ШПЕРЛИНГ Николай Викторович

Shperling Nicolas

Н.В. Шперлинг

9 сентября 1881 (д. Бугаевка Таврической губ.) ‒ середина 1940 (Эфиопия). Живописец.

Сын губернского секретаря Виктора Петровича Шперлинга и Надежды Михайловны, урожд. Бугайской, дочери генерал-майора М.Н. Бугайского. К 1891 брак родителей распался, и мать забрав детей (старшего Сергея, Николая и младшую Марию), в 1892 поселилась в Москве.

Окончил 1-ю московскую прогимназию, брал частные уроки рисования у акварелиста Н.А. Мартынова. В 1900 поступил на историко-филологический факультет Императорского Московского университета, продолжая заниматься рисунком и живописью. В 1901 создал пять рисунков для художественных открыток Общины св. Евгении. Посещал антропософский кружок К.П. Христофоровой, участниками которого были поэты Андрей Белый, Марина Цветаева, Лев Кобылинский, философ Б.А. Фохт. В годы учебы для ознакомления с художественными музеями совершил путешествия в Берлин, Вену, Париж, Флоренцию.

В 1905 прервал обучение в университете в связи с призывом на военную службу во 2-й драгунский Санкт-Петербургский полк. По возвращению со службы, завершил в 1906. полный курс обучения в университете. В том же году дал эскиз «Людовик Х1У» для участия во 2-й акварельной выставке Общества им. Леонардо да Винчи в Москве.

Работы этого периода отражают интерес художника к теософии, мистике, восточной культуре. Этот интерес сблизил его со старшим товарищем композитором-символистом А.Н. Скрябиным, с которым познакомился через общего друга художника Л.О. Пастернака. Подарил композитору несколько своих картин (пастели «Восточный мудрец», «Траурный марш», литографии «Tibi, Purissima», «Портрет рыцаря Жиля де Рэ»), ныне они находятся в собрании Музея-квартиры А.Н. Скрябина в Москве.

В 1913 принял участие в выставках 20-й выставке картин Московского товарищества художников, выставках обществ «Московский салон» и «Мир искусства». В 1914 стал председателем общества «Московский салон»; по его предложению, почетным членом общества был избран А.Н. Скрябин, начинавший в эти годы опыты со светомузыкой.

С началом Первой мировой войны был мобилизован в 4-й гусарский Мариупольский полк в чине прапорщика. Участвовал в боях Северо-Западного и Северного фронтов. В течение 1915 был награжден пятью орденами: св. Станислава 3-й и 2-й ст., св. Анны 4-й, 3-й и 2-й ст. За боевые отличия произведен в звания корнета (август 1915), поручика (май 1916), штабс-ротмистра (июнь 1917).

В Гражданскую войну присоединился к Белому движению. В 1919 его работы трижды экспонировались на выставках 1-й, 2-й и 4-й выставках Московского хранилища произведений современного искусства в Москве в галерее Ламерсье, вероятно, представленные кем-то из близких друзей или родственников художника. 1 ноября 1920 в составе Мариупольского полка эвакуировался из Крыма в Турцию в Галлиполи, где смог вернуться к живописи.

В 1923 эмигрировал во Францию. В 1924 принял участие в Салоне Общества французских художников, показав 4 миниатюры символистского характера. Работы были отмечены критиком Ремондом Селиг, посвятившем художнику статью в журнале журнале «Revue du Vrai et du Beau, Arts et Letres». Не задержавшись во Франции, начал путешествовать, жил в Сербии, Германии, Египте.

Посещение Египта сыграло ключевую роль в жизни художника. Он приобрел известность как портретист, выполняя заказы представителей египетской аристократии, в том числе короля Ахмеда Фуада I. В 1926 в Александрии в галерее Paul состоялась его персональная выставка. Здесь же в Египте он познакомился с греком коллекционером и меценатом Антонисом Эммануилом Бенаки (1873‒1954) и получил от него предложение работать над изображениями коллекции народных греческих костюмов, которую Бенаки начал собирать для будущего музея в Греции. В 1929 художник совершил путешествие в Индию и в сентябре‒ноябре того же года по приглашению А.Э. Бенаки посетил Афины, а в 1930 окончательно переехал в Грецию и приступил к работе для будущего Музея Бенаки (открыт в 1931). Через три с половиной года получил греческое гражданство.

В течение почти 15 лет художник исполнил 112 акварелей (37х20 см) с изображениями греческих костюмов (из них 86 поступили в собрание Музея Бенаки). В качестве моделей художнику позировали члены семьи Бенаки, известные греческие политики, писатели, благотворители. По замыслу А.Э. Бенаки, акварели художника служили эталоном для издания в технике цветной ксилографии трех альбомов «Народные греческие костюмы» тиражом 300 экземпляров каждый. Дополнительные 25 экземпляров альбомов, сделанных на ватмане ручной работы, предназначались в подарки библиотекам ведущих музеев мира. Научное описание и каталогизация костюмов были поручены известному специалисту народного творчества Ангелики Хаджимихали. Первый альбом, включавший 55 цветных ксилографий вышел в августе 1948, уже после смерти художника. Второй альбом, включавший 57 изображений вышел в 1954, издание третьего тома не было осуществлено.

Кроме работы над альбомами, художник получал частные заказы на портреты. Исполнил экслибрис к книгам родной сестры Бенаки, греческой писательницы Пенелопы Дельты.

По воспоминаниям современников снимал квартиру в центре Афин, недалеко от Олимпийского стадиона и Музея Бенаки. В круг его друзей входили члены семьи художника Николая Химоны, художник Аристотель Василькиоти, выпускница ЦУТР Лидия Боржек.

Библиография:

† Архив И. Жалниной-Василькиоти (Письмо С.И. Демидовой В.А. Бессмертному от 25 июля 1948, дар Н.В. Дейл, США); Архив музея Бенаки, Афины, Греция (Биография Николая Шперлинга et al.).

Скрябин и современники. Материалы к биографии Н.В. Шперлинга / сост. В. Попков, О. Дубровина, О. Санжарова. М., 2016.

Жалнина-Василькиоти И. Художник Николай Шперлинг и коллекционер Антонис Бенаки // Русское искусство. 2016. № 2. С. 96‒103.

Selig R. Nicolas Sperling // Revue du Vrai et du Beau, Arts et Letres, Paris, 25 Juillet 1924. P. 12.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

10.09.2018