ЦЕРКОВЬ ПРЕСВ. ТРОИЦЫ. Белград, Сербия
Руски храм Свете Троjце
Сейчас в Белграде проживает около 300 старых русских эмигрантов – остаток некогда большой и процветавшей колонии, часть которой после Второй мировой войны под давлением коммунистических властей выехала за океан, часть – в Советский Союз.
В 1920–1930-е в королевстве Югославии насчитывалось около 30 тысяч русских эмигрантов, причем большая их часть имела среднее или высшее образование. Отношение к ним со стороны Короля Александра I и властей было самым благожелательным – сербы не забывали, что Россия в 1914 выступила в их защиту. Едва в Белграде после гражданской войны собралось несколько сотен русских беженцев, как у них появилась мысль о создании своей церкви, хотя ничто не мешало русским молиться в сербских православных храмах. Правда, в 1876 добровольцы, прибывшие из России на войну с Турцией, пользовались собственной походной церковью св. Александра Невского. В 1929 на этом месте был освящен одноименный сербский храм.
В Сербии эмигранты хотели сохранить русские церковные обычаи. За дело взялся энергичный священник Петр Беловидов, приехавший из Новороссийска, который 20 сентября 1920 отслужил первую литургию в столовой Русского общества взаимопомощи на ул. Короля Петра. Через месяц после пожара в этом помещении службы перенесли в здание школы на Богоявленской ул., оттуда – в 3-ю мужскую гимназию на ул. Негоша, где учились и русские. Поначалу главной заботой пастыря была организация церковного хора, отчего он ночами восстанавливал по памяти ноты важнейших песнопений.
С 1922 богослужения продолжались в полковой походной церкви, установленной в деревянном бараке, и в кладбищенской часовне, стоявшей на холме Ташмайдан, близ небольшой сербской церкви св. Марка. Приход этой церкви, однако, сопротивлялся постройке каменного русского храма. Она началась в 1923, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, по проекту и под наблюдением военного инженера В. В. Сташевского. Велось строительство ударными темпами на собранные пожертвования, при поддержке сербских властей. Председатель Совета министров Н. Пашич, бывший сербский посланник в Петербурге, отпустил из казны 40 тыс. динаров.
Освящение места совершил 21 сентября 1924 митрополит Западноевропейский Евлогий (Георгиевский); закладку 24 декабря 1924 произвели митрополит Антоний (Храповицкий), глава РПЦЗ и сербский Патриарх Димитрий. В это время в Белграде и его окрестностях жило около 10 тысяч русских эмигрантов.
Скромную однопрестольную церковь, возведенную в псковском стиле XV века, освятил 5 июля 1925 новый сербский Патриарх Варнава. Иконы в двухъярусном иконостасе, который подарил полковник А. П. Редькин, исполнили В. Я. Предаевич и кн. М. С. Путятин. К следующему Рождеству вдова Пашича подарила храму колокол. В 1941–1942 бар. Н. Б. Мейендорф написал в интерьере плафон (погиб в 1999). Есть в церкви образа (вмч. Георгий Победоносец, Покров, Аксайская Божия Матерь) кисти известного иконописца П. М. Софронова, который в 1930-е руководил иконописной школой при монастыре Раковица под Белградом. После смерти в 1936 Патриарха Варнавы память его была отмечена иконой, изображающей апостола Варнаву. Ее написал В. Я. Предаевич. Много икон пожертвовали или завещали храму его прихожане.
Первым настоятелем новой церкви стал вышеупомянутый прот. Петр Беловидов, служение которого отличалось уставностью, благоговением и торжественностью. Он скончался в 1940, перед оккупацией Белграда немцами. Его сменил прот. Иоанн Сокаль, при котором храм в сентябре 1944 перешел в юрисдикцию Московской Патриархии и стал ее подворьем. После разрыва отношений между Югославией и СССР настоятель в 1950 выехал в Саратов. В тюрьме коммунистического режима погиб о. Владислав Неклюдов. В 1949 в Швейцарию уехал архимандрит Антоний (Бартошевич), будущий архиепископ Западноевропейский и Женевский. С 1950 в храме служит священническая династия Тарасьевых родом из Мариуполя: прот. Виталий (1901–1974), его сын – прот. Василий (1950–1996) и в наши дни – о. Виталий-младший. Все они окончили Богословский факультет Белградского университета.
В 1930-е регентом хора был А. И. Гринько (1893–1966), ученик известного композитора А. К. Гречанинова. В межвоенные годы при церкви действовало благотворительное общество св. прав. Иоанна Кронштадтского, в работе которого принимал участие игумен Иоанн (Максимович), будущий святитель. Оно содержало приют для безработных и общежитие для студенток. Издавались брошюры и периодический журнал «Странник».
