БОГОРОДИЦКИЙ ЛЕСНИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Провемон, Франция

Couvent de la Sainte Vierge de Lesna

Богородицкий Леснинский женский монастырь. Провемон, Франция.

История этого монастыря началась еще в XIX веке в старой России, на западной ее окраине, в Седлецкой губернии. В 1884, после воссоединения униатов Холмской Руси с Православием, в с. Лесна была основана женская община, которую возглавила графиня Евгения Борисовна Ефимовская (позже игуменья Екатерина). В 1889 община была преобразована в монастырь, где было шесть храмов и который особенно прославился просветительной и благотворительной деятельностью.

Число сестер в Лесне перед мировой войной доходило до 700 человек. Семья Государя дважды посетила монастырь; ему покровительствовал св. прав. о. Иоанн Кронштадтский, в 1899 побывавший в нем. По праздникам в обитель приезжало до 30 тысяч богомольцев. Главной святыней была явленная в 1683 чудотворная, имевшая круглую форму икона Божией Матери. Кроме того, в обители хранился золотой ковчежец с частицами мощей прп. Афанасия Брестского.

В 1915 сестрам пришлось покинуть обитель и, забрав чудотворную икону и мощи св. Афанасия, эвакуироваться в Петроград, на свое подворье, а также разместиться в Иоанновском и Новодевичьем монастырях. Через два года монахини переехали в Шапкинский монастырь на Днестре в Бессарабии, а из него в 1920, по приглашению Короля Александра, – в Сербию, сперва в монастырь Куведжин, потом – в Никольский монастырь XVI века в Хопове на Фрушкой Горе. В 1925 скончалась основательница монастыря, ее похоронили около церкви. Место настоятельницы заняла игуменья Нина. В Хопове сестры оставались до 1943, когда после нападения партизан-коммунистов, сжегших обитель, им пришлось срочно перебраться в Белград.

Монастырь, находившийся в юрисдикции Сербской Церкви и под духовным водительством афонского архим. Кирика, содействовал открытию 20 женских обителей, где игуменьями стали русские монахини. По сути дела, благодаря этому в Сербии было возрождено почти исчезнувшее женское монашество. Сестры также содержали детский приют, через который прошло около 500 сербских детей.

В Белграде монахини обосновались сперва в русской богадельне, где пережили ужас американских бомбардировок, а в 1944 – в бывшем русском студенческом общежитии. Они давали уроки, работали сестрами милосердия и прислугой, пряли шерсть. «Престарелая матушка Нина, невзирая на тяжкий недуг, мужественно и бескомпромиссно управляла монастырем, не поддаваясь никаким угрозам со стороны богоборческой власти. И понемногу монастырь стал прибежищем всех скорбящих русских и многих сербов, близкие которых пострадали».

Благодаря хлопотам о. Сергия Черткова, коммунистическая власть в августе 1950 разрешила 32 сестрам, вместе с двумя духовниками-валаамцами и чудотворной иконой, выехать во Францию. Там они несколько месяцев провели в католическом монастыре в Сен-Клу, а затем перебрались в деревню Фурке, вблизи Парижа, наняв дом бывшей семинарии. Случилось это при схиигумении Феодоре (кжн. Львовой), бывшей до 1977 настоятельницей обители. В этот период в монастыре жило около 50 монахинь, в основном пожилого возраста. Сестры шили облачения, делали четки и свечи, писали иконы, работали на огороде и на пасеке. Архиепископ Женевский и Западноевропейский Леонтий (Бартошевич) передал для домовой церкви обители иконостас, который ранее находился в Давосе.

«На французской земле монастырь остался как бы уголком старой России, вернее Святой Руси, и стал служить духовным прибежищем для очень многих. Постепенно число богомольцев возрастало: привлекала чудотворная икона Божией Матери, умилительные службы, жизнь тихой русской обители, ласковая приветливость монахинь, их сердечное участие скорбящим… Летом богомольцы приезжали на несколько дней, не только из Франции, но и из других стран, поговеть и побыть в обстановке старого русского монастыря». В нем любил бывать свт. Иоанн (Максимович) Шанхайский.

