ПРЕГЕЛЬ (урожд. Авксентьева, псевд. Aвксенте) Александра Николаевна

Pregel (née Avxentieva, alias Avxente) A.

А. Прегель. В студии на Манхэттене. 1943.

2/15 декабря 1907 (Гельсингфорс, ныне Хельсинки) – 28 июня 1984 (Нью-Йорк). Живописец, график, художник книги.

Дочь члена партии правых эсеров Николая Дмитриевича Авксентьева (1878–1943) и доктора философии Марии Самойловны Тумаркиной (1882–1976). Родители вступили в брак в 1906 в Петропавловской крепости, куда были заключены за политическую деятельность. После побега из заключения они встретились в Финляндии, где у них родилась дочь. После развода мать в 1910 вышла замуж за поэта и критика Михаила Осиповича Цетлина и увезла дочь в Париж. Там родился брат художницы Валентин Цетлин (1912–2007), в будущем известный ученый-психоаналитик. Узнав о Февральской революции, семья вернулась в Россию и около года провела в Москве. В 1919, не приняв большевистский режим, Цетлины вновь эмигрировали.

С 1919 жила в Париже. Окончила русскую гимназию. С 1921 занималась в школе мастерской В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева, в 1927 окончила Национальную школу декоративных искусств, в 1928 брала уроки у Н. С. Гончаровой.

Писала натюрморты и предметные композиции, позже – портреты, ню и сюрреалистические картины. В 1932 впервые участвовала в групповой выставке молодых парижских художников под псевдонимом «Avxente». В мае 1934 совместно с Е. С. Минаш провела выставку в галерее Bernheim-Jeune, в июне 1938 – персональную выставку в галерее de l’Elysée. Участвовала в выставке русского искусства в Праге (1935), парижсикх салонах: Независимых (1935–1939) и Осеннем (1938).

В 1937 вышла вторично замуж (в первом браке носила фамилию Болотова) за физика, предпринимателя и общественного деятеля Б. Ю. Прегеля (ум. 1976), брата литератора Софии Прегель. В связи с браком перешла в иудаизм. С этого времени подписывала работы: «Александра Прегель». Участвовала в русских литературно-художественных вечерах и благотворительных акциях.

В июне 1940, при вступлении в Париж немецких войск, бежала из города вместе с мужем. Около 300 картин пропали из мастерской после обыска. В том же году уехала в США. Продолжала заниматься живописью и провела персональные выставки в Нью-Йорке: в Новой школе социальных исследований (1943), в галереях Milch (1946, 1948, 1952), Wildenstein (1956) и в Париже – в галерее de l’Elysée (1947). В 1944 была принята в Национальную ассоциацию женщин-художниц США. В 1948 ее картины были представлены в экспозиции «Живопись в Соединенных Штатах» Института Карнеги в Питтсбурге, в 1956 – в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке.

Исполнила иллюстрации к Библии (хранятся в архиве Иерусалимского университета) и Пасхальной Агаде, к «Слову о полку Игореве» в переводе Р. Якобсона (1948). Автор обложек журналов «Новоселье» и «Опыты», книги М. О. Цетлина «Пятеро и другие» (Нью-Йорк, 1953).

В разные годы позировала для портретов Л. С. Баксту, Д. Ривере (1915–1916), С. В. Чехонину (1929), М. Ф. Ларионову (1948) и др.

Участвовала с мужем в общественной жизни Израиля. Собрала вместе с ним ценную коллекцию произведений русского и западноевропейского искусства ХХ века, которая по завещанию супругов была передана в Художественный музей Тель-Авива. Представлена в Музее русского искусства имени М. С. и М. О. Цетлиных в Рамат-Гане (Израиль).

Библиография:

* РЗФ; ХРЗ; AI 3/153, 4/133, 5/705, 6/907, 7/1030, 8/1019, 10/722; Bénézit-1 1/308.

N. Выставки художниц А. Авксентьевой и Е. Хаджи-Минаш в залах Бернгейма в Париже // Иллюстрированная Россия. 1934. № 23. С. 18.

Сазонова Ю. Выставка Александры Прегель // Новоселье. 1948. № 37-38. С. 144-146.

Яновский В. Поля Елисейские. СПб., 1993.

Винокур Н. Фотографии из семейного альбома // Евреи в культуре Русского Зарубежья. Сб. статей, публикаций, мемуаров и эссе / Сост. и изд. М. Пархомовский. Т. 4. Иерусалим, 1996. С. 426-438.

Гаухман Ю. В. Судьба Александры Прегель / Юлия Гаухман // Наше наследие. № 57 (2001). С. 116-120 (Прилож.: Стихи Н. С. Гончаровой, посвящ. А. Прегель; из альбома М. С. Цетлиной).

Войскун Л. «Альбом бытия» Александры Прегель // Русская эмиграция: Литература, история, кинолетопись / Материалы междунар. Конф. Иерусалим; Таллин, 2004. С. 234-265.

Войскун Л. Американский период творчества художницы Александры Прегель // Деятели американской культуры из Российской империи. Сб. статей по итогам выставки и научной конференции в ГРМ. СПб., 2009. С. 72-90; илл.

Папета С. П. Александра Прегель: Творческий путь // Аукционный дом «Belle Époque».

Винокур Н. Всю нежность не тебе ли я несу. Альбом М.С. Цетлиной // Наше наследие. 2004. № 72.

Beaux-Arts. 1937. Mars 5. P. 8; 1938. Juin 17. P. 5; Nov. 11. P. 3; 1939. Juin 9. P. 3; 1940. Mars 1. P. 60, Avril 15. P. 85.

Art News. 1943. Vol. 42, Nov. 1. P. 22; 1946. Vol. 44, Febr. P. 95; 1948. Vol. 46, Jan. P. 53; 1952. Vol. 51, May. P. 47.

Alexandra Pregel. Lonely Soul. Paintings 1930–1960. Paris. New York / [Catalogue]. Text by Alecia Voiskun. The Maria and Mikhail Zetlin Museum of Russian Art. Ramat-Gan. December–January 2000–2001.

Сочинения:

Незабываемое прошлое // Русская мысль (Париж). 1976. 22 янв. (№ 3087). С. 9.

Библиотека
сайта:
Сайты:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Юлии Гаухман за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

09.02.2012