ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. Рим, Италия

Chiesa russa di San Nicola Taumaturgo

Церковь свт. Николая Чудотворца. Рим

Церковь в Риме — старейшая из действующих русских церквей в Италии. 6 октября 1803 император Александр I подписал предложение Коллегии иностранных дел об ее учреждении при российской миссии, аккредитованный при Папском престоле. Из упраздненной Захарьевской церкви в Петербурге и не отправленной в Турин посольской церкви (1788) были взяты нужные богослужебные предметы из серебра, подсвечники и Евангелие в дорогом окладе. Иконостас сделали особо. Был назначен и священник — молодой о. Василий Иоаннович Иванов. Отношения с Папским государством, однако, вскоре испортились — оно выдало Наполеону российского консула, французского политического эмигранта, и поэтому открытие церкви в Риме не состоялось. Приготовленное убранство в 1805 передали в храм лейб-гвардии Кавалергардского полка в Петербурге.

В 1828 по инициативе кн. Г. И. Гагарина в доме миссии была, по проекту К. А. Тона, устроена домовая церковь. Белый с позолотой одноярусный иконостас сделали по эскизу этого зодчего. Местные образа Спасителя и Божией Матери написал П. В. Басин, медальоны в царских вратах — К. П. Брюллов, «Тайную вечерю» — И. И. Габерцеттель, свт. Николая — Ф. А. Бруни, св. Александра Невского — А. Т. Марков. Все названные художники находились в Риме как пенсионеры Академии художеств.

Никольская церковь размещалась до 1901 в зданиях, которые арендовало российское посольство. В 1836–1845 это было палаццо Дориа-Памфили на пьяцца Навона, в 1845–1856 — палаццо Джустиниани на пьяцца Сан Луиджи дей Франчези, близ Пантеона, в 1856–1901 — палаццо Одескальки на Корсо Умберто. В 1867–1870 Никольская посольская церковь не действовала из-за обострения отношений с Ватиканом, и на богослужения русские ездили в Неаполь.

Когда в 1901 посольство перебралось на виа Гаэта, церковь разместили отдельно, в палаццо Менотти, на пьяцца Кавур. Она заняла три большие комнаты южной половины нижнего этажа. В узкой комнате, с восточной стороны, была помещена ризница и церковная библиотека. За наем этого помещения, рассчитанного на 300 человек, российское Министерство иностранных дел платило 7500 лир.

Убранство пополнялось за счет ценных пожертвований. Греческий королевич Христофор Георгиевич подарил крест-мощевик, его сестра Мария — икону св. Ольги собственной работы; из мастерской Плахова происходят 18 малых икон киевских святых; четыре иконы в киотах доставили в 1893 из мастерской М. Е. Малышева в Сергиевом Посаде. Чтимая икона Иверской Божией Матери была написана в 1901 афонцами в память императора Александра III. Уже после революции в храм попал большой образ св. Саввы Сербского, исполненный в Сербии русской эмигранткой Л. И. Родионовой.

По штатному расписанию 1867 года причт церкви состоял из настоятеля-архимандрита, хорошо знавшего католичество, дьякона и двух псаломщиков. Хор был наемным и в нем зачастую по-славянски пели итальянцы. Обычно настоятель назначался на три года, после чего он уезжал на родину и часто становился там архиереем. Например, с 1913 по 1916 настоятелем был архим. Филипп (Гумилевский), будущий архиепископ Звенигородский. Однако некоторые архимандриты оставались на более долгий срок: так, в 1884–1897 настоятелем служил архим. Пимен (Благово), составивший известные мемуары «Рассказы бабушки» и открывший на улице Боттеге Оскуре странноприимный дом св. Станислава, который позже вернулся к польским католикам.

При настоятеле архим. Клименте (Верниковском), позже епископе Винницком, в 1898 начался сбор средств на возведение в Риме отдельной русской церкви, поскольку, как отмечалось, «посольский храм очень скромно представительствует в центре латинства Русскую Церковь, верную Вселенскому Православию». Государь пожертвовал 10 тыс. руб. Надо заметить, что первая попытка этого рода была предпринята раньше — в 1879, когда Елизавета Ковальская, вдова сотрудника посольства, предложила выстроить церковь на кладбище Верано, но Синод отверг ее инициативу.

В 1902 настоятелем в Рим был назначен архим. Владимир (Путята), который через пять лет стал епископом Кронштадтским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ответственным за заграничные русские храмы. Он активно взялся за постройку храма, но, будучи по натуре конфликтным человеком, отклонил кандидатуру видного архитектора М. Т. Преображенского, автора церкви во Флоренции, предложив вместо него малоизвестного А. Ю. Ягна. Одновременно настоятель забраковал и место для постройки, подаренное гр. Л. А. Бобринским в престижном квартале.

Тем не менее, дело двигалось: в 1906 был образован строительный комитет, в 1913 при настоятеле архим. Дионисии (Валединском) разрешен сбор пожертвований в России, а 14 мая того же года государь утвердил эскизный проект нового храма, составленный акад. В. А. Покровским. По смете предполагалось, что строительство обойдется в 450 тыс. руб. Здание было задумано в стиле владимиро-московского зодчества XV–XVI веков, и состояло из нижней — в цокольном этаже — однопрестольной церкви и трехпрестольной верхней, к которой вела широкая лестница. Завершался храм куполом на высоком барабане. Выглядеть белокаменное массивное здание должно было очень величественно и выразительно, напоминая Успенский собор московского Кремля.

