БАКСТ Лев Самойлович (собств. Розенберг Лейб-Хаим Израилевич)

Bakst (né Rosenberg) Leon.

Л. С. Бакст. Фрагмент фотографии.

27 апреля / 9 мая 1866 (Гродно) – 27 декабря 1924 (Париж). Живописец, график, художник театра.

Сын потомственного почетного гражданина Израиля Самуила-Баруха Рабиновича и Баси Розенберг. Детство и юность провел в Петербурге. В 1883 окончил 6-ю классическую гимназию и по совету М. М. Антокольского поступил вольнослушателем в ИАХ. В 1887 покинул ИАХ под предлогом болезни глаз. В 1887–1890 работал в мастерской учебных пособий, организованной писателем и педагогом А. Н. Канаевым. Иллюстрировал детские книги для издательств А. А. Холмушина и А. Ф. Девриена. С 1889 подписывал свои работы: Бакст (от Бакстер – фамилии бабки по материнской линии). В 1890–1893 делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». В эти годы писал картины в манере передвижников: «Супруги (Мезальянс)», «Философ (Пьяный факельщик)», «Старуха еврейка», «Отчаяние», «Иуда, беседующий с Христом».

В 1890 начал изучать технику акварели под руководством академика Альберта Н. Бенуа, познакомился с его младшим братом Александром Н. Бенуа и его окружением. В 1891 побывал в Германии, Италии, Испании и Франции, надолго остановился в Париже. В 1893 вновь приехал в Париж, где проработал с перерывами до 1899, встречался с приезжавшими петербургскими друзьями. Занимался в студии Ж.-Л. Жерома, в академии Р. Жюльена и у А. Эдельфельда. По заказу вел. кн. Алексея Александровича писал картину «Приезд адмирала Авелана в Париж» (окончена в 1900), подготовительные этюды к которой выставлял в салоне газеты «Figaro».

В 1890-е участвовал в выставках Общества русских акварелистов (СПб., 1890–1895; М., 1897), С.-Петербургского общества художников (1895), МОЛХ (1896) и академических выставках (1890, 1896–1897).

В 1898 стал одним из основателей кружка «Мир искусства». Был главным оформителем журнала «Мир искусства», участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров» (1899–1902), журналов «Художественные сокровища России» (1901–1902), «Весы» (1904–1909), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), рисовал для журнала «Сатирикон» (1908) и для открыток Общины св. Евгении (1902–1905). Оформлял книги для петербургских и московских издательств, поэтические сборники «Снежная маска» А. А. Блока (СПб., 1907), «Anno mundi ardentis» М. А. Волошина (М., 1910) и др. Графический стиль, разработанный им совместно с А. Н. Бенуа и К. А. Сомовым, два десятилетия господствовал в области оформления книг и журналов.

В живописи и станковой графике использовал опыт различных европейских школ и направлений – от салонного академизма до импрессионизма. В начале 1900-х исполнял портреты, сюжетные картины, пейзажи и декоративные панно: портреты И. И. Ле-витана, Ф. А. Малявина, З. Н. Гиппиус (литографии; 1899–1901), В. В. Розанова (пастель, гуашь; 1901), Андрея Белого (цв. кар., мел; 1905), К. А. Сомова (цв. кар., мел; 1906), и «Портрет С. П. Дягилева с няней» (масло; 1906), картины «Сиамский священный танец» (1901) и «Ужин» (1902), панно «Элизиум» (1906). В 1907 под впечатлением от поездки вместе с В. А. Серовым по Греции создал цикл пейзажей и декоративное панно «Древний ужас (Terror Antiquus)», которое получило философское толкование в книге Вячеслава Иванова «По звездам» (СПб., 1909).

Участвовал в выставках: русских и финляндских художников (СПб., 1898), журнала «Мир искусства» (СПб., 1899–1903; М., 1902), СРХ (М., СПб., 1903–1910), Общества им. Леонардо да Винчи (М., 1906), «Современное искусство» (СПб., 1902), «Современные течения в искусстве» (СПб., 1907), «Салон» С. К. Маковского (СПб., 1909), «Искусство в книге и в плакате» (СПб., 1911/12), общества «Мир искусства» (СПб., М., Киев, 1913), в международных выставках в Мюнхене (1899), Венеции (1907) и Риме (1911), в мюнхенском (1899) и венском (1908) Сецессионах, парижском салоне Национального общества изящных искусств (1904), в других выставках в России и за границей. В 1906 осуществил общее оформление Выставки русского искусства, организованной С. П. Дягилевым в парижском Осеннем салоне; был избран действительным членом салона и стал кавалером ордена Почетного легиона.

