции // Зарубежная Россия. 1917–1939. Сборник статей. Кн. 2. СПб., 2003. С. 458-463.

Шехурина Л. Д. Открытия Георгия Лукомского // Антик Respect. 2003. Май–июнь. С. 42-43.

Кобак А. В., Северюхин Д.Я. Г. К. Лукомский: Очерк жизни и творчества // Невский архив: Историко-краеведческий сб.. Вып. VI. СПб., 2003. С. 528-555.

Calzini R. G. Giorgio Lukomski. Milano, 1923.

Lissim S. Synagogues anciennes à la Galerie de Beaux-Arts // Beaux-Arts. 1935. Févr. 15. P. 2.

Goldring D. Lukomski’s synagogues // The Studio. 1936. Vol. 111. P. 347.

Сочинения: [Выборочно]

О художественной архитектуре провинции. СПб., 1912.

Прогулки по старым кварталам Парижа. СПб., 1912.

Кострома: Исторический очерк В. К. Лукомского и описание памятников художественной старины Г. К. Лукомского. СПб., 1913 (переизд. 2002).

Старинные театры: Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания. Т. 1. СПб., 1913.

Вологда в ее старине. Пг., 1914 (переизд. 1990).

Галиция в ее старине: Очерки по истории архитектуры ХΙΙ–ХVШ вв. и рисунки Г. К. Лукомского. Пг., 1915.

Старый Петербург: Прогулки по старым кварталам. Пг., 1916 (переизд. 2002, 2003).

Памятники старинной архитектуры России в типах художественного строительства. Ч. 1. Русская провинция. Пг., 1916.

Современный Петроград: Очерки истории возникновения и развития классического строительства. 1900–1915. Пг., 1916 (переизд. 2002, 2003).

Старинные усадьбы Харьковской губернии. Ч. 1. Пг., 1917 (переизд. 2007).

Царское Село. М., 1923.

Художник и революция. Берлин, 1923.

Украинское барокко. Мюнхен, 1923.

Музей Ханенко. Париж, 1925.

Задачи русского искусства за границами СССР. Париж, 1925.

Vicenza. Palazzi vecchie case e strade. Vicenza, 1923.

Russian Porzellan. Berlin, 1924.

L’art dans la Russie des Soviets. Paris, 1925.

Andrea Palladio. Sa vie, son œuvre. Paris, 1927.

Jaques Vignole. Sa vie, son œuvre. Paris, 1927.

L’architecture religiuse russe de XI siècle au XVII siècle. Paris, 1929.

Les Russes. Paris, 1929.

History of Modern Russian Painting. 1840–1940. London, 1940.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

05.09.2011