ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА. Канны, Франция

Eglise Archange Saint Michel

Церковь Архангела Михаила в Каннах. Открытка.

Сто лет назад на юге Франции вторым после Ниццы знаменитым климатическим курортом был расположенный в 30 км от нее город Канны с населением около 25 тысяч человек. Средиземноморское побережье от французского Сен-Рафаэля до итальянской Генуи, длиною более 300 км, именовалось Лазурным берегом или Ривьерой. В последней четверти XIX века сюда на отдых и лечение в теплом климате (среднегодовая температура – 10о тепла), наряду с англичанами, стало приезжать очень много русских, хотя жизнь на курорте была недешевой. Больные приезжали на зимние месяцы, их часто сопровождали родственники и знакомые. В 1880 здесь отдыхала и лечилась Императрица Мария Александровна, супруга Александра II.

«Сравнительно с Ниццею, — писал путеводитель, — жизнь более тихая, правильная, барственная. Общество изящное, более или менее однотонное, состоит преимущественно из аристократии и богатых людей». К началу XX века здесь в течение 7–8 месяцев ежегодно проживало до 800 и более гостей из России. Многие из них, купив виллы в квартале «Калифорния», делались постоянными жителями Канн. Между тем, единственной православной церковью на всей Ривьере долгое время оставался Никольский храм в Ницце.

Такое неудобство побудило одну из постоянных жительниц Канн Александру Федоровну Скрипицыну, жену местного землевладельца Трипе, бывшего консула Франции в Москве, устроить для соотечественников на своей вилле «Александра», на шоссе Антиб, небольшую домовую церковь, св. мц. цар. Александры, освященную 23 декабря 1885. Служить в ней приезжал причт из Ниццы. На освящении присутствовала вел. кн. Анастасия Михайловна (1860–1922) со своим супругом великим герцогом Фридрихом-Францем Мекленбург-Шверинским.

С 1889 богослужения на вилле сделались более регулярными, ибо Анастасия Михайловна переехала лечиться в Канны и привезла с собой причт своей церкви в Шверине. Однако, вмещавшая всего 30 человек домовая церковь оказалась очень тесной для все возраставшей русской колонии.

Поскольку нужда в более обширном храме увеличивалась, прот. Григорий Евфимович Остроумов, духовник Анастасии Михайловны, обратился к вел. кн. Михаилу Михайловичу (1861–1929), женатому на внучке Пушкина и проживавшему зимой на своей вилле «Казбек», с просьбой посодействовать построению отдельного храма. Великий князь охотно откликнулся на эту просьбу, и под его председательством был образован строительный комитет, отдельные члены которого обязались в течение десяти лет вносить ежегодно по 250 франков на содержание будущей церкви. В комитет, в частности, вошли кн. С. М. Голицын, кн. Ю. Д. Урусов, К. С. Сильванский и Ф. П. Чихачев. На имя комитета Скрипицына-Трипе оформила участок земли размером около двух гектаров, расположенный в одном из лучших кварталов города, на возвышенной его части, на бульваре Нотр-Дам де Пэн. Вскоре этот участок был расширен посредством покупки дополнительной площади. Ныне его территория равняется 5,6 гектаров.

В 1894 был начат сбор средств, который шел успешно — всего за два месяца было собрано 60 тыс. франков, что позволило приступить к закладке храма. 23 апреля 1894 ее совершил прот. Остроумов в присутствии вел. кн. Михаила Михайловича и его сестры — вел. кн. Анастасии Михайловны. Строителем стал местный архитектор Нуво; каменщиками пригласили итальянцев, автор проекта пока не установлен. После закладки великий князь от имени русской колонии вручил настоятелю золотой наперсный крест.

Постройка однопрестольной церкви, «четверик на четверике», на 400 человек шла очень быстро, и уже 22 ноября 1894 вышеупомянутый протоиерей, назначенный затем настоятелем, освятил здание при сослужении духовенства из русских храмов в Ницце и Ментоне и греческого в Марселе. Церковь, стоившая 80 тыс франков, была посвящена чуду в Хонех Архангела Михаила, который был небесным покровителем Августейшего храмоздателя.

