СОРИН Савелий Абрамович (Савий, Завель Израилевич)

Sorine (Sorin) S.

С. А. Сорин. Автопортрет (около 1920).

14/26 февраля 1878 (Полоцк Витебской губ.) – 22 ноября 1953 (Нью-Йорк). Живописец и график.

Сын небогатого еврейского портного; мать – из секты молокан. В 16 лет ушел из дома. В 1895–1899 учился на живописном отделении Одесской рисовальной школы у К. К. Костанди; окончил школу с медалью, дававшей право на поступление в ИАХ без экзаменов. С 1899 учился в ИАХ у И. И. Творожникова и В. Е. Савинского, с 1901 – у И. Е. Репина. Побывал во Франции и Италии. 31 октября 1907 за картину «Вдохновенная минута», изображающую актрису Элеонору Дузе в момент репетиции, получил звание художника и, благодаря содействию вел. кнг. Марии Павловны, заграничное пенсионерство. В 1908–1910 как пенсионер ИАХ побывал в Голландиии, вновь во Франции и Италии.

В 1900–1910-е создавал живописные и графические портреты деятелей литературно-художественного мира и представителей знати: М. Горького (1902; один из первых портретов писателя), Ф. И. Шаляпина, Т. П. Карсавиной в роли Сильфиды (1910), кн. С. М. Волконского, кнг. О. К. Орловой, баронессы Ю. Т. Штейгель. Участвовал в выставках общества «Мир искусства» (СПб., М., 1913; Пг., 1915, 1917) и Нового общества художников (Пг., 1917), Международной выставке в Риме (1911) и др. Работы воспроизводились в журналах «Солнце России», «Столица и усадьба» и «Аполлон».

В 1917–1918 жил в Ялте. Принял там участие в 1-й выставке картин и скульптуры Ассоциации объединенных художников (декабрь 1917) и выставке «Искусство в Крыму» (1918). Дружил с супругами Судейкиными. Летом 1919 вместе с ними перебрался в Тифлис. Участвовал в выставке «Малый круг» и вместе с С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры кафе «Ладья аргонавтов».

8 мая 1920 выехал вместе с Судейкиными из Батума в Марсель на пароходе «Souirah», 20 мая они прибыли в Париж. В 1921 участвовал в выставках группы «Мир искусства» в Париже (галерея La Boёtie и Осенний салон) и Выставке русского искусства в Лондоне (галерея Whitechapel). В 1923 провел персональную выставку в Лондоне. Выставлялся в Осеннем салоне (1922 и 1923) и салоне Тюильри (1926–1930; член салона). В эмиграции продолжил галерею портретов (киноактриса Лилиан Гиш, режиссер Н. Н. Евреинов, балетмейстеры Дж. Баланчин и М. М. Фокин, балерины О. А. Спесивцева и И. М. Баронова, художники А. Н. Бенуа, С. Г. Поляков и А. М. Ланской, философ Л. И. Шестов, писательница Н. А. Тэффи, драматическая актриса Н. Г. Коваленская, члены британской королевской семьи, в том числе принцесса Елизавета – будущая королева). Портрет Анны Павловой (1922) был приобретен Люксембургским музеем Парижа. В берлинском издательстве «Ганимед» вышел его альбом «Портреты» (1929).

С 1923 неоднократно бывал в США, работал в Нью-Йорке. Ему покровительствовал миллионер Кон, который ввел его в высшие круги американского общества. Персональные выставки прошли в Питтсбурге (1924/25) и Нью-Йорке (Wildenstein, 1927, 1934, 1948; Knoedler, 1942, 1949). Участвовал в выставках русского искусства в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Париже (Bernheim-Jeune, 1927), Уилмингтоне (1932), русском отделе международной выставки в Питтсбурге (1924).

Во время Второй мировой войны поселился в США. Сделал несколько крупных денежных взносов в Фонд помощи СССР. В послевоенные годы изредка приезжал в Париж. В 1956 в Париже состоялась его посмертная выставка «Анна Павлова и танец ее времени».

Жена художника Анна Степановна Сорина – почетная гражданка Франции, ветеран медицинской службы армии США. В 1973 она посетила Москву и передала в дар художественным музеям СССР двадцать его полотен, в числе которых портреты: киноактрисы Наталии Кованько (1923), М. М. Фокина (1926), композитора А. С. Лурье (1943), Ф. И. Шаляпина (1943), А. Н. Бенуа (1946), С. Ю. Судейкина, Дж. Баланчина, Л. Ф. Мясина и др. (в 1974 они были показаны на специальной выставке в Москве и Ленинграде). В 1974 она же подарила Музею искусств Грузии в Тбилиси портреты знатных грузинок (Эписо Дадиани и Мелиты Чолокашвили и др.). В РГАЛИ имеются письма С. А. Сорина к А. И. Куприну (1920-е), С. Ю. Судейкину (1925–1938), А. А. Евреиновой (1928).

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 12. 1899. Д. И-46; Бурлюк; ХРЗ; AI 1/358, 2/1190, 3/1298, 5/821, 7/1190, 9/819, 10/836.

Столица и усадьба. 1915. № 32. С. 27.

Аполлон. 1916. № 2. С. 32/33 (ил.).

Солнце России. 1917. № 3. С. 4-5 (ил.); № 27. С. 13.

Городецкий С. Сорин / Братство (Тифлис). 1920. № 1. С. 31.

Маковский С. Портреты Сорина / Жар-птица. 1922. № 8. С. 2-6. (Наше наследие. 1989. № 1. С. 152-155.)

Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах. М., 1922. С. 46–51.

Грабарь И. Э. Искусство русской эмиграции // Русский современник. 1924. № 3. С. 242-243.

