МУСАТОВА Элеонора (Нора) Григорьевна

Musatovа N.

Н. Мусатова

6 декабря 1931 (Прага) – 9 октября 2010 (Прага). Живописец, график.

Дочь Г. А. Мусатова. Посещала в Праге русский детский сад и училась в Русской реальной гимназии, которую окончила в 1950. В юности заинтересовалась балетом и театром. В 1950‒1954 училась на театральном факультете Академии исполнительских искусств в Праге, однако с мечтами о карьере драматической актрисы пришлось расстаться, так как не смогла преодолеть «русскую интонацию в речи». В 1954–1956 училась в пражской Высшей школе прикладного искусства у профессоров Я. Новака и М. Сальцмана, курс не закончила (по какой специальности училась?). Кроме педагогов, на ее становление как художницы оказало творчество отца и чешского художника К. Соучека.

В 1947 вместе с матерью Верой Георгиевной Мусатовой получила советское гражданство. В 1956 мать и дочь по частному приглашению совершили поездку в СССР, побывали в Узбекистане, где проживали родственники матери. В семье художницы хранится ряд небольших зарисовок тушью, карандашом и акварелью, сделанных во время этой поездки.

В 1950‒1960-х сотрудничала с чешско-русскими журналами «Svět Sovětů» («Мир советов»), «Čtení o SSSR» («Чтение о СССР»), с советскими журналами «Клуб и художественная самодеятельность», «Искусство» и др. Рисовала карикатуры для журналов «Plamen» («Пламя») и «Kulturní tvorba» («Культурное творчество»).

В 1960 организовала первую персональную выставку, прошедшую в Праге. В 1960-х — кандидат в члены, затем — член Союза чехословацких художников. В поисках собственной художественной манеры в 1968 начала создавать картины на стекле. Важную роль в ее работах играет рисунок, сотканный из плотного «клубка» тонких хаотичных линий, написанный черной тушью на стекле. Цвет наложен поверх рисунка, колористическая гамма всегда богата и интенсивна, построена на сочетании глубоких оттенков основных цветов. Для достижения эффекта «мерцания» картины накладывала на неплотно прописанный красочный слой серебряную, золотую или цветную фольгу.

Сюжетное развитие темы в работах художницы сильно литературализировано. Ее произведения с большим количеством фигур и объектов намерено повествовательны и требуют длительного прочтение Темой работ часто выступает Прага, но это не пейзажи; для художницы город являлся прежде всего вместилищем таинственного и мистического. Создавала на стекле свободные копии: средневековых) мадонн и древнерусских икон. По стилистике произведения художницы можно отнести к фантастическому реализму.

В начале 1970-х с творчеством художницы познакомился американский арт-дилер) Бетховен (H. J. Beethoven). При его посредничестве в 1973‒1974 она провела три успешные (и в коммерческом отношении также) выставки во Флориде. В 1979 ее работы экспонировались там же совместно с графикой Марка Шагала, что, по мнению художницы, послужило причиной для ее исключения из Союза художников ЧССР. Как следствие, ей не предоставлялись социальная поддержка и была отобрана мастерская, предоставленная Фондом художников Чехословакии.

В 1980-е была вынуждена работать на пражской фабрике по производству бумаги, затем экскурсоводом чехословацкой турфирмы «Чедок». Тем не менее в этот период смогла устроить несколько выставок в Праге и небольших городках в ее окрестностях.

С 1981 работала в области книжной графики. Создала иллюстрации для книг, вышедших в переводе на чешский язык: к повести украинского писателя Ю. М. Щербака «Z kroniky mмsta Jaropolu» («Хроніка міста Ярополя»; «Летопись города Ярополя», 1981), к сборнику рассказов и повестей русского писателя М. Рощина «24 dní v ráji» («24 дня в раю», 1982), к книге болгарского прозаика Ивайло Петрова «Nejvhodnější občan republiky» («Самый подходящий гражданин республики», 1984), к повести М. Булгакова «Дьяволиада» (1985), к сборнику «Bohatýrské byliny» («Богатырские былины», 1986), к адаптированному для детей изданию Библии «Dětská Bible: Starý zákon, Nový zákon» («Детская Библия: Ветхий Завет, Новый Завет», 1991). Иллюстрации к Ветхому и Новому Завету демонстрировались на выставках под патронатом Посольства СССР в Чехословакии и Швейцарии. Продолжала работу в области иллюстрации и в 1990-х.

После «Бархатной» революции и смены режима в Чехословакии в 1989 художница приняла решение восстановить гражданство Чехословакии. Стала членом Унии художников. В 1990-е показы ее работ состоялись, помимо Чехии, в Англии, Франции, Германии и США. Ее произведения высоко оценивались художественными критиками в Чехии и Швейцарии, интерес представляет сравнение ее творчества с творчеством немецкого экспрессиониста Отто Дикса. В 1999 получила премию Франца Кафки за вклад в искусство.

С 1960 жила в гражданском браке с режиссером и драматургом Радомиром Грабаком (1921–1996); в Праге живут две их дочери — Катержина (художница, продолжательница семейной традиции) и Ноэми.

Похоронена на пражском кладбище Страшнице.

Большинство произведений художницы хранится в семье дочери Катержины. Работы имеются также в собрании «Галереи 9» при Администрации района Прага 9, в Доме-музее М. Цветаевой в Москве, в частных коллекциях Чехии, Германии, Голландии, Австрии, США, России.

Библиография:

† Архив семьи Мусатовых, Прага; NAČR. F. PŘ.

Kořán I. Nora Musatova. Olejomalba na skle. Muzeum v Jindřichově Hradci, červenec 1985. Katalog výstavy. Jindřichův Hradec, 1985.

Wienröder H. Mütterchen Russland auf Besuch //Zürichsee. 7.12.1991. S. 17.

Nyklová M. Na skle malované // Slovo pro ženy. 29.03.1996. S. 9.

Jančárková J. «S Musatovou budu vystavovat rád», řekl Marc Chagall. Rozhovor s E. Musatovou // Tvar. 2. Praha 2000. S. 8–9.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

13.12.2014