ИСУПОВ Алексей Владимирович

Isupoff A.

А. Исупов

10/22 марта 1889 (Вятка) – 17 июля 1957 (Рим). Живописец и график.

Сын позолотчика и резчика по дереву. Детство провел в Самаре, где окончил приходское сельское училище (1902). В 1903 вернулся с семьей в Вятку. В 1903–1904 обучался в иконописной мастерской А. М. Черногорова, в 1904–1908 – в иконописной мастерской В. И. Кротова. В 1906–1909 участвовал во 2-й, 3-й, 4-й и 5-й художественных выставках в Вятке. В 1908 приехал в Москву, летом учился в школе-студии И. И. Машкова и А. Н. Михайловского. В том же году поступил в МУЖВЗ, где учился до 1913 у А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, К. А. Коровина и В. А. Серова. Участвовал в ученических выставках МУЖВЗ (1909–1913), выставках в галерее Лемерсье (1910, 1913/1914, 1915), выставках МОЛХ (1910), СРХ (М., СПб., с 1910), ТПХВ (М., СПб., с 1912; член ТПХВ с 1916), Вятского художественного кружка (1912, 1913/1914; член кружка с 1909), Весенних выставках в залах ИАХ (1911, 1913), Осенней выставке (СПб., 1912) и др. Работы репродуцировались в журналах «Вершины», «Солнце России», «Лукоморье», «Нива», «Огонек». В 1912 картина «Сад» была приобретена с выставки СРХ в Музей ИАХ.

В 1910 создал первую экспозицию Вятского художественно-исторического музея и исполнил его вывеску. Занимался реставрацией картин музея. В 1911 написал пять икон для иконостаса церкви села Бельского Глазовского уезда Вятской губернии. В 1912 написал икону Св. мученицы Параскевы и Св. Николая Чудотворца; подарил ее Пятницкой церкви в Вятке, где был крещен. В 1912 стал одним из организаторов Второй художественной выставки Вятского художественного кружка, на которой было представлено более 100 работ московских художников. В 1913 женился на Тамаре Николаевне Ивановой, вместе с женой совершил поездку по Волге и в Крым.

В 1915 был мобилизован солдатом во 2-й стрелковый запасной полк и направлен в Среднюю Азию, в Ташкент. В 1916 периодически выезжал в Самарканд в распоряжение Комиссии по охране и реставрации памятников искусства и старины. В 1917 был по болезни (костный туберкулез) освобожден от воинской службы. Входил в литературно-драматическую секцию художественного совета Туркестанского народного университета, оформлял журнал «Юный туркестанец», преподавал в Туркестанской краевой народной художественной школе в натурном и общеобразовательном классах (среди его учеников: Н. Карахан, Е. Макеева, Б. Лавренев, М. Куприянов, С. А. Чуйков и др.). В 1920 был назначен в Самаркандскую комиссию по охране и реставрации памятников искусства и старины (в должности ответственного художника и заведующего художественной секцией). Вместе с художником И. С. Казаковым создал акварельные копии с древних мозаичных панно для альбома «Улугбек». Создал серию восточных пейзажей и жанровых сцен: «Узбеки в чайхане», «В старом Туркестане», «Самарканд», «Базарный ряд. Биш-Агач» и др.

В 1921 вернулся в Москву. В 1922 стал членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). Писал картины на революционные темы: «Минусинская ссылка», «Ликвидация красными десанта Назарова», «Бой у Аральского моря». Исполнил по заказу правительства портреты государственных деятелей, по заданию АХРР работал над картиной «В. И. Ленин, играющий в шахматы». Создал альбомом «Великая революция и жизнь Красной Армии». Участвовал в 47-й и 48-й выставках ТПХВ (Пг., 1922 и 1924), 18-й выставке СРХ (М., 1923), 4-й, 5-й и 6-й выставках АХРР (М., 1923–1924) и др. В 1924–1925 работы экспонировались на Передвижной выставке русского искусства по Америке, в 1925 – на 1-й Государственной передвижной выставке картин (по маршруту Москва, Саратов, Царицын, Казань, Нижний Новгород). В 1926 во Дворце труда профсоюзов была показана картина «Проводы Ленина в колонном зале», посвященная похоронам вождя.

В феврале 1925 в связи с обострением костного туберкулеза выехал для лечения в Италию и обосновался в Риме. Писал пейзажи Италии, жанровые сцены, романтические портреты девушек с цветами. Любил изображать лошадей. Продолжал свою туркестанскую серию, по памяти писал картины русской природы. В 1920-е его мастерскую посещали приезжавшие в Рим С. Т. Коненков, Ф. С. Богородский, Г. Г. Ряжский. В Италии встречался с М. Горьким, тесно общался с послом СССР в Риме Д. И. Курским. В 1920-е его картины продолжали появляться на советских выставках.