В 1906–1910 руководил художественной школой Е. Н. Званцевой в Петербурге. В 1910 состоялась анонимная выставка работ учеников школы, сопровождавшаяся каталогом с его вступительной статьей. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта. Написал роман «Жестокая первая любовь», сочинял либретто к балетам.

В 1910 поселился в Париже. Накануне отъезда развелся с женой – Любовью Павловной Гриценко (дочерью П. М. Третьякова и вдовой художника Н. Н. Гриценко), ради брака с которой в 1903 принял лютеранство. Вернувшись после развода в иудаизм, навлек на себя нападки черносотенной прессы. Во время пребывания в Петербурге в конце 1912 получил предписание покинуть столицу, как иудей. Ходатайство о предоставлении вида на жительство (октябрь 1913), поддержанное вел. кн. Марией Павловной, было отклонено императором (февраль 1914). Последний раз посетил Петербург в январе 1914. В мае 1914 был избран академиком, что давало право на свободное проживание в российских городах, но этим правом уже не воспользовался.

В начале 1900-х впервые обратился к сценографии, оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904) для Александринского театра и драматическое представление «Антигона» по Софоклу (1904) для Иды Рубинштейн на сцене Нового театра Л.Б. Яворской. Наибольший успех в этой области связан с дягилевскими Русскими сезонами, открывшимися в 1909. Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным был ближайшим сотрудником С. П. Дягилева и с 1911 – художественным директором антрепризы. Осуществил постановки балетов: «Клеопатра» (1909, театр Шатле, муз. музыку А. С. Аренского, хор. М. Фокина), «Шехеразада» (1910, Гранд-опера, муз. Н. А. Римского-Корсакова, хор. М. Фокина), «Жар-птица» (1910, Гранд-опера, муз. И. Ф. Стравинского, хор. М. Фокина), «Видение розы» (1911, Монте Карло, Казино, муз. К. М. Вебера, хор. М. Фокина), «Нарцисс» (1911, Монте Карло, Казино, муз. Н. Н. Черепнина, хор. М. Фокина), «Дафнис и Хлоя» (1912, театр Шатле, муз. М. Равеля, хор. М. Фокина), «Синий Бог» (1912, театр Шатле, муз. Р. Гана, хор. М. Фокина), «Послеполуденный отдых фавна» (1912, театр Шатле, муз. К. Дебюсси, хор. В. Нижинского), «Легенда об Иосифе» (1914, Гранд-опера, муз. Р. Штрауса, хор. М. Фокина), «Шутницы» (1917, Рим, театр Констанци, муз. Д. Скарлатти, хор. Л. Мясина) и др. Оформил также спектакли для труппы Иды Рубинштейн («Мученичество св. Себастьяна» на музыку К. Дебюсси – 1911, «Елена Спартанская» Д. де Северака – 1913) и для Анны Павловой («Восточная фантазия» на музыку М. М. Ипполитова-Иванова и М. П. Мусоргского, 1913).

В 1917 из-за эстетических разногласий прервал сотрудничество с Дягилевым и несколько лет работал для парижских театров. Оформил по собственным сценариям мимодраму «Подлость», водевиль «Старая Москва» (оба – театр «Fémina», 1922), балеты «Смущенная Артемида» П. Парэ и «Волшебная ночь» на музыку Ф. Шопена (Гранд-Опера, 1922–1923). В 1921, возобновив контакты с Дягилевым, оформил балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского (Лондон, театр Альгамбра, хор. Н. Сергеева) – свою последнюю крупную постановку.

Продолжал заниматься станковой живописью и графикой. Исполнил портреты многих знаменитостей театрального и литературно-художественного мира (Ж. Кокто, М. Казатти, Л. Ф. Мясин, В. Ф. Нижинский, К. Дебюсси, А. Павлова, И. А. Бунин, Б. Сандрар), написал семь декоративных панно на сюжет сказки «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне (1922).

Провел персональные выставки в Париже (1911), Лондоне (1912, 1913, 1914, 1917), Берлине (1913), Стокгольме (1913), Нью-Йорке (1913, 1914, 1916, 1920, 1922), Бостоне (1914), Филадельфии (1914), Чикаго (1914, 1923), Лос-Анджелесе (1924) и Балтиморе (1924). Участвовал в групповых выставках русских художников в Париже (галереи La Boёtie и Devambez, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924). Выступал с лекционными программами по вопросам современного искусства и костюма в европейских городах и совершил лекционный тур по США (1923). Публиковал статьи в парижской газете «Comoedia Illustré». В 1922 – 24 выполнил рисунки в русском стиле для производства текстиля в Америке.

Умер в больнице Рюаль-Мальмезона от последствий нервного припадка, случившегося во время работы над балетом «Истар» В. д’Энди для труппы Иды Рубинштейн. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.