Городские власти, присутствовавшие на освящении в полном составе, в память об этом событии постановили переименовать улицу, на которой стоит русская церковь, в бульвар Императора Александра III. В наши дни бульвар застроен многоэтажными домами, а неподалеку от церкви стоит большой католический собор в ложнороманском стиле.

Бесстолпная церковь, стоявшая на высоком цоколе, выстроена в московском стиле XVII века. Она завершена выносным зубчатым карнизом и увенчана голубой главкой на небольшом световом барабане. Крыша покрыта узорчатой цветной черепицей, стены — каменными плитками. К квадратной апсиде примыкает ризница. Шесть малых крестов возвышаются над входом, притворами и алтарем. Узкие полуциркульные окна с «византийскими» наличниками пропускают через витражи достаточно света, одновременно защищая от яркого южного солнца интерьер, украшенный широким лепным карнизом.

Украшение интерьера производилось тоже на пожертвования. Очень многое сделали супруги Ф. П. и Л. П. Чихачевы — они, в частности, оплатили одноярусный из разноцветного мрамора иконостас и иконы в нем. Их щедротами в конхе над Горним местом появилась картина «Богоматерь с Младенцем и свв. кнн. Владимиром и Ольгою», написанная французским художником Лямоттом. Супруги подарили также двухъярусные паникадила, золоченые серебряные лампады, расшитую золотом плащаницу, металлическую вызолоченную купель и образ Спасителя в красивом киоте.

Не менее щедрые приношения сделали Высочайшие особы. Великий герцог Мекленбург-Шверинский пожертвовал шитые золотом хоругви, семь икон с дорогой лампадой; вел. кн. Михаил Михайлович — серебряные, покрытые золотом сосуды, Евангелие в массивном окладе, напрестольный и запрестольный крест, выложенный перламутром; его брат вел. кн. Сергей Михайлович — металлическую ограду вокруг участка.

Еще многим помогли церкви его богатые и знатные благотворители, члены строительного комитета. Например, на деньги кн. С. М. Голицына в мастерской Абросимова (Москва) был изготовлен ажурный крест на главку, К. С. Сильванского — большой ковер для пола, пот. поч. гр. И. И. Елагина — парчовые облачения. Часть из перечисленных предметов и вещей сохранилась до нашего времени, несмотря более чем на столетие, истекшее со дня освящения здания. В 1898 домовая церковь на вилле «Александра» закрылась, и наследники Скрипицыной-Трипе, выполняя волю покойной, передали утварь и ризницу в новый храм.

Работы в церкви продолжались, и 17 марта 1896 на шатровую одноярусную колокольню высотой 24 м, постройку которой финансировал тот же Елагин, были подняты семь колоколов, отлитых на его деньги на заводе Финляндского в Москве. Колокольня зиждется на пилонах и увенчана голубой луковкой с золоченым крестом. «По окончанию чина освящения колокола Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Михайлович, Августейший покровитель православного Михаило-Архангельского братства в Канне, от себя лично и от всего братства изволил в задушевных словах выразить жертвователю колоколов и колокольни… глубокую благодарность, в изъявление которой поднес ему диплом почетного члена братства». В следующем году братство, действовавшее при храме, выстроило на участке на средства А. Г. Елисеева трехэтажный церковный дом.

С 1897 вплоть до революции храм подчинялся Санкт-Петербургской епархии и некоторое время был приписан к придворной церкви в Шверине. В 1899–1917 причт ежегодно получал из Петербурга пособие в 5500 руб. С освящения до своей кончины настоятелем Каннской церкви был протопресвитер Григорий Остроумов, ставший в 1939 епископом Каннским и Марсельским (он погребен в крипте). Когда в 1927 приход остался в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, отделившиеся сторонники митрополита Евлогия (Георгиевского) основали в пригороде небольшой храм свт. Тихона Задонского.

С 1925 в церкви пел казачий хор, регентом которого более полувека состоял Д. А. Косоротов. Членом прихода был известный астроном акад. И. И. Ковалевский. Стенную роспись исполнил другой прихожанин — эмигрант В. А. Зевчинский, руководивший иконописной школой при храме. Он же написал несколько икон. В 1980 француз о. Патрикий Мишо-Брест, служивший в церкви, украсил алтарную стену композицией из меди «Деисус» и сделал рельефы для престола.

