БЕРНШТАМ Леопольд-Бернгард (Леопольд Адольфович, Лейб-Бер Абрамович)
Bernstam L.
20 апреля / 2 мая 1859 (Рига) – 22 января 1939 (Ментона, деп. Приморские Альпы, Франция; по другим данным – Париж). Скульптор.
Пятый сын купца 2-й гильдии. Рано потерял мать, воспитывался под присмотром старших братьев. Детство провел в Риге, где окончил начальную школу. В 1872 переехал с семьей в С.-Петербург. Работал подмастерьем у художника вывесок и для заработка рисовал портреты по фотографиям. В 15 лет познакомился с известным скульптором Д. И. Иенсоном, поселился в его доме и стал брать у него уроки – сначала частным образом, затем в Рисовальной школе ОПХ, которую окончил в 1877 с серебряной медалью. В 1877–1883 был вольнослушателем на скульптурном отделении ИАХ. Получил малые серебряные медали (1878, 1880) и большую серебряную (1881 – за бюсты Ф. М. Достоевского и А. Я. Красовского).
В начале 1880-х создал около 30 скульптурных портретов деятелей русской культуры: литераторов П. Д. Боборыкина, В. П. Буренина, И. А. Гончарова, Д. В. Григоровича, М. Н. Каткова, Д. Д. Минаева, В. И. Немировича-Данченко, Я. П. Полонского, художников И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, К. Е. Маковского и др. Бюст М. Е. Салтыкова-Щедрина был позже установлен на могиле писателя на Литераторских мостках, бюст книгоиздателя М. О. Вольфа – на Смоленском лютеранском кладбище, бюст художника И. М. Прянишникова – над его могилой на кладбище Сент-Мари-де-ла-Мер в Камарге (Италия). Исполнил также бюсты Д. И. Фонвизина, А. С. Пушкина и А. Н. Островского для фойе Александринского театра, бюст А. Г. Рубинштейна для фойе Консерватории (в 1902 был заменен большой фигурой, выполненной им по заказу вел. кн. Константина Константиновича), два монументальных бюста Александра II для Полтавы и Житомира и большой мраморный барельеф принца Петра Ольденбургского для Екатерининского института в С.-Петербурге. В начале 1881 при посредничестве Д. В. Григоровича договорился о портретировании Ф. М. Достоевского, однако этому помешала смерть писателя. Исполнил посмертную маску Ф. М. Достоевского, затем изготовил по ней бюст, который был приобретен П. М. Третьяковым.
В 1880–1885 участвовал в академических выставках и в художественном отделе Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882). Входил в созданное при ИАХ Общество выставок художественных произведений. В 1884 поехал в Рим и Флоренцию. Около года учился в мастерской А. Ривальти. Скульптуры «Неаполитанский рыбак», «Голова монаха», «Давид», показанные на римских выставках, получили положительные оценки критиков. Вернувшись в С.-Петербург, познакомился с придворным художником М. А. Зичи, который принял участие в его судьбе и посоветовал ехать для дальнейшей учебы в Париж.
С 1885 жил в основном во Франции и приезжал в Россию только для исполнения скульптурных заказов. В Париже учился у А. Мерсье (1885). С 1887 ежегодно участвовал в салоне Общества французских художников. В 1890 провел в галерее G. Petit персональную выставку, показав коллекцию типов иностранных посетителей парижской Международной выставки. В 1894 участвовал в 1-й Международной бьеннале в Венеции, выставив в Международном зале мраморный портрет Жозефа Ренана, бронзовый портрет Альфреда Гревена и статую «Скромность».
В дальнейшем создал более двухсот бюстов европейских деятелей искусства, литературы, науки и политики (литераторы П. Дерулед, М. Нордау, Ф. Коппе, Ж. Ришпен, В. Сарду, Э. Золя, Э. Ростан, Ж. Клареси и В. Бласко Ибаньес, художники Э. Детайль, О. Карлюс-Дюран, Л. Бонна, П. Пюви де Шаванн и О. Роден, композиторы Ц. Кюи, Ж. Массне, Ф. Лист и К. Сен-Санс, актеры Ж. Муне-Сюлли, Сара Бернар и Жанна Самари, посол А. И. Нелидов, гр. С. Ю. Витте, министр Л. Буржуа, президенты М.-Ф. Карно и Ф. Фор, папа римский Лев XIII). Многие работы были приобретены для музеев и общественных зданий. Бюст химика П.-М. Бертело установлен в Музее города Парижа, композитора А. Тома – в Музее оперы, композитора Г. Берлиоза – на террасе казино в Монте-Карло, историка Э. Ренана – в Национальном музее в Риме и в Версальском музее, писателя Г. Флобера – в городском музее Руана, поясной портрет скульптора Ж.-Л. Жерома – в Люксембургском музее Парижа, бюст поэта и драматурга Э. Пейерона – в парке Монсо в Париже.
Исполнял миниатюрные медальоны и барельефы, настольные портреты и статуэтки, в частности, несколько вариантов фигур А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Часто обращался к античным и библейским сюжетам.
В 1894 скульптурная группа «Христос и грешница» была приобретена императором Александром III для Русского музея. В 1896 был принят в Царском Селе для портретирования членов царской семьи; исполнил портреты императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, которые использовались для тиражирования официальных изображений царской четы, портреты великих князей, бюсты Александра II и Александра III. Позже создал конкурсный проект памятника Александру II в Петербурге (1911, совм. с А. Жильбером), памятник Александру III (1913, предназначался для Михайловской площади в С.-Петербурге) и памятник царю Михаилу Федоровичу (1913, в честь 300-летия Дома Романовых).
