ИЗЕНБЕК Федор Артурович

Isenbeck Théodor

Ф. Изенбек

3 сентября 1890 (Санкт-Петербург) – 10 августа 1941 (Брюссель). Живописец, график.

Из семьи морского офицера. Окончил морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге и учился живописи в ИАХ. В 1908 совершил поездку в Париж, где работал в мастерской художника-символиста Анри Мартена. В 1911–1914 работал художником-зарисовщиком в археологических экспедициях от ИАХ в Туркестане (Бухара, Хива) и северной Персии. С тех пор навсегда полюбил Восток и называл себя Али.

Участник Первой мировой войны. Служил в 1-м Туркестанском стрелковом артиллерийском дивизионе, в звании прапорщика был награжден Георгиевским коестом 4-й ст. (18 сентября 1915). После революции присоединился к Белой армии. В чине полковника командовал батареей Марковского артиллерийского дивизиона.

Покинув Россию, через Турцию, Болгарию, Сербию и Францию в 1924 приехал в Брюссель, где занялся художественным творчеством. Жил в Юккле, предместье Брюсселя. Работал на фабрике ковров «Le Tapis».

Писал городские пейзажи, портреты, натюрморты, композиции мистического характера, под влиянием Эрже (Жоржа Реми) создал несколько серий комиксов (не опубликованы). Увлечение Востоком проявилось в картинах, изображающих базары, фигуры танцовщиц в национальных одеждах, натюрморты с посудой, украшенной причудливыми сочетаниями геометрических и растительных мотивов. Восточные арабески отчетливо видны и в графических работах, темы которых не связаны с Востоком. Участвовал в бельгийских выставках, в том числе в выставке «Художники Восточной Европы» (1936).

С именем А. Изенбека связана история, сделавшая его известным в историографических кругах. По версии его брюссельского друга литератора и историка-любителя Юрия Миролюбова, Изенбек передал ему дощечки с древними письменами, которые он обнаружил в 1919 в одном из разграбленных имений России. Миролюбов в течение многих лет занимался расшифровкой древнего текста, посвященного дохристианской истории Руси и получившего название «Велесова книга». После смерти Изенбека в 1941 году дощечки пропали, остались только фотографии. По мнению авторитетных историков и филологов «Велесова книга» является подделкой и мистификацией, изготовленной в ХIХ веке или же самим Миролюбовым.

В 2002 вдова Миролюбова передала его архив и около 150 работ профессору Владимиру Перегинцу, который через год устроил выставку в Киеве. Произведения художника имеются также в бельгийских частных собраниях.

Библиография:

† AGR. Dossier d’étranger №1342013.

Ф. Изенбек. Мысли об искусстве. (Июль 1941).

Ю. Миролюбов. Выставки художника Изенбека. Рукописный текст (1948).

Ю. Миролюбов. Русская гордость – художник Изенбек. Рукописный текст (1948).

Федор (Али) Изенбек. Живопись, графика, рисунок. Частная коллекция В. Перегинца / Ред. П. И. Гусяча. Киïв: Видавнитство «Сталь», 2006. – 207 с., ил.

Annuaire général des Beaux-Arts de Belgique : T. IV (1935). P. 266; T. V (1936). P. 211.

Произведения:
География:
Составители:
Дата ввода:

26.08.2011