БРАИЛОВСКИЙ Леонид Михайлович
Brailowsky L.
23 мая / 4 июня 1867 (Харьков) – 7 июля 1937 (Рим). Художник, архитектор, театральный декоратор, мастер декоративно-прикладного искусства.
Из дворян. Сын харьковского городского головы; мать – из рода малороссийских дворян Седляревских. Окончил Харьковское реальное училище. В 1886 поступил на архитектурное отделение ИАХ в С.-Петербурге. В годы учебы получил малую (1890) и большую (1892) серебряные медали и малую золотую медаль (1893), в 1894 – звание художника 1-й степени и двухлетнее заграничное пенсионерство. В 1895–1897 побывал в Египте, изучал византийскую архитектуру в Греции и Италии, зарисовывал и обмерял дворцы Франциска I и Людовиков во Франции, посетил Германию, Австрию, Англию, совершил с проф. Н. П. Кондаковым путешествие по Испании. Учился в Риме и в академии Р. Жюльена в Париже. Акварели на архитектурные темы, присланные в качестве отчета о заграничной командировке, были приобретены Музеем ИАХ, Институтом гражданских инженеров и Русским музеем.
По возвращении из-за границы приехал в Москву, чтобы выполнить заказ на создание серии акварельных работ с изображением только что отреставрированных интерьеров старинного дома князей Юсуповых. Вскоре был приглашен преподавателем на архитектурное отделение МУЖВЗ, а затем в Строгановское художественно-промышленное училище, где вел композицию в старших классах. В 1898 женился на художнице Римме Никитичне, урожд. Шмидт (Р. Н. Браиловская).
В 1900-е занимался архитектурными обмерами, изучением и копированием фресковой живописи древнерусских памятников Москвы, Ярославля, Ростова, Суздаля и Новгорода. Большинство созданных им работ было приобретено ИАХ, некоторая часть – Византийским музеем при Сорбонне в Париже. Копии росписей церкви Спаса на Нередице близ Новгорода были опубликованы в издании французского ученого-византиста Жана Эберсольта. Создал акварели с видами античных руин, архитектурных памятников различных стран и эпох, с интерьерами храмов и дворцов. Нередко прибегал к вымышленным архитектурным образам, сказочным и мистическим сюжетам. Занимался оформлением интерьеров, делал эскизы мебели, бронзовых изделий в «русском стиле» и стиле эпохи модерн.
Участвовал в выставках: Весенних в залах ИАХ (1898, 1902, 1903), Общества русских акварелистов (1891–1893, 1895, 1898–1905), МОЛХ (1898, 1901), МТХ (1899, 1906–1917), Нового общества художников (СПб., 1909–1917), «Салон» В. А. Издебского (1910), «Мир искусства» (М., 1911), «Художники – товарищам-воинам» (М., 1914), «Художники Москвы – жертвам войны» (М., 1915), «Современная живопись» (М., 1916/1917) и др. Состоял членом Общества русских акварелистов, Общества архитекторов-художников (член редакционной комиссии), Московского археологического общества, Московского товарищества художников.
С 1909 занимался созданием декораций и костюмов для московских театров. Оформил спектакли: «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1911), «Стакан воды» Э. Скриба (1911), «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда (1912), «Венецианский купец» Шекспира (1916) и др. для Малого театра, создал эскизы к опере «Дон Жуан» Моцарта (1916) для Большого театра и др.
Осуществил несколько архитектурных проектов в стиле модерн, среди которых – здание театра в Екатеринославе (ныне Днепр, Украина; совм. с И. В. Жолтковским), виллы П. Н. Перцова в Туапсе, виллы в Крыму (в том числе собственная и художника К. А. Коровина), здание мастерской и перестройка собственного особняка в Москве (Хлудовский тупик, 8, 1911), памятники на могилах А. П. Чехова на Новодевичьем кладбище в Москве (1907) и композитора В. С. Калиникова в Ялте (1908). Участвовал в конкурсе проектов дома П. Н. Перцова в Москве (1905), нового здания МУЖВЗ (1906–1907). Сам мало занимался строительством и ограничивался работой над эскизными проектами. В 1916 получил звание академика архитектуры с формулировкой «во внимание к известности на художественном поприще» (был последним, кто получил это звание от Императорской АХ).