В 1928 в Брюсселе умер генерал П. Н. Врангель, вождь Белого движения, который завещал похоронить себя в славянской стране. Целый год шли переговоры о погребении генерала в белградском храме, и в октябре 1929 русская эмиграция хоронила его в правом притворе. Заупокойную литургию служили митрополит Антоний и сербский Патриарх Димитрий. На похоронах присутствовали генералы А. П. Кутепов, Е. К. Миллер, представители воинских, общественно-культурных организаций и сербских властей. Вся церковь была в венках и украшена русскими флагами. Сегодня рядом с могилой Врангеля в церкви висит мраморная доска, на которой высечены имена русских добровольцев, павших в 1991–1995 во время гражданской войны в Югославии.
В храме неоднократно бывал Король-мученик Александр I и молился Патриарх Варнава, которые всячески покровительствовали русским беженцам. Многие епископы Русской Православной Церкви за границей получили здесь благодать своего служения. Для русских эмигрантов церковь была главной в Югославии. Попытки построить в 1930-е отдельные храмы в Новом Саде и Панчеве успехом не увенчались.
До 1944 в храме имела свое пребывание чудотворная Курско-Коренная икона «Знамение» Божией Матери, вывезенная архиепископом Курским и Обоянским Феофаном (Гавриловым), Одигитрия русского рассеяния, которая в наши дни находится в нью-йоркском соборе Синода РПЦЗ. Святынь ныне в Троицкой церкви немного: два мощевика, один из которых подарен в 1934 русским Пантелеимоновским монастырем на Афоне, камень из келии прп. Феодосия Печерского, привезенный Владыкой Антонием из России, кусочек рубашки св. прав. Иоанна Кронштадтского.
В киотах помещены иконы, связанные с русской судьбой в XX веке: свт. Николая, сооруженная в память Царя-Мученика, и св. Александра Невского, напоминающая о расстрелянном адмирале А. В. Колчаке. До 1944 в храме висели штандарты и знамена (около 240) Императорской и Белой армий, вывезенные из России. Среди них были знамена времени Царя Алексея Михайловича. Все они были эвакуированы из Белграда, но часть из них пропала, часть попала в советские музеи.
В год освобождения Югославии от немецкой оккупации в ней действовали 11 русских общин, две обители и 20 священников. Число прихожан оценивалось в 3000 человек. Часть эмигрантов, спасаясь от Красной армии, выехала в Западную Европу; вслед за ними в начале 1950-х уехало еще 80% остававшихся в стране.
В 1956–1957 все русские храмы в Сербии, по договоренности с Московской Патриархией, отошли к Сербской Православной Церкви, и Троицкий храм в Белграде остался в стране единственным, который принадлежал русским жителям. До 1968 они молились также в сербской церкви Михаила Архангела, находящейся в парке в Земуне, пригороде Белграда, где до войны пел замечательный хор Е. П. Маслова. С того года небольшая русская колония в Сербии религиозно объединена только вокруг Троицкой церкви. Сейчас она окормляет около 2000 прихожан, из которых лишь 10–15 % говорят по-русски.
На Новом кладбище Белграда, где на трех больших участках покоится несколько тысяч русских эмигрантов, в конце главной аллеи, на небольшом возвышении, стоит Иверская часовня, воздвигнутая после того, как одноименная знаменитая часовня в Москве была уничтожена большевиками.
Когда русские в Белграде узнали о сносе часовни, они по инициативе кн. М. А. Святополк-Мирской создали Комитет, выпустивший следующее воззвание: «Не стало молитвенной сени, куда в течение трех столетий люди всех положений и состояний … и сам Русский Царь несли свои радости и горести, проливали слезы скорби и умиления». Комитет принял решение создать точную копию разрушенной святыни, поручив проект вышеназванному В. В. Сташевскому.
22 апреля 1930 митрополит Антоний заложил часовню (она все-таки повыше и пошире московской) в присутствии принцессы Ольги Николаевны, внучки вел. кн. Владимира Александровича и супруги югославского принца Павла. На постройку внесли свои пожертвования все члены Русского Императорского Дома, проживавшие в эмиграции. В фундамент была положена горсть русской земли.
Часовня выкрашена в белый, канелированные пилястры – в зеленый, капители и базы – в желтый цвет. Голубой полукупол украшен звездами золотого цвета. При освящении часовни 5 июля 1931 сербским Патриархом Варнавой при участии митрополита Антония и епископа Лондонского Николая, в крестном ходе, с пением акафиста, несли написанный на Афоне список Иверской Божией Матери, который ныне находится внутри часовни.
Кроме этой иконы, украшенной серебряным окладом, в часовне, в небольшом иконостасе, помещены также привезенный из Иерусалима образ Успения Божией Матери и Нерукотворный Спас, дар русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне. На наружной стене находятся большие иконы с изображением свт. Николая Чудотворца и свт. Алексия Митрополита Московского, доставленные с Афона в воспоминание о Царе-Мученике и его сыне.
