МИШОНЦ (собств. МИШОНЗНИК) Григорий

Michonze (né Michonznik), Grégoire

Г. Мишонц

22 марта 1902 (Кишинев) – 29 декабря 1982 (Париж). Живописец.

Отец держал лавку тканей, мать происходила их семьи раввина. В 1919–1920 учился в Школе изящных искусств в Кишиневе, изучал технику писания яичной темперой, создавал иконы. В 1920/1921 участвовал в 1-й Бессарабской выставке живописи и ваяния в Бухаресте. В 1921 продолжил учебу в Национальной школе изящных искусств в Бухаресте, и одновременно работал ассистентом декоратора в Национальном театре. В 1922 переехал в Париж, поступил в Национальную высшую школу изящных искусств. Некоторое время спустя познакомился с Максом Эрнстом, который ввел его в круг художников-сюрреалистов. Сблизился с Х. Сутиным и писателем Генри Миллером, дружба с которыми продолжалась всю жизнь.

В 1927–1930 недолго работал в духе сюрреализма. В 1931–1932 жил в Кань-сюр-Мер, провел первую персональную выставку в своем ателье в Антибе. В 1934–1936 выставил в салоне Сверхнезависимых серию крупноформатных композиций, которые определил как «натуралистический сюрреализм». Писал портреты, городские пейзажи и многофигурные уличные сцены с элементами гротеска.

В 1937–1938 путешествовал с Генри Миллером по Америке, по возвращении познакомился с будущей женой – шотландской актрисой Уной Маклин.

В 1940–1942 служил вольноопределяющимся во французской артиллерии. Попал в плен, был заключен в лагерь под Бременом, недалеко от лагеря русских военнопленных, которых воспроизвел на своих рисунках-«галлюцинациях». В 1943, после освобождения из лагеря, поселился в Париже, в 1947 принял французское гражданство.

Писал большие полотна и миниатюры маслом и темперой, исполнил серию картин с применением бензина, который придавал краскам матовость, занимался гравюрой и лепил небольшие головки (некоторые из них отлил в бронзе). В 1949 Национальный фонд современного искусства приобрел его картину «Жатва».

Участвовал в групповых выставках русских художников, организованных Союзом русских патриотов (1945) и Комитетом «Франция–СССР» XIV округа Парижа (1945), в выставке «Русские художники Парижской школы» в Доме французской мысли (1961). В 1957–1965 постоянный участник салона Сравнений. Провел персональные выставки в лондонских галереях Arcade (1946), Mayor (1947), Adams (1959) и Buckingham (1972), в Эдинбурге и Глазго (1948), в собственной парижской мастерской «Chez Mayo» (1953), в Лозанне (1962), Яффе (1963) и Тель-Авиве (1974). В 1978/1979 в Культурном центре Труа (деп. Об) состоялась большая ретроспективная выставка. Получил ряд почетных наград, в том числе американскую премию Уильяма и Номы Копли (1960).

Подолгу жил в Англии и Шотландии, в 1954 посетил Израиль, после 32-летнего перерыва встретился с матерью. В 1967 купил старую мельницу в окрестностях города Труа (Шампань), проводил там несколько месяцев в году.

В 1978 стал одним из основателей Ассоциации русских художников и скульпторов во Франции, целью которой было сближение художников старшего поколения с новой волной художников-эмигрантов.

Умер в парижской мастерской от сердечного приступа. Мемориальные выставки состоялись в Музее современного искусства в Труа (1985) и в галерее F. Barlier в Париже (1997).

Библиография:

* РЗФ; AI 7/823, 8/820, 11/503, 12/598, 14/652; Nieszawer & Princ; Vivier-Branthomme.

Вивье-Брантом М. Памяти Григория Мишонца (1902–1982) // Русская мысль (Париж). 1983. 14 февр. (№ 3452). С. 13.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 256–257 (илл.).

Roditi E. Surrealism: Jubilee or Jamboree? //Apollo. 1964. Vol. 79, May. P. 429.

Grégoire Michonze: Fusains & pastels: [Catalogue]. Centre culturel Thibaud de Champagne. Troyes (France): Maison du Вoulanger, [1979].

Michonze. 1902–1982: [Catalogue]. Musée d'Art Moderne. Troyes (France), [1985].

Grégoire Michonze. 1902–1982: Naturalistе surréel: [Catalogue]. Galerie F. Barlier, Collection Terre des Peintures. Paris, 1997.

Библиотека
сайта:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

09.09.2011