В 1937 русский журналист так описывал Канны: «В сияющем огнями “Пальм-Биче”, конкурирующем со знаменитым монакским казино, вертится шарик рулетки, с террас кафе звучат оркестры. Но русских в этих местах уже не встретишь. Все это не для них. Нет больше русских вилл <…> Осталась одна старая церковь, которая, как одинокий памятник прошлого, стыдливо затаилась в густой листве своего сада».

Храм стал своеобразным Пантеоном Императорской семьи в изгнании. В нижней церкви свв. вмц. Екатерины и блг. кн. Александра Невского были похоронены вел. кнн. Николай Николаевич-мл. (1856–1929), гланокомандующий русской армией в Первую мировую войну, его брат Петр Николаевич (1864–1931) и их супруги — вел. кнн. Анастасия (1867–1935) и Милица Николаевны (1866–1951). (В апреле 2015 прах вел. кн. Николая Николаевича и вел. кн. Анастасии перезахоронили в часовне Преображения Господня, находящейся в Мемориально-парковом комплексе героев Первой Мировой войны в Москве). В крипте висит портрет Императора Александра II и выставлены мундиры Государя — их подарила его супруга светл. кн. Е. М. Юрьевская. Здесь же была погребена героиня французского Сопротивления, гречанка Элен Вальяно, расстрелянная в 1944 немцами в Каннах.

Четверть века (1960–1985) настоятелем был прот. Игорь Дулгов (позже архиепископ Серафим). При нем храм был в 1983–1984 капитально, с укреплением стропил, отремонтирован. С 1988 причт возглавляет игумен, а затем епископ Каннский Варнава (Прокофьев), отделившийся в 2001 от Синода РПЦЗ, руководимой митрополитом Лавром. В 1990 его община насчитывала всего 60 зарегистрированных членов, но общее число прихожан достигало 500 человек. С мая 2014 храм находится в юрисдикции Западноевропейского экзархата Константинопольского патриархата.

К храму приписана часовня вмч. Пантелеимона Целителя, находящаяся в самом городе, и Успенская — на местном кладбище Абади, где с 1907 хоронят русских (до этого их погребали на протестантском кладбище). Русские солдаты, погибшие во Франции в Первую мировую войну похоронены на особом участке кладбища Гран Жас. Причт с 1953 окормляет также Русский дом для престарелых, принадлежащий Толстовскому фонду. Несколько десятилетий, начиная с 1920-х, он служил также в домовой церкви в соседнем городке Канн-ля-Бокка, где находилась русская колония, состоявшая главным образом из рабочих.

Окруженный пальмами, кипарисами и агавами, каннский храм сегодня скорее памятник русского прошлого, чем активный центр православной жизни. Число русских прихожан сокращается, их место занимают верующие иного национального происхождения. Судя по всему, вскоре на Лазурном берегу только в Ницце русские сохранят свое преобладание в построенных ими храмах.

Адрес: 6-40, boulevard Alexandre III, Impasse des deux églises, F-06400 Cannes.

Библиография:

* АВПРИ. Ф. 187. Оп. 524. Д. 1707. Л. 8–10; Д. 2067; РГИА. Ф. 796. Оп. 186. Д. 5785; Ф. 797. Оп. 91. Д. 23.

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1894. № 49. С. 1804–1805; 1895. № 10. С. 206–208; 1896. № 18. С. 679–680.

Колокол. 1912. № 1909.

Краткая история десятилетнего существования православной Михаило-Архангельской церкви в г. Канне… Париж, 1904.

Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 140–142.

Соллогуб А. А. Русская православная церковь за границей. Т. 2. Нью-Йорк, 1968. Стб. 1090–1093.

Вестник Западноевропейской епархии (Брюссель – Женева).1993. № 37. С. 46–47.

Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 389.

C. Н. Забелин // Наше наследие (Москва). 1997. № 41. С. 108–109.

Парчевский К. По русским углам. М., 2002. С. 148–154.

Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине. М., 2005. С. 89–93.

Lou Sourgentin. 1996. № 123. P. 24–25.

Приложения:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

25.12.2010