В стену снаружи вмурована надгробная доска архиепископа Феофана (1872–1943), а слева от входа можно видеть могилы протопресвитера Петра Беловидова (1869–1940) и епископа Лондонского Николая (1891–1932). Рядом – спуск в усыпальницу часовни, над которым по мрамору написано: «Свет Христов просвещает всех». Здесь покоится прах митрополита Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого), главы РПЦЗ, выдающегося церковно-общественного деятеля и богослова, и его верного келейника архим. Феодосия (Мельника), игумена Высоко-Дечанского монастыря.
Обычно по средам в часовне читается акафист, по пятницам служится панихида, но до войны в часовне регулярно совершались и литургии. Несколько месяцев (с мая по ноябрь) это происходило в 1999, после того как в ночь на 23 апреля бомбами самолетов НАТО Троицкий храм был сильно поврежден и возникла опасность обрушения потолка. Восстановительными работами руководил проф. А. И. Постников; средства настоятель собирал в основном в России. 14 ноября 1999 сербский Патриарх Павел освятил отремонтированную церковь малым освящением. На него пришло столько русских и сербов, что не все могли попасть внутрь храма.
Напротив Иверской часовни возвышается величественный памятник, на лицевой стороне которого по-русски начертано: «Вечная память Императору Николаю II и 2 000 000 русских воинов Великой войны», а на противоположной, по-сербски, – «Храбро павшим братьям русским на Солунском фронте. 1914–1918 гг.». Высокий памятник сделан из серого камня в виде артиллерийского снаряда, на котором вырезаны имена жертвователей, вождей Белого движения, названия воинских союзов и объединений. У подножия полулежит, на знамени, русский офицер с шашкой, наверху стоит попирающий змея ангел с мечом. Автор проекта и скульптор – архитектор Р. Н. Верховской, строитель – В. В. Сташевский.
Под монументом находится склеп, где погребены перевезенные из разных мест сражений останки русских воинов, погибших в Первую мировую на территории Югославии: 387 человек с Солунского фронта, 136 убитых при защите Белграда и около 100 умерших от ран в госпиталях. В склеп ведет резной каменный портал, подаренный Патриархом Варнавой. В часовне склепа стоит сделанный из рельсов большой крест с одной из братских могил. Слева от входа укреплена бронзовая дощечка – на ней написано, что памятник реставрирован в 1995 на средства офицеров российского Генштаба. Восточнее, на соседнем участке кладбища, находится сходный, но более помпезный памятник сербским воинам, выполненный по проекту того же Верховского.
Памятник русской славы, сооруженный на пожертвования по инициативе полковника М. Ф. Скородумова, был открыт 9 апреля 1933 в присутствии Короля Александра I. После панихиды, отслуженной Патриархом Варнавой и митрополитом Антонием, Патриарх произнес слово, в котором, в частности, сказал: «В истории мира не было страны, подобной России: эта страна – бездонный океан святых чувств православной христианской любви!»
Иверская часовня и памятник со всех сторон окружены русскими могилами. Здесь покоятся корифеи науки: В. В. Фармаковский, Ант. Д. Билимович, Ф. В. Тарановский, Н. Н. Салтыков, А. И. Игнатьевский, Я. М. Хлытчиев, Г. Н. Пио-Ульский, Д. Ф. Конев, Н. А. Пушин, Г. И. Свищев, А. Н. Стебут, Т. В. Локоть, А. П. Доброклонский, С. В. Троицкий, М. П. Чубинский, Г. А. Острогорский, С. М. Кульбакин, Е. В. Аничков, А. Л. Погодин, выдающиеся артисты театра, художники, общественные деятели. Этот некрополь – один из самых значительных в русской диаспоре в Европе. Он напоминает о том времени, когда Белград был одним из центров белой эмиграции.
Адрес: Таковская ул., 4, Београд
Библиография: |
Перезвоны. 1925. № 2. С. 43. Маевский В. Иверская Богоматерь на Афоне, в Москве и Белграде. Белград, 1932. Часовой. (Париж–Брюссель). 1939. № 236–237. С. 11–12, 30–31. Русский голос. (Белград). 1940. № 497. Журнал Московской Патриархии. 1982. № 2. С. 112–113; 1999. № 7. С. 21–30. Слово. (Москва). 1995. № 7–8. С. 14–17. Светигора. (Цетинье). 1997. № 56–57. Политика. (Београд). 22.3.1999; 4.9.1999; 6.11.1999. Дворянский вестник. (Москва). 2000. № 4–8. Косик В. Н. Русская церковь в Югославии (20–40-е гг. XX века). М., 2000. С. 63–69, 90–92. Тарасjев В. Руски храм Свете Троjце у Београду // Руси без Русиjе. Српски Руси. Београд-Беочин, 1994. С. 238–241. |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Источник: |
Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. |
Дата ввода: |
16.12.2013 |