ТРЕТЧИКОВ Владимир Григорьевич

Tretchikoff Vladimir

В. Г. Третчиков. 1991.

13/26 декабря 1913 (Петропавловск Акмолинской области, ныне Казахстан) – 26 августа 2006 (Кейптаун, Южно-Африканская Республика). Живописец.

Отец занимался торговлей скотом. В 1924 семья бежала из СССР в Китай, к 1925 обосновалась в Харбине. Первыми наставниками в искусстве были М. А. Кичигин и В. А. Засыпкин. После смерти родителей, устроился работать помощником декоратора в Русском оперном театре, украшал витрины в магазинах, подрабатывал ретушёром. Победив в художественном конкурсе, объявленном КВЖД, был принят на работу в Департамент народного просвещения, рисовал иллюстрации для учебников.

По окончании школы в 1932 переехал в Шанхай, где работал в художественно-рекламной студии «Mercury Press», выпускавшей популярную ежедневную газету «Shanghai Evening Post». К 1933 получил должность арт-директора. Активно сотрудничал с журналом «Прожектор», рисовал обложки для книг издательства В. Камкина, иллюстрации для харбинского журнала «Рубеж» и газеты «Заря». Получил 2-ю премию на конкурсе эскизов обложки для альбома «Русские в Шанхае». Состоял в обществе «Понедельник» и иллюстрировал его журнал. Был избран членом совета содружества «ХЛАМ». В декабре 1933 «ХЛАМ» организовал его первую персональную выставку.

Со второй половины 1934 работал в Сингапуре арт-директором в крупнейшем рекламном агентстве «Warren Publicity». Преподавал рисование, начал заниматься живописью. В 1938 его картина «Последний ныряльщик» представляла Британскую Малайю на художественной выставке в рамках Всемирной выставки в Нью-Йорке. Сотрудничал с сингапурской ежедневной газетой «Straits Times».

С начала Второй мировой войны работал над антияпонской пропагандой в местном представительстве британского Министерства информации. 15 февраля 1942 Сингапур был захвачен японскими войсками. Жена и дочь художника покинули Сингапур в самом начале февраля. Сам художник был эвакуирован вместе с другими сотрудниками Министерства информации за два дня до падения острова. Их корабль в открытом море был потоплен японцами. В спасательной шлюпке художник добрался до о. Ява, был арестован японцами, но через несколько месяцев отпущен как русский эмигрант. До конца войны находился в Джакарте, оформлял пропагандистские театральные постановки и концерты. Серьезно занялся живописью. После освобождения Джакарты союзниками уехал в Южную Африку, где проживали жена и дочь.

В 1948 провел в Кейптауне и Йоханнесбурге первую персональную выставку (преимущественно картины, созданные на Яве). Большинство работ было продано. На выставке в 1949 показал портрет балерины Алисы Марковой в образе «Умирающего лебедя», который был растиражирован в открытках и репродукциях.

В 1950–1960-е писал пейзажи и картины с цветами, этнические типы Южной Азии и Африки, портреты негров, стилизованные в духе народного африканского творчества, символические фантазии. Предпочитал устраивать выставки не в галереях, а в универсальных магазинах, куда чаще ходила его публика. Выпускал большими тиражами репродукции своих работ. Рекордным тиражом разошлась репродукция картины «Китаянка» (1952), ставшая его визитной карточкой. В 1952 передвижную выставку (Кейптаун–Йоханнесбург–Дурбан) посетило более 100 тысяч человек. В 1950-е стал гражданином Южно-Африканской Республики.

В 1953–1955 провел двухлетнее выставочное турне по США и Канаде. В 1962 организовал выставку в лондонском супермаркете «Хэрродс», которую посетили 205 тыс. человек. Успехом пользовались и последующие выставки в Канаде (1965), ЮАР (1968) и Великобритании (начало 1970-х). Экзотичность сюжетов и внешняя эффектность картин в сочетании с удачной рекламной кампанией сделали его одним из самых коммерчески успешных живописцев середины ХХ века. Мода на его искусство продолжалась до 1970-х. В 1973 опубликовал книгу воспоминаний.

С начала 1990-х в Великобритании, Канаде, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии начался новый всплеск интереса к творчестве Третчикова. В марте 2013 года его картина «Китаянка» была продана почти за миллион фунтов стерлингов на лондонском аукционе Бонэмс.

Библиография:

* Жиганов; Крадин.

Св-в Н. Первые шаги на пути к славе // Рубеж (Харбин). 1934. № 35. С. 8, 9.

Художник В. Г. Третчиков приглашен на службу в Сингапур // Шанхайская Заря. 1934. 11 июля. С. 6.

Прощальный банкет В. Третчикову // Шанхайская Заря. 1934. 16 июля. С. 4.

Проводы художника В. Третчикова // Шанхайская Заря. 1934. 4 августа. С. 5.

Матвеев А. Успех русского художника // Русская мысль (Париж). 1962. Май (№ 1833).

Мосолов Н. Русский художник в Южной Африке // Русская мысль (Париж). 1975. 17 апр. (№ 3047). С. 12.

Скубко Ю. С. Очерк истории южноафриканской живописи. М., 2007.

Gorelik B. Incredible Tretchikoff: Life of an Artist and Adventurer. London: Art Books Publishing Ltd. 2013.

Apollo. 1974. Vol. 99, May. P. 28.

Buncher R. Tretchikoff. Cape Town, 1950; Cape Town; London, 1953.

Timmins H. Tretchikoff. Cape Town, 1969.

Сочинения:

Pigeon’s Luck. London, 1973.

Сайты:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Борису Горелику за ценные дополнения и уточнения.

Дата ввода:

23.06.2011