ЛАХОВСКИЙ Арнольд Борисович (Арон Беркович)

Lakhovsky Arnold

А. Б. Лаховский.

15/27 января 1880 (Чернобыль, Радомышльский уезд, Киевская губ.) – 7 января 1937 (Нью-Йорк). Живописец, график, скульптор.

Из еврейской мещанской семьи. В десять лет лишился отца. Подростком был отправлен в Киев в ученики к художнику декоратору. В 1897 представил свои рисунки директору Киевской рисовальной школы Н.И. Мурашко и был бесплатно принят в школу, где провел полгода. В августе 1898 поступил в Одесскую рисовальную школу, которая в следующем году была преобразована в училище. Учился у К.К. Костанди и Г.А. Ладыженского, в году учебы получил три медали за рисунки. В это время стал называть себя Арнольд Борисович. В 1902 завершил учебу. В 1902–1904 жил в Мюнхене, занимался в Мюнхенской АХ.

Осенью 1904 приехал в Санкт-Петербург и поступил в ИАХ. Учился в мастерской Я.Ф. Ционглинского, затем перешел в мастерску И.Е. Репина. В 1908–1909 работал в Палестине, преподавал в Школе искусств и ремесел «Бецалель» в Иерусалиме. В 1909 был восстановлен в ИАХ и определен в мастерскую П.П. Чистякова, затем перешел к А.А. Киселеву, а после его смерти (1911) – к Н.Н. Дубовскому. В 1910 побывал в Париже, летом 1911 посетил Венецию и Рим, полтора месяца работал в Генте, летом 1912 – в Швеции и Норвегии. В дальнейшем неоднократно бывал за границе, много разъезжал по российской провинции. В 1912 получил звание художника за картину «Последние лучи» с правом на ношение серебряного академического знака и чин 10-го класса при поступлении на государственную службу (это, в числе прочего, давало ему прово жительства в обеих столицах).

С 1912 постоянно жил в Санкт-Петербурге на Бассейной ул. (ныне ул. Некрасова) 10 (особняк А.Е. Бурцева). Был профессором акварельной живописи на Высших женских Архитектурных курсах. Писал пейзажи Санкт-Петербурга, российской провинции, Палестины, городов Западной Европы, реже – жанровые картины и портреты. Разработал индивидуальную живописную манеру, соединившую академическое начало с широким импрессионистски мазком.

Участвовал в Весенних выставках в залах ИАХ (с 1904), «Салоне» В.А. Издебского (1909–1910), выставках ТЮРХ (1910), ТПХВ (ежегодно в 1912–1918), Нового общества художников (1913 и 1915), Товарищества независимых (1916) и др., а также в выставке «Британские, французские и русские художники» в Лондоне (1912). В 1915 получил премию конкурса им. А.И. Куинджи за картину «В сапожной мастерской»; пейзаж «Дождливый день» был приобретен итальянским правительством на Международной выставке в Венеции (1914). В 1911–1916 пять раз плучал премии ОПХ. Работы воспроизводились в журналах «Нива», «Огонек», «Вершины», «Солнце России» и др. Был членом Общества им. А.И. Куинджи (с 1915) и ТПХВ (с 1916). В ноябре 1915 стал учредителем Еврейского общества поощрения художеств, вошел в его ревизионную комиссию и в совет художественной секции, участвовал в художественных аукционах в пользу евреев – жертв войны. В 1916 был призван в армию как ратник 2-го разряда 180-го пехотного запасного полка и зачислен в состав трофейной комиссии. В этом качестве в 1917 побывал на Кавказском фронте, посетил Баку, Тифлис, Эрзерум, Трапезунд.

Осенью 1917 вернулся в Петроград. В дальнейшем участвовал в 1-й выставке Общества им. А.И. Куинджи (Пг., октябрь 1917), Выставке картин и скульптуры художников-евреев (М., 1918), 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), выставках Дома искусств (Пг., 1920/1921), «Мира искусства» (Пг., 1922 и 1924), 16-ти художников (Пг., 1922–1924; член-учредитель общества), Общины художников (Пг., 1921–1925), АХРР (М., 1924 и 1925), «Выставке художников Петрограда всех направлений за пятилетний период деятельности 1918–1923» (1923) и др. В апреле–мае 1921 провел персональную выставку в петроградском Доме искусств. В 1924–1925 – участник организованной Наркомпросом передвижной выставки русского искусства в США. В 1925 оформил для детского издательства «Радуга» сказку «Мойдодыр» К.И. Чуковского, повесть «Беглецы» Н.К. Чуковского и две собственные книжки «Для малышей» (выпуски 1 и 2).

