ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. Беловеж, Польша

Cerkiew św. Mikolaja

Церковь свт. Николая Чудотворца. Беловеж, Польша.

В нынешнем Беловеже, поселке с населением около 2700 человек (из них — 1500 православных), Никольская церковь — наиболее важная архитектурная достопримечательность. Она — памятник «русского Беловежа», одной из любимых царских охотничьих резиденций на рубеже XIX–XX веков. Кладбищенская церковь-часовня, деревянная часовня на Спортивной ул., старый причтовый дом, несколько краснокирпичных зданий, хозяйственные постройки при бывшем Императорском дворце не могут соперничать с храмом по своему историческому и художественному значению.

Начало Беловежу положил охотничий двор Короля Ягеллы, возникший около 1409 над рекой Лютовней; позже в округе появились угодья Королей Сигизмунда I Старого и Стефана Батория. С «фольварка», впервые упоминаемого в 1649 и населенного русскими крестьянами, мельниками, рыбаками, и начиналась Поляна Беловежская. По преданию, уже в это время здесь существовала православная церковь, на предполагаемом месте которой, у Бровской дороги, стоит теперь памятный крест.

На нынешнем месте поселение возникло в 1710 после эпидемии чумы, когда жителям «фольварка» ради своего спасения пришлось сжечь дома и, возможно, храм, после чего Король Август III построил для себя новую охотничью мызу. С 1795 Беловежем, вместе с Пущей, стали владеть российские Императоры.

На рубеже XIX века около полусотни русских семей были приписаны к униатскому Сухопольскому приходу, но в связи с отдаленностью храма крестьяне в 1793–1801 построили в Беловеже Никольскую церковь. Место этого деревянного, крытого соломой униатского храма до начала 1970-х обозначала липовая аллея, ведущая к кладбищу.

Во время Отечественной войны 1812 года дворец и село Пуща были сожжены наполеоновскими войсками. В 1845 для именитых гостей был построен новый дом. В селе жило тогда около 600 человек. К этому времени приход находился уже в лоне Православной Церкви и имел свою возведенную в 1853 деревянную Никольскую церковь, которую 7 октября 1860 посетил Император Александр II, приехавший в Пущу на охоту.

С 1860-х в Беловеже действовала приходская школа, с 1870 — попечительство, которое возглавлял управляющий царским дворцом генерал-майор П. Попов.

В 1873 прихожане выстроили на кладбище новую часовню-церковь свв. Кирилла и Мефодия, дошедшую до наших дней. В нее поместили образ Покрова Богородицы XVII века. Этот деревянное здание имеет традиционный трехчастный план и включает низкий притвор, квадратный основной объем, увенчанный главкой, и алтарный прируб.

В сентябре 1870 в Никольскую церковь приехал епископ Брестский Донат (Бабинский) и велел ее разобрать, но это не было сделано. «Запущенной и ветхой» нашел в 1885 церковь и вел. кн. Михаил Николаевич (по другому источнику, вел. кн. Николай Николаевич). Вернувшись в столицу, он стал хлопотать о постройке каменного храма.

В 1888 Беловеж перешел в удельное ведомство. Осенью этого года Министерство внутренних дел разрешило постройку новой церкви и выделило на нее средства. На следующий год, по указу Александра III, началось возведение Императорского дворца (арх. Н. И. Рошефор), ставшего осенней охотничьей резиденцией. По проекту того же архитектора 15 июля 1889 приступили и к постройке каменной церкви. Одновременно управляющий удельным имением просил «о причислении Беловежского храма к дворцовым церквям — как это существует в других удельных имениях». В октябре 1889 просьба была удовлетворена.

Первоначально в Беловеже предполагали выстроить скромный сельский храм, но управляющий имением в 1891 предложил «ввиду предстоящих посещений церкви Высочайшими особами» отделать храм более богато, что увеличило расходы на строительство до 10 824 руб. Строительные работы вел подрядчик из Вильны Леонтий Пимонов под наблюдением губернского архитектора Романова. Из Петербурга постройку курировал известный зодчий В. А. Шретер.

Храм стал красивейшим в Гродненской губернии. Его архитектура сочетает элементы романского и византийского, русского и рационального «кирпичного» стилей. Крестообразное в плане здание стоит на каменном цоколе и увенчано барабаном с шлемовидным куполом, над которым возвышается небольшой фонарик, завершенный луковкой. Другой купол расположен над звонницей. В декоративном убранстве фасада преобладают полуциркульные арочки и «византийские» колонки с кубоватыми капителями.

Особый интерес представляет «изразчатый иконостас с дубовыми резными дверями», выполненный по проекту замечательного зодчего Н. В. Султанова. Заказанный в 1891, он был доставлен из столицы через два года. Остов иконостаса сделан в мастерской М. В. Харламова. Его ближайшие аналоги — иконостасы придворного Петропавловского собора в Петергофе и церкви в с. Новотемникове Тамбовской губернии. Выполненный в «московско-ярославском» стиле иконостас даже после утраты царских и боковых врат поражает богатством полихромной отделки. Уникальный для Польши характер иконостаса породил легенду, будто его изготовили «из китайского фарфора».