Особую известность принесли ему памятники Петру I. В 1900 изготовил и показал на Всемирной выставке в Париже скульптуру «Петр I целует инфанта Людовика XV». В 1902 по воле императора она была установлена в Петергофе недалеко от Купеческой гавани, у корпусов Гранильной фабрики (в 1920-е памятник был перенесен на площадку перед каскадом «Шахматная гора», а в годы Великой Отечественной войны – уничтожен). В 1909 памятники «Петр I спасает утопающих в Лахте в 1724» и «Петр I обучается в городе Саардаме, в Голландии, корабельному делу в 1697» («Царь-плотник») были подарены Николаем II С.-Петербургу и воздвигнуты на гранитных постаментах у здания Адмиралтейства (открыты соответственно в 1909 и 1910; сняты по решению Коллегии Наркомпроса в 1918). Копия памятника «Царь-плотник» была подарена Николаем II городу Саардаму (Зондаму) и воздвигнута на площади Домплейн; в 1912 уменьшенную копию установили в Летнем саду (снята в 1930). Исполнил памятники Петру I для Полтавы (установлен в 1909 в честь 200-летия Полтавской битвы), Ревеля (ныне Таллин) и Выборга (установлены в 1910 в ознаменование 200-летия присоединения этих городов к России). В 1911 создал памятник А. С. Пушкину для Царского Села (установлен в 1937 около Египетских ворот, при въезде в город Пушкин). Последней работой для России стал бюст императора Александра III, установленный в 1914 перед Русским музеем и снятый после революции.
В 1890–1910-е выставлял работы во многих городах Европы и входил в жюри европейских выставок. Был главным художником Музея восковых фигур А. Гревена (Musée Grévin). В 1891 стал кавалером, в 1897 – офицером, в 1908 – командором ордена Почетного легиона. Был награжден российскими орденами св. Анны (1908) и св. Владимира (1911).
После 1914 в Россию не возвращался и продолжал работать в своей парижской мастерской на улице Ложье, 44. Последние годы провел на вилле Mouttes в Ментоне.
В 1921 работы были показаны на выставке «Художники Императорской Академии художеств Петрограда» в галерее Magellan в Париже. В начале 1920-х подарил Версальскому музею коллекцию гипсовых слепков с бюстов знаменитых людей России и Франции. Более 120 произведений, атрибутированных при участии его сына – журналиста Сержа Бернштама (1894–1980), хранятся в музее Ментоны.
В 1996 копия саардамского памятника «Царь-плотник» была подарена городу С.-Петербургу Королевством Нидерланды и установлена на Адмиралтейской набережной. В 2005, к 300-летию Петергофа, по сохранившейся уменьшенной гипсовой копии был восстановлен памятник «Петр I целует инфанта Людовика XV»; его установили в западной части Нижнего парка, вблизи дворца Марли.
Библиография: |
* РГИА Ф. 789. Оп. 10. 1877. Д. 128. * ЕЭ 4/309–310; ХН СССР 1/382–383; ХРЗ. Тэзи А. В мастерской скульптора Бернштама // В мире искусств. 1907. № 19. С. 8–10. Бенуа А. Еще памятники // Речь. 1909. 9 июля. Беспристрастный. Евреи и памятники // Земщина. 1910. 7 июня. Прокофьев В. Память Петра Великого и ревельские впечатления // Новое время. 1910. 29 сент.; 1910. 4 окт. Либрович С. Ф. Скульптор Бернштам и его сын // Вестник литературы. 1913. № 12. С. 309–315. Брешко-Брешковский Н. Леопольд Бернштам // Биржевые ведомости. 1913. 12 июля. Любитель [Эттингер П.]. Портретист Третьей республики // Биржевые ведомости. 1913. 25 окт. Либрович С. Ф. Пушкин в скульптурах Бернштама // Известия книжных магазинов т-ва М. О. Вольф. 1914. № 1. С. 16–22. Искусство коммуны. 1918. 7 дек. С. 4. Александр Бенуа размышляет… Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М., 1968 (указ.). Ермонская В. В., Нетунахина Г. Д., Попова Т. Ф. Русская мемориальная скульптура. М., 1978. С. 117, 151. Добужинский М. В. Материалы к праздничному оформлению Адмиралтейства / Публ. А. Стригалева // Советское монументальное искусство-75/77. М., 1979. С. 261–270. Северюхин Д. Я. Любимый скульптор Государя // Невский архив. Вып. 1. М.; СПб., 1993. С. 246–259. Рожков А. Судьба петровских монументов // Нева. 1993. № 7. С. 295–297. Герчук Н. Два подарка // С.-Петерб. ведомости. 1996. 27 июля. Хвостова Г. А. К вопросу об истории памятника «Царь-плотник» скульптора Л. А. Бернштама в Летнем саду // Петербургские чтения-97. СПб., 1997. С. 132–137. Бертеле М. Леопольд Бернштам // Русские в Италии. Bernstamm S. Léopold Bernstamm. Sa vie, son œuvre. Paris: J. Lapine, 1913. Inventaire des sculptures de Léopold Bernstamm. Collection des Musées de Menton / Par M. Imbert. Menton, s. a. |
Произведения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
22.03.2012 |