БЕЛЬЦОВА (Бельцова-Сута) Александра Митрофановна
Beļcova А.
5/17 марта 1892 (Новозыбков, Черниговской губ., ныне Брянская обл.) – 1 февраля 1981 (Рига). Живописец и график, художник по фарфору.
Дочь крестьянина и поповны. В 12 лет потеряла родителей. В 1912–1917 училась в Пензенском художественном училище, где ее соучеником был будущий муж латышский художник Роман Сута (Romans Suta, 1896–1944), эвакуированный в Пензу в числе учеников Рижской художественной школы. После революции оба оказались в Петрограде, где Р. Сута вступил в отряд латышских стрелков. Она же занималась в Государственных свободных художественных мастерских под руководством Н. И. Альтмана.
В 1919 выехала в Латвию, куда ранее репатриировался Р. Сута. В 1922 в Риге состоялась их свадьба, на которой ее посажённым отцом был поэт Янис Райнис. Супруги отправились в Париж, где в том же году у них родилась дочь Татьяна. В дальнейшем супруги жили в Риге, но часто выезжали за границу, бывали в Париже, подолгу работали в Вансе.
В 1920 вошла в Группу рижских художников, участвовала в ее выставках (1920, 1923, 1924). Участвовала также в Большой берлинской художественной выставке (Grosse Berliner Kunstausstellung, 1923), в выставках обществ «Zaļā vārna» («Зелёная ворона») и Рижского общества графиков (1927–1931, Рига, Прага, Варшава, Вашингтон, Вена). В 1928 провела в Риге совместную выставку с Р. Сутой. В ранние годы испытала влияние Пикассо и Брака, создавая работы в духе кубизма, позже разрабатывала стиль декоративного кубизма и ар-деко, однако со временем в ее творчестве стали преобладать реалистические тенденции.
В 1924 вместе с Р. Сутой и С. Видбергом организовала мастерскую по росписи фарфора «Балтарс» (««Искусство Балтики»), которая существовала до начала 1930-х. В 1923 работы мастерской экспонировались в Париже на выставке «L’Art d’Aujourd’hui». В 1925 фарфор с маркой «Балтарс» был представлен на II Выставке прикладного искусства и на Международной сельскохозяйственной и промышленной выставке в Риге, а затем – на Международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже, где завоевал две золотые и одну бронзовую медали. Севрский национальный музей керамики приобрел работы всех трех художников мастерской. В 1930 работы мастерской были показаны в Швеции и США, в 1933 – в Норвегии.
В годы Второй мировой войны оставалась в Латвии. Муж, занимавший должность главного декоратора Рижской киностудии, в начале лета 1941 уехал из Латвии в Грузию, где стал работать художником в Тбилисской киностудии. В 1944 он был арестован и расстрелян как «враг народа».
В декабре 1943 – январе 1944 участвовала в выставке художественного салона «Искусство и архитектура» в оккупированной немцами Риге, в апреле–мае 1944 – в Выставке картин русских художников, устроенной Русским комитетом в пользу эвакуированных в Рижском художественном музее.
В 1945, с приходом советской власти, была принята в Союз художников Латвийской ССР. В 1946 впервые после долгого перерыва посетила Москву и Ленинград. В первой половине 1950-х ей вменялся в вину «формализм», что вынудило приспосабливаться к требованиям соцреализма и обратиться к жанру реалистического портрета, который позже формировался у нее под влиянием «сурового стиля». В 1970-е вернулась к свободной колористической манере и к декоративной условности, что принесло ей признание в качестве классика современного латышского изобразительного искусства. Персональные выставки состоялись в Риге (1962, 1972), Тукумсе (1963), Лиепае (1973), Ленинграде (1972/1973 и 1977). Мемориальные выставки прошли в Риге (1984 и 2002), Лиепае и Мадоне (1985), Валмиере (1986).
В 2004 дочь Татьяна Сута, искусствовед и тележурналист, завещала Национальному художественному музею Латвии квартиру, в которой жила семья художников, а также всю коллекцию их работ и семейный архив. На этой основе в 2008 в Риге открыт Музей Р. Суты и А. Бельцевой (ул. Элизабетес, 57А).
Библиография: |
* РГАЛИ. Ф. 2082. Оп. 7. Ед. хр. 145 (личное дело А. М. Бельцовой). * ХН СССР. Т. 1. С. 353–354. Каталог выставки произведений Александры Бельцовой к 70-летнему юбилею / Вступит. ст. Г. Карклинь; сост. С. Крейц. Рига, 1962. Александра Бельцова: Альбом репродукций / Вступит. ст. Г. Карклинь. Рига, 1965. Каталог выставки произведений Александры Бельцовой к 70-летнему юбилею. Рига, 1972. Сута Т. Пастели Александры Бельцовой // Даугава. 1992. № 5. Бужинска И. Две женщины-художницы в Латвии. Александра Митрофановна Бельцова и Маргарита Лиепине-Скулме // Амазонки авангарда / Сост. Г. Ф. Коваленко. Москва, 2004. С.264–275 Евсеева Н. Творчество Романа Суты (1896–1944) и Александры Бельцовой (1892–1980). Краткий анализ // Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 16–17. Витебск, 2009. С. 77–84. Евсеева Н. Творчество Александры Бельцовой (1892–1981). Автореферат диссертации. Латвийская Академия художеств. Рига, 2012. А. М. Бельцова // Прошлый век. Галерея искусств ХХ века. Малнач А. Александра Бельцова // Русские Латвии. |
Сайты: | |
Произведения: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Благодарности: |
Наталье Евсеевой (Рига) за ценные дополнения, фотографии и репродукции. |
Дата ввода: |
29.10.2012 |