Для «иконной работы» был приглашен иконописец Федор Андреевич Соколов из московского Художественно-промышленного музея, который за 1303 руб. написал на цинке образа с золоченым фоном. Образа над жертвенником («Нерукотворный Спас») и запрестольный («Моление о чаше») исполнил известный художник-академист бар. М. П. Клодт. Резные врата церкви Министерства Императорского двора в Петербурге стали образцом для Беловежа — их изготовил в столице мастер Г. В. Бюхтгер. По сторонам от царских врат находились иконы Спасителя и Божией Матери, свт. Николая, блг. вел. кн. Александра Невского, прп. Ксении и равноап. Марии Магдалины, тезоименитых членам Царской семьи. С иконостасом несколько контрастирует позднеакадемический и ремесленный характер росписи и скромность остального убранства, что вызвано многими утратами военного времени.

Утварь для церкви (напрестольное Евангелие в бронзовом окладе, дарохранительница, три паникадила, семисвечник, кадила и др.), по выбору Шретера, была приобретена у братьев Щелкиных и И. А. Жевержеева (печатные иконы, венцы, облачения). «Архиерейский трон» сделал плотник Хотулев, мебель — столяр Умецкий, клиросные решетки — фирма «Гостынский и К°» (Варшава). Пол из мраморной мозаики выложили мастера из Варшавы. Медь для колоколов была пожертвована «Высочайшими особами».

Одновременно с сооружением храма возводились дома для настоятеля, псаломщика и дворцовые службы. 20 августа 1894 постройку дворца и церкви посетил Император Александр III.

22 января 1895 епископом Виленским и Литовским Иеронимом храм был освящен во имя свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя нового Государя. На освящении присутствовали гродненский губернатор т. с. Батюшков и служащие удельного округа. Стоимость строительства составила 54 000 руб. Деревянную церковь разобрали, использовав материал для постройки кладбищенской часовни в Пухлах.

В 1897–1912 в Пущу на охоту регулярно приезжал Император Николай II, который любил слушать на богослужении пение двух хоров — учеников местной школы и служащих при дворце. В 1900 приход насчитывал 2315 человек, проживавших в Беловеже и окрестных деревнях. Настоятелем церкви в 1884–1915 служил о. Михаил Ширинский.

В результате Первой мировой войны население Беловежа почти полностью сменилось. Прихожане в августе 1915 эвакуировались вглубь России, увезя часть церковного имущества, в частности, царские и боковые врата, иконы иконостаса, колокола. Часть пущи вошла в состав независимой Польши. С 1921 в Беловеже разместилась Дирекция государственных лесов, дворец стал резиденцией польского президента Игнация Мостицкого, охотившегося в Пуще в 1930 вместе с Герингом, Гиммлером и Хорти.

Церковная жизнь постепенно возрождалась — приход к концу 1930-х увеличился до 5000 человек; был проведен ремонт храма. В 1933 в крае обновились четыре иконы; одна из них из дер. Теремиски была перенесена в Никольскую церковь. В первый день Второй мировой войны два немецких самолета сбросили на Беловеж несколько бомб, две попали в церковь. Были разрушены северная стена, кресты, половина иконостаса, выбиты окна и двери.

Во время немецкой оккупации энергичному настоятелю о. Клавдию Пушкарскому удалось получить у самого Геринга разрешение на ремонт здания, который летом и осенью 1943 провели прихожане и их дети. Картины на стенах и некоторые иконы поновил Теодор Гнич, иконостас исправил Киприан Лисицкий, новые царские врата сделал Анатолий Харитонов. Освятил 17 октября 1943 отреставрированную церковь гайновский благочинный прот. Иоанн Громотович.

В 1942–1943 фашисты повесили близ церкви около 90 местных жителей, о чем напоминает дубовый крест на церковном дворе. Накануне отступления немцев при обстреле сгорел царский дворец; после войны его восстанавливать не стали и в 1960–1962 разобрали. На месте дворца десять лет спустя было выстроено из стекла и бетона безликое здание музея Беловежского национального парка.

В 1990-е в храме был проведен капитальный ремонт: сделана новая кровля, окна в куполе, стены оштукатурены, поновлены росписи, повешено новое паникадило. Настоятелем до 1979, ровно 40 лет, прослужил вышеупомянутый прот. Клавдий Пушкарский, которого сменил прот. Сергий Корх, возглавляющий приход в наши дни.

С 1946 Беловежский приход, насчитывающий ныне более 800 человек, относится к Гайновскому деканату (благочинию). Церковь, причтовый дом, часовня на Спортивной ул. и кладбище с часовней-церковью охраняются государством как архитектурные памятники. При храме действует Братство православной молодежи, содержащее учебно-оздоровительный центр.

Ежегодно 70–80 тысяч туристов посещают Национальный парк «Беловежская Пуща», наиболее сохранившийся и крупнейший в Европе реликтовый лес площадью около 1500 кв. км (на территории Польши — 600 кв. км), где на воле живут зубры. В самой Пуще стоит «Криничка» — приписная к беловежской церковь свв. мчч. Маккавеев. Если для туристов Никольский храм лишь достопримечательность, то для православных жителей — их историческая святыня.

Адрес: ul. Sportowa, 3, Białowieża

Библиография:

* РГИА. Ф. 515. Оп. 29. Д. 1391, 1524, 1805; Ф. 799. Оп. 33. Д. 342.

Bajko P. Cerkiew i parafia prawosławna w Białowiezy. Bialowieża. Białystok. 1994.

Ścieżkami Prawoslawia. Białostocczyzna. Białystok. 1998. S. 44–51.

География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

06.12.2013