Вскоре началась Первая мировая война. В 1915 кн. С. С. Абамелек-Лазарев, меценат и владелец великолепной виллы в Риме, приступил к подготовительным работам на участке размером в два гектара на берегу Тибра, близ Понте Маргерита. Ими руководил итальянский зодчий Винченцо Моральди, но осуществить проект строительства храма не удалось из-за наступивших перемен в России. К 1916 было собрано 265 тыс. лир. Позже советское посольство, завладевшее собственностью российского посольства, продало ненужный ему участок. Возвести свой храм в центре католичества русским тогда не удалось.

После революции церковь продолжала действовать в палаццо Менотти, но в 1921 она из посольской была обращена в приходскую архим. Симеоном (Нарбековым). Он окончил университет и Духовную академию в Москве, возглавил в Риме клир в 1916 и прослужил целых сорок лет. При нем Никольская церковь переехала в новое здание — палаццо Чернышевой на виа Палестро, завещанное еще в 1897, но из-за юридических осложнений только в 1931 перешедшее во владение прихода.

В этом палаццо 10 апреля 1932 и была освящена церковь, устройству которой материально содействовали: кн. С. Н. Барятинская, кнж. С. В. Гагарина и королева Италии Елена (Негош), дочь короля Черногории. Приспособлением под храм нижнего этажа особняка занимались архитектор кн. В. А. Волконский и инженер Ф. Поджи. Со стороны двора была пристроена полукруглая апсида, внутри убраны перегородки и сделаны арки, алтарь выложен золотистой мозаикой и зеленым мрамором, солею украсили витражи. Иконостас остался прежним.

В указанный период приход находился в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, непосредственно, до 1985, подчиняясь ее первоиерарху. В 1963 архим. Симеон ушел за штат, и его место занял знаток патристики архим. Амвросий (Погодин), после которого настоятельствовать стало белое духовенство. Оно содержало храм, сдавая в палаццо квартиры. В 1966–1984 прихожан — в основном эмигрантов преклонного возраста — окормлял прот. Виктор Ильенко, добрый, но твердый пастырь. С 1987 это продолжал прот. Михаил Осоргин, который приезжал из Франции, ибо община подчинилась Западноевропейскому экзархату Вселенской Патриархии. Под его руководством в октябре 2000 она вошла в состав Московской Патриархии и храм стал ставропигиальным.

Русских, умерших в Риме, хоронили, главным образом, на «некатолическом» кладбище Тестаччо (отпевая в межконфессиональной часовне), а также на городском кладбище Верано. На Тестаччо погребены многие настоятели и старосты римской церкви, представители знатных родов: Гагарины, Голицыны, Волконские, Строгановы, Трубецкие, Шереметевы и другие; художники: К. П. Брюллов, А. И. Иванов, П. А. Сведомский, скульптор П. А. Ставассер, певец Ф. П. Комиссаржевский, поэт Вяч. И. Иванов (перенесен в 1986 из Верано), дочь Толстого — Т. Л. Толстая-Сухотина. На кладбище Верано можно найти могилы гр. А. В. Татищева, Е. П. Носовой (урожд. Рябушинской), Шульгиных, бар. Вейдтов.

В настоящее время богослужения в римской церкви посещают не только русские, но и сербы, болгары, румыны, эфиопы, греки и обращенные в православие итальянцы. За последние годы община выросла за счет новых эмигрантов, но не так сильно, как в русских храмах других европейских столиц. Служба совершается на церковнославянском языке.

В 1998 возникла инициатива постройки новой церкви, однако, ее осуществление оказалось весьма хлопотным. По проекту А. Оболенского церковь св. Екатерины была заложена 13 января 2001 епископом Корсунским Иннокентием на вилле Абамелек, где размещается резиденция посла РФ. На закладке присутствовали министры иностранных дел России, Италии, православный и католические епископы. Строительные работы начались, однако, только 6 мая 2003 после торжественного молебна и закончены в 2009.

Адрес: Via Palestro, 71, I-00185 Roma

Библиография:

* РГИА. Ф. 468. Оп. 14. Д. 287; Ф. 565. Оп. 4. Д. 17061; Ф. 796. Оп. 84. Д. 733; Оп. 161. Д. 794; Оп. 187. Д. 7177; Оп. 193 (6 отд. 1 ст.). Д. 1220; Оп. 201 (6 отд. 1 ст.). Д. 177; Ф. 797. Оп. 19. Д. 43367; Оп. 86 (2 отд. 3 ст.). Д. 114. Л. 3–4; Ф. 815. Оп. 14. Д. 220.

* ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 5. Д. 671; Оп. 113. Д. 4317.

Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 337–340.

Ежегодник [Императорского] Общества архитекторов-художников. 1914. Вып. 9. С. 128–130.

Московский архитектурный мир. 1915. Вып. 4. С. 139.

Вестник Германской епархии, ж-л. Мюнхен. 1985. № 2. С. 12–14.

Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 398.

Петинова Е. Ф. П. В. Басин. Л., 1984. С. 211–212.

Гасперович В., Шумков А. Российские могилы на римском кладбище Верано. СПб., 1996.

Гасперович В., Катин-Ярцев М., Талалай М., Шумков А. Тестаччо. Некатолическое кладбище для иностранцев в Риме. СПб., 2000.

Архим. Дионисий (Валединский). Спутник русского православного богомольца в Риме. Рим, 1999. С. 126–128 (переиздание под ред. М. Талалая).

Радонеж (Москва). 2000. № 9–10.

Русская мысль. (Париж). 2001. 1 апр. С. 10.

Церковный вестник. (СПб). 2003. № 5. С. 69.

Талалай М. Г. Рим. Церковь свт. Николая Чудотворца. // Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. С. 144-146.

Талалай М. Русская церковная жизнь и храмостроительство в Италии. СПб., 2011.

Сайты:
Приложения:
География:
Составители:
Благодарности:

Assia Inches за предоставленные фотографии.

Дата ввода:

27.12.2011