ЦЕРКОВЬ СВ. АП. АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО.
Свято-Андреевского скита на Афоне. Стамбул, Турция

Андреевское подворье. Русская часовня на греческом кладбище в квартале Шишли

В начале ХХ в. через Стамбул ежегодно проезжали 8–10 тыс. русских паломников. В ожидании парохода в Святую Землю или на Афон они проводили на берегах Босфора определенное время. Кроме этих паломников, Стамбул посещали множество матросов с русских торговых и военных судов, приезжие из славянских стран. Каждый такой путешественник считал своим долгом поклониться царьградским православным святыням.

В 1880-е для обслуживания паломников три главные русские обители на Афоне — Пантелеимоновский монастырь, Андреевский и Ильинский скиты почти одновременно приобрели в Галате, портовом квартале Стамбула, расположенном на европейском берегу, земельные участки, чтобы построить странноприимницы с домовыми храмами при них. Это были многоэтажные жилые здания, возведенные по планам и под надзором местных греческих архитекторов. Храм занимал, как правило, верхний этаж, на нижних находились комнаты для паломников с общими кухнями. Венчал здание низкий «византийский» купол и русский восьмиконечный крест. (Благодаря влиянию православной России, с 1880-х в Стамбуле было разрешено ставить кресты на христианских храмах).

Подворье Андреевского скита и его церковь были построены в 1888–1890. Служили в ней иноки скита, посланные на «константинопольское послушание». Они вели богослужения, обслуживали паломников, занимались большим подворским хозяйством. Паломники находили здесь всё для себя нужное: ежедневные службы на церковнославянском языке, организованное посещение святых мест в Царьграде, оформление документов, а также бесплатное жилье и пропитание. За проживание плата не взималась, каждый жертвовал, сколько мог.

Согласно свидетельству священномученика о. Александра Трапицына, посетившего Стамбул в 1894 «под кровлей подворий русский паломник находит мирный уголок России и после шума и гама и всего, что он видит и слышит на улицах турецкой столицы, ему приятно здесь отдохнуть. Дома подворий довольно обширные, в несколько этажей и выстроены скорее в европейском, чем азиатском вкусе. При каждом подворье имеется церковь, где богомольцы ежедневно могут слушать богослужение на родном языке. Комнаты для паломников светлы и опрятны; нет в них излишних затей, но есть все необходимое; комнаты имеются и общие, и отдельные. Пища в подворьях предлагается одинаковая с братской»

С началом Первой мировой войны Андреевское, как и другие русские подворья, было турками закрыто, часть монахов, как подданных вражеской державы, интернирована. После капитуляции Турции командование войсками Антанты, занявшими Стамбул, вновь открыло подворье, но в него вместо паломников хлынули беженцы из России. Таковых, по разным оценкам, в городе поначалу было от 200 до 500 тысяч. Афонские монахи охотно предоставляли им кров на своих подворьях. Один из беженцев писал о пребывании на Андреевском подворье: «Здесь не пресеклось православное уставное богослужение, чинное, благоговейное, странно спокойное на фоне всеобщего разрушения, при пении не многолюдного, но дивного хора. <…> Здесь — старая Россия, даже этот запах трапезы в часы стола, эта старая афонская, такая вдумчивая, такая любвеобильная и смиренная вежливость».

В 1923–1925 советское правительство попыталось завладеть святогорскими подворьями, но эти притязания были отринуты, поскольку строения никогда не принадлежали российскому государству. После прихода в России к власти большевиков русские святогорцы приняли турецкое подданство. Несмотря на это в конце1929 турки реквизировали подворья как собственность «прежнего русского императорского правительства» и опечатали храмы. Здание заняли турецкие учреждения и квартиросъемщики. В связи с этим советские власти предприняли новую попытку завладеть подворским имуществом. Только в 1934 с помощью особой Европейской комиссии, которая улаживала споры турок с греками, Вселенский Патриарх сумел вернуть монахам их подворья. Но, увы, вся церковная утварь из них исчезла.

В 1950 при Андреевском подворье возникло Русское благотворительное общество, которое занялось организацией эмигрантской жизни и опекой русских эмигрантов. В 1963–1990 его возглавлял инженер-электрик Николай Георгиевич Тимченко, умерший в возрасте 102 лет. Его место занял Александр Степанович Симухин, родившийся в 1916 в Стамбуле в семье дипломата.

В подворской церкви сохранились первоначальный иконостас русской работы и настенные росписи, выполненные в «нестеровском» стиле в 1928–1929 местным эмигрантом Н. К. Перовым, который с 1957 руководил Русским благотворительным обществом и работал сценографом. Лестницу в храм он украсил изображением Андреевского скита на Афоне, в плафоне изобразил собор афонских и киевских святых. Восемь образов в иконостасе — тоже кисти этого художника. В большом киоте находятся иконы свт. Николая Чудотворца и вмч. Пантелеимона Целителя.

Хотя в 1971 в Андреевском скиту на Афоне умер последний русский монах, и он ныне заселен греческой общиной, подворская церковь сохранила свою русскость, несмотря на подчинение Вселенскому Патриарху. Служат в ней на церковнославянском языке и по юлианскому календарю. Все чаще в церковь приходят новые эмигранты из России, хотя в созданной в 1943 общине преобладают пожилые потомки эмигрантов первой волны.

С конца XIX века и до 1934 подворье окормлял архимандрит Софроний (Баринов), скончавшийся позднее на Афоне. Его сменили иеромонах Никон и прот. Петр Хайдуков, серб по национальности. Отец Симеон, нынешний настоятель, который служит уже несколько десятилетий, — родом из Болгарии. Хоронят русских, умерших в Стамбуле, на русском участке греческого кладбища в северном квартале Шишли, где стоит небольшая часовня с характерной маковкой. Немало русских захоронений есть и на Болгарском кладбище.

В Стамбуле сейчас не существует влиятельной и культурной русской колонии. Послереволюционная эмиграция еще в 1920-х в большинстве своем выехала в Европу, не пожелав принимать вводимое насильственно турецкое гражданство; живы лишь немногочисленные потомки, родившиеся в Турции. Вторая, послевоенная эмиграция Стамбул заметно не затронула, как и третья. Нынешняя четвертая волна устремилась тоже в ином направлении и лишь немногие русские (в основном, женщины) оседают в мусульманском Стамбуле.

Адрес: Istambul Galata, Mumhanesi caddesi, 63.

Библиография:

* Стамбул. Архив Андреевского подворья и Русского благотворительного общества.

Одесское и Константинопольское подворья Русского Свято-Андреевского на Афоне скита и краткая история означенного скита. Одесса, 1886.

Талалай М. Г. Русский Афон. М.: Паломникъ, 2003. С. 136-143 (переизд. М.: Индрик, 2009. С. 125-133).

Талалай М. Г. Церковь св. ап. Андрея Первозванного на подворье Свято-Андреевского скита // Русские храмы и обители в Европе. СПб.: Лики России, 2005. C. 208-209.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

26.12.2011