В 1925 выехал во Францию по приглашению Люксембургского музея и остался в эмиграции. Осенью 1925 вместе с Б.Д. Григорьевым писал натурные этюды Бретани. В том же году поселился в Париже на rue des Sablons, 11. Провел персональные выставки в парижских галереях Tédesco (1926, пейзажи Петрограда, Пскова, Новгорода и Бретани), J. Charpentier (1927, 1928, 1930) и в Лионе (1933). Прводил открытые выставки в своей мастерской. Участвовал в выставках русских художников: в Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Берлине (1930), Белграде (1930) и Париже (Quatre-Chemins, 1928; d’Alignan, 1931, и La Renaissance, 1932). Выставлялся в парижских салонах: Осеннем (1928, 1929), Тюильри (1929, 1930, 1932) и Весеннем (1932). Четыре работы приобрел Люксембургский музей Парижа. Был членом Правления секции художников Союза деятелей русского искусства во Франции (1933). Член-основатель масонской ложи «Свободная Россия» (1931).

В конце 1933, оставив в Париже жену Евгению, приехал в Нью-Йорк для устройства выставки, которая состоялась в 1934 и принесла художнику коммерческий успех. В ближайшие месяцы главным источником заработка для него стали заказные портреты. В 1935 вместе с Б.Д. Григорьевым и А.Е. Яковлевым преподавал в художественной школе Музея изящных искусств в Бостоне.

Умер в госпитале Бэт Исраэль в Нью-Йорке от острого белокровия, осложнившегося воспалением легких. Похоронен на кладбище Beth David Cementery, Elmont на Лонг-Айленде. На проводах в числе прочих присутствовали художники М.А. Вербов, К.В. Вещилов, А.А. Маневич, С.А. Сорин, С.Ю. Судейкин, Н.В. Харитонов, Б.Ф. Шаляпин и др.

В октябре 1937 в парижской галерее J. Charpentier была организована мемориальная выставка, на которой экспонировались пейзажи Петрограда, Пскова, Венеции, Нормандии, Бельгии, Альп, озера Анеси; 29 ноября 1937 в Париже состоялся вечер его памяти.

Представлен в ГРМ, ГТГ, других музеях России, а также Украины и Франции. Портрет художника исполнил И.И. Бродский (1912; Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург).

Библиография:

† РГАЛИ. Ф. 2020 (Бродский И.И.). Оп. 1. Ед. хр. 207 (письма А.Б. Лаховского И.И. Бродскому); РГИА. Ф. 789. Оп. 13. 1904. Д. 110.

* Булгаков.

Аполлон. 1915. № 2. С. 61; 1917. № 4/5. С. 70-72.

Г. Р. А. Б. Лаховский // Жизнь искусства. 1920. 27 июня.

Петроград. 1923. № 8 (обл.); № 9. С. 10; № 10. С. 4 (репр.).

Зеелер В. Выставка А. Б. Лаховского // Последние новости (Париж). 1927. 19 ноября (№ 2432). С. 3.

Мозалевський I. Выстава Лаховського. Галерея Шарпантьє // Украïнскi вiстi (Париж). 1927. № 56

[Некролог с портр.] // Сегодня (Рига). 1937. 22 янв. (№ 22).

Зеелер В. Памяти А. Лаховского // Иллюстрированная Россия. 1937. 29 мая. С. 8.

Новое русское слово (Нью-Йорк). 1937. 9 янв. (№ 8742); 1953. 19 апр.

Бенуа А. Н. Посмертная выставка А. Б. Лаховского // Последние новости (Париж). 1937. 10 окт. (№ 6042). ¶

Сегодня (Рига). 1937. 22 янв. (№ 22).

Бучкин П. Д. О том, что в памяти: Записки художника. Л., 1963. (Указ.).

Бродский И. И. Мой творческий путь. Л., 1965. С. 10, 28, 48, 82, 86.

Новое о Репине: Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Публикации / Сост. И. А. Бродский и В. Н. Москвинов. Л., 1969. (Указ.).

Гармаш Т. Лаховскiй // Антикварное обозрение. 2003. № 2. С. 12-15.

Ромм М. Лаховский: темы творчества // // Антикварное обозрение. 2004. № 3. С. 20-23.

Гармаш Т. Лаховский. М., 2014.

Сохранить для России. К 80-летию Русского культурно-исторического музея в Праге / Сост. А.В. Толстой, И.В. Щеблыгина, Е.М. Букреева. – М.: ГТГ, 2015.

Exposition A. Lakhovsky: Galerie Jean Charpentier: 10.1937. Paris, 1937.

Beaux-Arts. 1937. Oct. 1. P. 2.

Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

11.04.2011