ПОПОВА Вера Александровна

Popoff (Popova) V.

1882 (Москва) – 27 мая 1970 (Канны, Франция). Скульптор, график и художник-декоратор.

Из богатой старообрядческой семьи. Сестра театрального режиссера Н. А. Попова (1871–1949), двоюродная сестра художницы Любви Сергеевны Поповой (1889–1924) и философа-логика Павла Попова (1892–1964). Училась в Строгановском художественно-промышленном училище у Н.А. Андреева.

В 1906–1913 жила в Париже. Посещала свободные академии, занималась скульптурой, гравюрой, декоративной резьбой по дереву, бронзой. С 1906 выставлялась в салоне Независимых.

Перед войной вернулась в Россию. В 1914 исполнила памятник актрисе М. Г. Савицкой-Буржаловой на Новодевичьем кладбище в Москве. Участвовала в выставках: «Мир искусства» (М., 1913), Современного декоративного искусства Юга России (М., 1915), 22-й выставке МТХ (1916), VI Государственной выставке гравюр и XI Государственной выставке работ Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности (М., 1919). Создала проекты памятника архитектору М. Ф. Казакову (1918) и монумента «Освобожденному труду» (1919). Входила в скульптурное объединение «Монолит».

В 1922 эмигрировала. Поселилась в Париже с художницей Н. А. Лазаревой. С 1923 выставляла бронзу и росписи по шелку в Осеннем салоне, с 1924 – в салоне Национального общества изящных искусств.

В 1924-1929 вместе с Лазаревой работала над театральными костюмами, декорациями и бутафорией для Русского балета С. П. Дягилева. Помогала И. Я. Билибину в оформлении опер «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1929–1931, Театр Елисейских полей) и балета «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1931, театр Colon, Буэнос-Айрес). Ассистировала Н. С. Гончаровой в работе над постановками балетов «Игрушка» (1934, Монте-Карло) и «Богатыри» на музыку А. П. Бородина (1938, театр Ковент-Гарден, Лондон, и Метрополитен-Опера, Нью-Йорк). Исполнила по эскизам П. Пикассо декорации и костюмы к балету «Треуголка» М. де Фалья (1937, театр Drury Lane, Лондон). В 1939 пожертвовала свои работы Московскому землячеству для благотворительного бала. В годы Второй мировой войны вместе с Гончаровой оформила балеты «Пасха» на музыку Римского-Корсакова и «Каприччио Гойи» в постановке В. И. Газовского.

В 1959 выставляла бронзовые барельефы (в том числе портрет Б. Л. Пастернака) в Grand-Palais в Париже. В 1968 переехала в Канны, в старческий дом «Regina». В холле дома установлен бюст Л. Н. Толстого ее работы. Рукописи воспоминаний хранятся в Бахметевском архиве Колумбийского университета (Нью-Йорк).

Похоронена на кладбище Абади в Каннах. В 2003 работы экспонировались в ГРМ на выставке «Русский Париж».

Библиография:

* РГАЛИ Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 7124 (1908), 7127 (1901), 7132 (1912) (Личное дело в Строгановском училище).

* РЗФ; Bénézit-1, 6/513.

Русская мысль (Париж). 1970. 4 июня (№ 2793).

Логинова Т. Памяти скульптора В.А. Поповой // Русская мысль (Париж). 1971. 17 июня (№ 2847).

Русский Париж 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 278-281 (илл.).

Сочинения:

Несколько слов о Билибине // Иван Яковлевич Билибин: Статьи, письма, воспоминания о художнике / Ред.-сост., автор вступ. ст. и коммент. С. В. Голынец. Л., 1970. С. 233-234, фото между с. 48 и 49.

Мои воспоминания о театральной работе с Н. С. Гончаровой // Русская мысль (Париж). 1973. 23 авг. (№ 2961). С.8.

Архивы:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

08.02.2012