Из Фурке, который постепенно стал пригородом французской столицы, Леснинский монастырь в 1967 переехал в приобретенное на пожертвования поместье Провемон в долине Вексин, в центре Нормандии, в 80 км от Парижа. Он занял под кельи старинный двухэтажный особняк XVIII века, окруженный большим парком. Вместительный католический храм был обращен в православный. Старинные витражи сохранили; иконы для трехъярусного иконостаса, вырезанного из дуба по эскизу архитектора М. Ф. Козьмина, написала в древнерусском стиле монахиня Флавиана (Воробьева). Ее же работы два образа: вмч. Пантелеимона и св. прав. Иоанна Кронштадтского, помещенные в резные киоты. Из Греции был выписан семисвечник и несколько массивных подсвечников. Покойный инок Иосиф (Муньос), хранитель мироточивой иконы Монреальской Иверской Божией Матери, написал и подарил образ прп. Амвросия Оптинского.

После смерти игуменьи Феодоры обителью управляла игуменья Магдалина (графиня Граббе), ее сменила игуменья Макрина (Хальмова). Настоятелем в это время служил прот. Михаил Гудков. В 1993–2003 в монастыре на покое проживал архиепископ Западноевропейский и Женевский Серафим (Дулгов). На монастырском кладбище он и похоронен.

Кроме чудотворной Леснинской Божией Матери, в монастыре хранятся и другие святыни: вывезенные из России частицы мощей прп. Афанасия Брестского, полученные в Сербии частицы мощей прпмц. Анастасии Римлянки, вмч. Феодора Тирона, Первомученика Стефана, прп. Параскевы. Монастырю за время его пребывания во Франции русскими эмигрантами были также подарены частицы мощей ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, вмц. Варвары, свт. Иосафа Белгородского и другие мощи, привезенные с Афона и из Святой Земли.

В обычные дни сестры молятся в своей домовой церкви, где стоит привезенный из Фурке иконостас. Днем они работают на огороде, в саду и на пасеке. Много времени отнимает прием многочисленных паломников, приезжающих, часто с детьми, из разных стран русского рассеяния, а в последние годы также из России, откуда недавно прибыли некоторые молодые сестры. Ныне число инокинь и послушниц достигает 20 человек. Их окормляет иером. Евфимий (Трофимов).

С новым пополнением появилась возможность возродить затухавшую было хозяйственную жизнь монастыря – налажено изготовление свечей, звукозапись песнопений и разное рукоделие. По-видимому, сестрам не суждено вернуться в родную Лесну, но они над этим не задумываются. Они уже привыкли не иметь «зде пребывающаго града» и несут свое послушание в лоне Русской Православной Церкви за границей, подчиняясь епископу Западноевропейскому и Женевскому Амвросию (Кантакузену). На сегодня Лесна – самый большой женский монастырь этой Церкви в Европе и центр паломничества для многих православных людей.

В обители часто устраиваются церковно-певческие съезды, съезды православных организаций и заседания Синода РПЦЗ. Из Парижа добраться до нее удобнее всего на автомобиле. В монастыре паломника ждет теплый и сердечный прием.

Адрес: 1, rue du Moulin, F-27150 Etrépagny

Библиография:

Православные русские обители. СПб., 1910. (Репринт, 1994). С. 633–635.

Журнал Московской Патриархии. 1948. № 7. С. 64.

Русская мысль. 25.9.1950.

Еп. Никон. Леснинский женский монастырь (1885–1955). Нью-Йорк, 1955.

Маевский В. Лесна, Хопово, Фурке. Сан-Пауло, 1962.

Соллогуб А. А. Русская православная церковь за границей. Т. 2. Нью-Йорк, 1968. Стб. 1101–1113.

Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид, 1973.

Вестник Западноевропейской епархии (Брюссель – Женева).1986. № 27. С. 49–52.

Православный вестник. 1988. № 13–14. С. 9–12.

Православная Русь. 1999. № 5. С. 11–12, 15; 2004. № 6. С. 11–13.

Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине. М., 2003. С. 142–163.

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Сайты:
География:
Составители:
Дата ввода:

25.12.2010