ШЛИХТ Георг Оскарович
Sсhlicht Georg
27 декабря 1886 (с. Владыкино, Саратовская губ., ныне Ртищевский район) ‒ 6 декабря 1964 (Берлин). Живописец.
Отец – немецкий инженер, приехавший в Россию в 1880-е; мать – урожд. София Галатина, старого дворянского рода. Юные годы провел в Саратове, где обучался в городской гимназии и в Боголюбовском рисовальном училище (1908‒1910). В 1911‒1915 учился на архитектурном отделении в МУЖВЗ, однако диплома не получил. Участник 1-й выставки картин и этюдов Художественно-артистической ассоциации в Санкт-Петербурге и Москве (1912). В 1912 женился на Ксении Силиной.
В 1915 в связи с Первой мировой войной как немецкий подданный был интернирован в г. Бирск Уфимская губ. Разработал проект здания городской управы (1917).
В 1918 вместе с семьей уехал в Германию. Жил в разных городах (Людвигсбург, Гамбург, Эйзенах), в начале 1920-х окончательно обосновался в Берлине. Участвовал в оформлении спектаклей как театральный художник: балета «Жар птица» И.Ф. Стравинского, опер «Борис Годунов» М.П. Мусорского; «Садко» и «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова. Занимался книжной графикой, иллюстрациями к журналам (в т. ч. «Жар-птица». 1922. № 7), рисовал эскизы почтовых открыток. Автор иллюстраций к к неммецким и русским изданиям книг: «Конек-Горбунок» П.П. Ершова (1922), «Тысяча и одна ночь» (1928), «Сказки А.С. Пушикна». В 1926 написал «Автопортрет со св. Георгием, поражающим дракона». Реставрировал и копировал картины немецких художников Морица фон Швинда и Адольфа фон Менцеля. В 1926 женился вторично на Елизавете Йоханнес (ум. 1984).
В 1920‒1930-е профессионально занимался иконописью. В этот период можно выделить три основных цикла: изображение Богоматери, сцены из Откровения Иоанна и Апокалипсиса, русские «Тройки». Создал картины: «Поклонение пастухов», «Седьмой ангел, изливающий чашу гнева господня», «Богородица всех скорбящих радостей», «Семиглавый дракон с великой вавилонской блудницей», «Снятие с креста» и др.
С приходом к власти нацистов в 1933 перестал участвовать в выставках. Жанровый диапазон его картин сузился до натюрморта, портрета и пейзажа, а сфера общения до ближайшего окружения. В 1940-е работал над циклом картин «Апокалипсис-Война». В 1944 многие его произведения погибли в сгоревшей во время бомбежки мастерской. В 1945 написал несколько вариантов картины «Апокалипсический Красный конь».
В 1948‒1949 исполнил по заказу серию (нескольких десятков) графических портретов русских деятелей культуры и науки (писателй Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, В.Г. Белинсокго, М. Горького, А. Белого, Л.Н. Андреева; ученых М.В. Ломоносова, И.П. Павлова, Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, Н.И. Лобачевского, Н.И. Вавилова и др.).
В 1952 создал историческое полотно «Встреча русских и немцев в сентябре 1812 года» для Музея истории Берлина. В 1955 в поездке по Италии написал серию пейзажей Венеции и других итальянских городов.
Похоронен на кладбище Гумбольдта в Берлине. Произведения находятся в основном в частных коллекциях. В 1977 прошла мемориальная выставка в берлинской галерее Вестфаль (41 живописных и 36 графических работ). В 1988 пять его работ были представлены на берлинской выставке «Русские в Берлине. 1920-е». В 2015 прошла выставка «Жар-птица Георга Шлихта» в Доме-музее Николая Загрекова в Берлине (34 работы).
Дети: сын Эрих (1913–?), дочь Ирмгард (1928–2014).
Библиография: |
* РГЛАЛИ Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 2356. Крылов А., Крылова О. Жар-птица Георга Шлихта. Берлин, 1999 |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
01.02.2014 |