Провел персональные выставки в Риме (галерея Fiamma, 1926; 1928 – вместе с А. В. Ганзеном и Дж. Микале; студия Яндоло, 1933), Милане (галерея Скопиник, 1929, 1930, 1931; галерея Дедало, 1934), Гааге («Алексей Исупов. Выставка картин из России, Туркестана и Италии», 1931), Ливорно (зал Bottega d’arte, 1934 – вместе с М. Кашеллоа и Дж. Ромити), Генуе (галерея Вителли, 1934), Флоренции (Галерея искусств, 1934), Неаполе (1934; в составе II Международной выставки колониального искусства в замке Маскио Анджоино), Триесте (галерея «Trieste», 1935, 1937, 1939), Бергамо (галерея Galleria permanente d'arte, 1935), Турине (галерея Мартина, 1937). Участвовал во II Выставке морского искусства (1927) и выставке «Выставке любителей и деятелей Рима» (1928) в Риме, в Венецианской бьеннале (1930), в выставках во Франции, Голландии и Бельгии.

В 1943–1944 принимал участие в движении Сопротивления в Риме. Позже исполнил ряд картин на военную тему.

В конце 1945 в Галерее современного искусства в Риме прошла его большая персональная выставка. На итальянском и английском языках вышла первая монография о нем, написанная М. Бианкале. В 1948 его персональная выставка состоялась в Международной художественной галерее в Милане, а в следующем году была издана монография о нем Дж. Никодеми.

В последние годы жизни писал в основном натюрморты; из-за прогрессирующей болезни рук работал мало. Похоронен на кладбище Тестаччо в Риме.

В 1958 вдова художника подарила несколько его картин в Третьяковскую галерею. В 1966 она вернулась в СССР и по завещанию мужа передала Министерству культуры всю римскую коллекцию работ. Бóльшая часть (около 300 картин) поступила в фонды Кировского (Вятского) областного художественного музея. Представлен также в галерее Уффици во Флоренции, в галереях современного искусства Рима, Милана, Неаполя и Генуи. Мемориальные выставки состоялись в Кирове (1971), Москве (1973) и Ташкенте (1977).

Библиография:

* ХН СССР 4/1/567; ХРЗ; AI 1/751, 2/656.

Туркестан: Серия открытых писем А. Исупова. М., 1929. 25 л.

Щербатов С. Памяти русского художника // Русская мысль (Париж). 1957. Сент. (№ 1108).

Живова О. В дар галерее // Художник. 1962. № 1. С. 45–49.

Кузнецов А. Тайна Адреатинских пещер. М., 1963. С. 40–49, 121.

Курская А. С. Пережитое. М., 1965. С. 243–244.

Двинянинова Л. А. В. Исупов. Киров, 1971, 8 с., ил.

Алексеева В. Художник А. В. Исупов // Искусство. 1972. № 3. С. 41–46.

Апухтин О. Материалы к творческой биографии А. В. Исупова // Там же. С. 47–50.

Иванов М. Художник Исупов // Огонек. 1981. № 35. С. 24–25.

С. Т. Конёнков: Воспоминания. Статьи. Письма / Сост. Ю. А. Бычков: В 2 т. Т. 1. М., 1984. С. 216–217.

Двинянинова Л. Алексей Исупов // Художник. 1989. № 7. С. 40–47.

Кувалдина И. В. Итальянский период творчества А.В. Исупова // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья. СПб., 2008. С. 129–135.

Кувалдина И. В. Творчество А.В. Исупова в контексте русского и итальянского искусства первой половины ХХ века. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к-та искусствоведения. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2012.

Вассена Р. А. В. Исупов [пер. К. Тименчик] // Русские в Италии.

Кувалдина И. В. Алексей Исупов. Российский период творчества // Антикварное обозрение. 2013. № 4. С. 14–33.

Mostra personale di Alessio Issupoff. Galleria permanente d’arte Alessandro Gazzo, Bergamo. Aprile 1935.

Biancale М. Alessio Issupoff. Roma, 1945.

Alessio Issupoff / Mostra personale: Galleria d’arte, Trieste, Aprile 1939–XVII. Trieste, 1939.

Nicodemi G. A. Issupoff. Milano, 1949. 60 p., 174 il.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

30.03.2012