Летом 1917 с женой выехал в Ялту, где участвовал в двух выставках (декабрь 1917, октябрь 1918). В 1918 эмигрировал в Константинополь, в 1920 провел персональную выставку в здании русского посольства. В 1921 участвовал в выставке русского искусства в Париже (галерея Devambez). В 1922 переехал с женой в Белград, где стал руководителем художественной мастерской Народного театра. За три театральных сезона оформил с женой 18 постановок, в числе которых – оперы «Царская невеста» и «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, «Кармен» Ж. Бизе, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, драмы «Ричард III» и «Король Лир» Шекспира, «Найденыш» Б. Нушича и др.
В 1924 переехал с женой в Италию и поселился в Риме. Под влиянием русских католических священников А. Сипягина и М. Недточина они приняли католичество и стали прихожанами храма св. Антония Великого при Папской коллегии Руссикум. В 1920-е вместе с женой исполнил цикл стилизованных картин «Видения Старой России». Участвовал в групповых выставках в Риме, Милане, Париже, Лондоне, Амстердаме, Гааге, Мюнхене, Будапеште и Нью-Йорке, в Большой выставке русского искусства в Белграде (1930). В 1929 участвовал в 3-й выставке Художников-маринистов в Риме, провел персональную выставку в Galleria Bardi в Милане и совместную с женой выставку в римской галерее Fiamma; в 1930 их совместная выставка прошла в парижской галерее W. Hirshman.. По инициативе епископа М. Д'Эрбиньи, президента Комиссии Pro Russia, ему было поручено создание коллекции картин, изображающих древнерусские церкви и монастыри, для коллекции Ватикана. В 1932 в Папском Восточном институте была устроена выставка 40 картин четы Браиловских, воспроизводящих памятники русского религиозного зодчества. При участии княгини М. Радзивилл был издан иллюстрированный каталог их картин и выпущена серия открыток. Эта коллекция была подарена папе Пию XI и стала частью ватиканского музея Петрианум. В 1966 музей был упразднен, а его здание полностью снесено. Коллекция работ Л. М. и Р. Н. Браиловских была распределена между Конгрегацией восточных церквей и Папской коллегией Руссикум, где хранится по сей день.
Участвовал в художественном оформлении театральных постановок Татьяны Павловой в Риме и Милане. Создал декорации к спектаклям: «Мирра Эфрос» Якоба Гордина (Театро Филодрамматичи, Милан, 1929), «Госпожа Фалкенштайн» П. М. Росси ди Сан Секондо (Театро Олимпия, Милан, 1929), «Гроза» Островского (Театро Валле, Рим, 1929), «Императрица развлекается» Альберто Казелла и Татьяны Павловой (Театро Одеон, 1934). В 1934 оформил благотворительный спектакль Балетной студии Ю. Н. Седовой в Каннах.
Квартира Браиловских в Риме была русским культурным центром, где регулярно проходили собрания для соотечественников, читались лекции и проводились дискуссии. Здесь супруги неоднократно устраивали свои выставки.
Похоронен на римском кладбище Верано; отпевание было совершено в храме св. Антония Великого при Руссикуме. Автор памятника на могиле – Р.Н. Браиловская.