Львов Л. Русское искусство за границей: Портреты С. Сорина // Иллюстрированная Россия. 1927. № 34. С. 16-17.

Дандре В. Анна Павлова. Берлин, 1933. С. 194-196.

Грабарь И. Э. Моя жизнь: Автомонография. М.; Л., 1937. (Указ.).

Опалов Л. В студии Савелия Сорина / Русская жизнь (Нью-Йорк). 1943. 6 ноября. С. 4.

Горький и художники: Воспоминания. Переписка. Статьи / Сост. И. А. Бродский. М., 1964. (Указ.).

Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.).

Произведения живописи и графики, переданные А. С. Сориной в дар музеям СССР: Каталог выставки. М., 1973.

Лидарцева Н. Памяти большого портретиста // Русская мысль. 1973. 22 ноября (№ 2974). С. 9.

Игорь Грабарь: Письма. 1917–1941 / Ред.-сост. Л. В. Андреева, Т. П. Каждан. М., 1977. (Указ.).

Дж. Боулт. Савелий Сорин в Крыму и Закавказье в 1917-19 годах // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Т. 2. Иерусалим, 1993. С. 493-506.

Рождественский Г. Парижские букинисты: Фрагменты из книги // Наше наследие. 1998. № 46. С. 164-165.

Шустер Д. Странная судьба портрета Ахматовой // Нева. 2000. № 8.

Шустер Д. Сорин в Нью-Йорке // Нева. 2000. № 12.

Обухова-Зелиньска И. Савелий Сорин – портретист; Три письма Сорина Судейкину // Русские евреи во Франции. Кн. 1 / Русское еврейство в зарубежье. Том 3 (8). Иерусалим, 2001. С.341-352.

Шустер Д. Жена художника и портрет княгини // Нева. 2002. № 2.

Судейкина В. Дневник. Петроград. Крым. Тифлис. М., 2006 (указ.)

Шило А. В. К атрибуции портрета А. П. Павловой работы Савелия Сорина // Н. К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры : материалы научно-практических конференций 2007–2008 гг. / Одесский Дом-Музей имени Н. К. Рериха. – Одесса: Астропринт, 2009. – С. 524-534.

Шестимиров А. А. Савелий Сорин – выдающийся портретист ХХ века // Антикварное обозрение. 2011. № 3. С. 6-15.

Шило А. В. Творчество С. А. Сорина в контексте искусства неоклассицизма // С. Рахманінов на зламі століть. – Вип. 8. Частина ІІ: Проблеми та перспективи розвитку культури в незалежній Україні. – Харків: ФОП Носань В. А., 2011. – С. 168-185.

Шило А. В. Творчество С. А. Сорина в отзывах современников: противоречия и проблемы // Н. К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры : материалы научно-практических конференций 2009 г. : Вып. 8. / Одесский Дом-Музей имени Н. К. Рериха. – Одесса: Астропринт, 2011. – С. 495-515.

Шило А. В. Портреты Савелия Сорина: типы и эволюция творчества // Золотая палитра. – 2011. – № 2. – С. 12-18.

Горнунг О. А. Произведения С. А. Сорина в Екатеринбургском музее изобразительных искусств // Золотая палитра. – 2011. – № 2. – С. 19-21.

Шило А. В. Портретное творчество С. А. Сорина глазами современников // Вестник Международного Славянского университета. Серия «Искусствоведение». – Т. ХIV. – 2011. – № 1. – С. 25-37.

Шило А. В. «Я здесь, на сером полотне…», или «Конфетная коробка»? // Вестник Международного Славянского университета. Серия "Искусствоведение". – Т. ХIV. – 2011. – № 2. – Харьков, 2011. – С. 28-44.

Шило А. С. А. Сорин в Америке // Русские евреи в Америке. Книга 6 / Русское еврейство в зарубежье. Том 22. Ред.-сост. Эрнст Зальцберг. Иерусалим-Торонто-СПб., 2012. С. 165-191.

Шило А. В. С. А. Сорин во Франции (1920-е гг.) // С. Рахманінов та культура України (С. Рахманінов на зламі століть). – Вип. 9. – Частина ІІ: Культура України в умовах глобалізації. – Харків: ФОП Носань В. А., 2012. – С. 172-203.

Шило А. В. С. А. Сорин во Франции (1930-е ‒ 1940-е гг.) // С. Рахманінов та культура України (С. Рахманінов на зламі століть). ‒ Вип. 10. Мультикультуралізм та культура України (до 140-річчя від дня народження С. В. Рахманінова) ‒ Частина ІІ ‒ Харків: ФОП Носань В. А., 2013. ‒ С. 178-210.

The Studio. 1923. Vol. 86. P. 28–34; 1926. Vol. 92. P. 286-287.

Barchan P. Sawely Ssorin // Deutsche Kunst und Dekoration. 1924. Bd 54, N 9. S. 116-128.

Barchan P. Sawely Soryn // Kunst. 1925. Bd 51. S. 168-171, 173, 174.

Salmon A. Savely Soryn: The Fleeting Moment in Portraiture // Creative Art. 1930. Vol. 7. P. 182-188.

Exhibition of Paintings by Sorine: [Catalogue]. Wildenstein Gallery. New York, 1934.

Art News. 1927. Vol. 26, Nov. 26. P. 8; 1934. Vol. 33, Nov. 24. P. 6, 9, 10; 1954. Vol. 52, Jan. P. 8.

Color and Rhyme. 1964/1965. N 55. P. 51; 1965/1966. N 60. P. 86.

Библиотека
сайта:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Александру Всеволодовичу Шило за ценные уточнения и дополнительные материалы.

Дата ввода:

08.09.2011