ШАПОВАЛ Юлий (Юла, Жюль)
Chapoval, Youla
3 ноября 1919 (Киев) – 16 декабря 1951 (Париж). Живописец.
Из богатой еврейской семьи. Младший брат пианистки, певицы и художницы Бэлы (Белианы) Шаповал-Маузеско. В 1924 был вывезен родителями в Германию, затем жил в Париже.
В юности увлекся искусством и литературой. Получил образование в частных лицеях Janson de Sailly и Claude Bernard. В 1939 поступил на факультет медицины Сорбонны и брал уроки живописи в академии Гранд Шомьер. Тогда же состоялось его знакомство с П. Пикассо и Ж. Кокто.
В 1940 был мобилизован во Французскую армию. Вскоре после капитуляции Франции бросил медицину, чтобы посвятить себя живописи. В июле 1942, когда начались массовые аресты евреев, бежал из Парижа в свободную зону в Марсель (мать и сестра Маня, оставшиеся в Париже, были депортированы в Польшу, где погибли). В Марселе поступил в Высшую школу изящных искусств. Там познакомился с искусствоведом и критиком Роже Ван Жиндерталем (R. Van Gindertael), советы которого оказали на него сильное влияние. В 1943 переехал в Тулузу, где повстречал Жанну Дэпюжоль, ставшую в 1946 его женой.
Вернувшись в Париж в 1944, поселился на авеню Montaigne, 46. Вновь встретился с Пикассо и Ж. Кокто, начал плодотворно работать и продавать свои картины. Среди его первых покупателей был маршан Анри Бенези (Henri Benezit). В 1947 познакомился с художественным критиком Дугласом Купером и коллекционером Анри Дютийолем (H. Duthilleul), которые способствовали его продвижению. В том же году получил 2-й приз на выставке Молодых художников и провел первую персональную выставку в галерее Жанны Бюше (Jeanne Bucher).
В 1949, после разрыва с женой, переехал в мастерскую на проспекте Junot. Под влиянием идей В. В. Кандинского перешел к абстрактной живописи, параллельно создавал кубистические произведения; работал в технике акварели и гуаши. В 1949 вновь провел персональную выставку в галерее Жанны Бюше, в том же году участвовал в выставке авангардистов «Les Mains éblouies» («Восхищенные руки») в галерее Maeght и совместно с Мари Рэмон получил Приз Кандинского. В 1950 провел выставки в крупных парижских галереях Denise René (вместе с М. Рэмон) и Henry Bénézit. В 1950 и 1951 участвовал в Майском салоне и в Салоне Новых Реальностей. В 1951 вернулся к фигуративной живописи. В 1951 выполнил три больших фрески для Школы Ланжевен (École Langevin) в Сюрен под Парижем. По окончании этой работы покончил жизнь самоубийством, причины которого остались невыясненными.
Наследие художника включает около 800 работ. Его мемориальные выставки прошли Осеннем салоне (1952), галерее Henri Benezit (1957), галерее La Bussola в Турине (гуаши, 1958), галерее Bergamini в Милане (1959), салоне Новых реальностей (1959), Музее современного искусства города Парижа (1964) и в Центре современного искусства в Вильнёв д’Аск (Villeneuve-d’Asq, деп. Нор, 1991).
Произведения хранятся в Музее современного искусства города Парижа, Центре современного искусства в Вильнёв д’Аск и в Музее изящных искусств в Нанте. В 2008 около 50 его полотен экспонировалось в рамках Бьеннале антикваров в парижской галерее Лорантен.
Библиография: |
* Незабытые могилы; РЗФ; Benezit 2/434; Seuphor 147; Vollmer 1/422; 5/374; AI 7/278, 9/193, 11/115, 12/207. |
Сайты: | |
Произведения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
02.08.2014 |