Библиография: |
* РГАЛИ. Ф. 2275. Оп. 1 Ед. хр. 90 (Автобиография, 1931), Ф. 680. Оп. 1. Ед. хр. 712; РГИА Ф. 789. Оп. 11. 1886. Д. 82; Оп. 12. 1902. Д. З-1. * Булгаков; ХН СССР 2/60; РЗФ; ХРЗ. Новицкий А. Л. Браиловский и его произведения // Строитель. 1905. № 9. С. 321–322. Ежегодник Общества архитекторов-художников, 1906. Вып. 1. С. 23, 24; 1907. Вып. 2. С. 18, 19, 21; 1908. Вып. 3. С. 20–23; 1909. Вып. 4. С. 15. Эберсольт Ж. Византийские фрески Нередицы по акварелям М. Браиловского. 1906 Маковский С. Силуэты русских художников. Прага, 1922. С. 56. Ди Пиетра И. Ватикан – хранитель заветов русского церковного зодчества // К соединению. № 7-8 (1932). C. 36-37. Ди Пиетра И. Под кровом Отчим: Открытие картинной галереи // К соединению. № 12 (1932). C. 14. Ди Пиетра И. Под кровом Отчим: Историческая художественная выставка древних русских церквей // К соединению. № 1 (1933). C. 19. Сипягин А. Памяти друга // Заметки Русской духовной академии в Риме. № 9-10 (1937). C. 3. Ростовцев М. Памяти Л.М.Браиловского // Последние новости. 1937. 29 июля (№ 5969). С. 4 Алексинская Т. Русские художники-эмигранты // Возрождение. 1959. № 90. С. 110–111. Ермонская В. В., Нетунахина Г. Д., Попова Т. Ф. Русская мемориальная скульптура. М., 1978. С. 126–127, 153. Ил. 189. Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна: Творческие портреты. М., 2000. C. 49-50. Судейкина В. Дневник: Петроград. Крым. Тифлис. 1917–1919. М.: Русский путь, 2006. Колупаев В. Е. Издания русского зарубежья о творчестве Леонида Браиловского в Риме // 250 лет Музею Академии художеств: Материалы научной конференции. СПб., 2008. С.159-165. Колупаев В. Е. Русские художники Леонид и Римма Браиловские в России и Риме // Русские в Италии. Итальянцы в России: Взаимовлияние культур / Ред. В. Ю. Жуков. СПб.: ГАСУ, 2012. С.50-78. Шаханова А. А. Л. М. Браиловский (1867–1937): Материалы к биографии // Проблемы развития отечественного искусства. Научные труды (Институт имени И.Е. Репина). Вып. 24. Спб., 2013. С. 113-130. Россия и Ватикан. Русская эмиграция в Европе и Католическая церковь между двумя мировыми войнами / Ред. Е. С. Токарева, А. В. Юдин. М.: URSS. 2014. Шаханова А. А. «Спаситель Мира, Спаси Россию». Итальянский период жизни и творчества Л. М. Браиловского (1867-1937) по материалам римских архивов // Проблемы развития отечественного искусства. Научные труды (Институт имени И.Е. Репина). Вып. 32. СПб., 2015. С. 202-219. Шаханова А. А. Традиции «Мир искусства» на сцене Национального белградского театра начала 1920-хх годов. Творчество Л.М. Браиловского // Клио. 2015. № 9 (105). С. 177-184. Русские католики. Леонид и Римма Браиловские // В свете Евангелия. О Католичестве по-русски. Юдин А. В., Вассена Р. Леонид Браиловский // Русские в Италии. Gibellino Krasceninnicowa M. La mostra dei pittori Brailovsky nella sede del Pontificio Istituto Orientale. Estratto da «L'illustrazione vaticana». 23 (1932). Leonid Brailowski. Moskau // Die Kunst. 1906/1907. S. 254–257. L. and R. Brailovsky: Vision of Old Russia // The Studio. 1926. Vol. 91. P. 230–235. The Studio. 1927. Vol. 94. P. 383; 1928. Vol. 95. P. 446–449. L’Art Religieux Russe du XI au XVII siècle. Peintures àrchéologiques du professeur Léonide Brailowsky: [Catalogue]. Piazza Santa Maria Maggiore, 7. Institut Pontifical des Études Orientales. S. l., 1932. Brailovskii L.: Museo Petriano e catalogo delle pitture riproducenti le chiese piu’ importanti della Russia. Vatican: Tipografia poliglotta Vaticana, 1935. |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Благодарности: |
Антонина Альбертовна Шаханова за уточнения и дополнения. |
Дата ввода: |
22.03.2012 |