Мемориальные выставки состоялись в Париже (J. Charpentier, 1925 и 1928), Брюсселе (1926), Льеже (1926), Лондоне (1927) и Берлине (1927). В 1966 в связи со столетием со дня рождения художника мемориальная выставка прошла в Театральном музее в Ленинграде. В 1992 выставка работ из петербургских собраний состоялась в ГРМ.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 11. Д. 138; Балет; ЕЭ 3/698; Лобанов-Ростовский; ХН СССР 1/264–265; ХРЗ; AI 1/147, 2/145, 3/158, 4/147, 5/102, 8/147, 9/101, 10/101, 11/91, 12/109, 14/117, 15/117, 16/45, 17/66, 18/78, 19/110–111, 20/105, 22/82, 25/99, 27/104, 28/113.

Лукомский Г. Искусство Л. С. Бакста // Театр и жизнь (Берлин). 1921. № 4. С. 14.

Лиссим С. Леон Бакст и балет // Театр и жизнь (Берлин). 1922. № 9. С. 6.

Добужинский М. В. О Баксте: (Из моих воспоминаний) // Сегодня (Рига). 1925. 6 янв.

Жарновский И. Посмертная выставка Бакста // Последние новости. 1925. 19 ноября.

Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX–начала XX в. М., 1970. (Указ.).

Давыдова М. В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства ХVIII–начала ХХ в. М., 1974.

Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. Л., 1975 (библиогр. и список работ).

Лапшина Н. П. «Мир искусства»: Очерки истории и художественной критики. М., 1977.

Борисовская Н. Леон Бакст. М., 1979.

Голынец С. В. Л. С. Бакст. Л., 1981.

Сергей Дягилев и русское искусство: Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков: В 2 т. М., 1982. (Указ.).

Власова Р. И. Русское театрально-декорационное искусство начала ХХ века. Л., 1984.

Дедюлин С. 60 лет со дня смерти Льва Бакста // Русская мысль. 1984. 27 дек. (№ 3549). С. 15.

Добужинский М. В. Воспоминания / Подгот. Г. И. Чугунов. М., 1987. (Указ.).

Лев Бакст: Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство / Авт.-сост. С. В. Голынец. Л., 1992.

Н. Лобанов-Ростовский. О театральных художниках из России (Записки коллекционера) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Иерусалим, 1992. Т. 1. С. 390-420.

М. Генкина. Дар Берты М. Ципкевич (Париж). (О коллекции Л. Бакста в Музее Израиля, Иерусалим) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Т. 2. Иерусалим, 1993. С. 451-464.

Григорьев С. Л. Балет Дягилева. 1909–1929. М., 1993. (Указ.).

Беспалова Е. Бакст в Америке // Наше наследие. 1997. № 39-40. С. 132-139.

Александр Бенуа и Лев Бакст на вилле Фаворита / Публ. Е. Вязовой // Пинакотека. 1999. № 8-9. С. 140 – 141.

Таиров О. Мясин и Бакст // Антик Respect. 2003. Май – июнь. С. 44 – 45.

Беспалова Е. Настенная живопись Бакста для дома Ротшильдов в музее «Уодесдон» // Русское искусство. 2004. № 3. С. 34-47.

Беспалова Е. Бакст в Чикаго // Русское искусство. 2004. № 1. С. 38-45.

Байгузина Е.Н. Интерпретация античного наследия в театрально-декорационном творчестве Л.С. Бакста: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. СПб., 2006.

Байгузина Е. Н. Л. С. Бакст: В поисках античности. – СПб.: Нестор–История. 2009.

L'art decoratif de Léon Bakst / Essai critique par A. Alexandre; notes sur les ballets par Jean Cocteau. Paris: M. de Brunoff, 1913.

Levinson A. Léon Bakst. Berlin: Ernst Wasmuth, 1922.

The decorative art of Léon Bakst / Appreciation by A. Alexandre; Notes on the ballets by Jean Cocteau; Translated from the French by Harry Melvill. New York: B. Blom, 1971.

Levinson A. Bakst. The story of the artist's life. New York: B. Blom, 1971.

Spencer C. Léon Bakst. New York: St. Martin's Press, 1973; London: Academy Editions, 1973 (bibliogr.).

Bakst: centenary 1876–1976: [Catalogue]. London: The Society, 1976.

Léon Bakst: Set and Costume Designs. Book Illustrations. Painting and Graphic Works / Text by I. Pruzhan. Leningrad, 1986 (bibliogr.).

Schouvaloff A. Léon Bakst: the theatre art. London: Sotheby's Publications, 1991.

Сочинения:

Пути классицизма в искусстве // Аполлон. 1909. № 2/3.

[Вступ. ст. к каталогу] Выставка работ учениц и учеников Л. С. Бакста и М. В. Добужинского (школа Зван-цевой). СПб., 1910.

Нагота на сцене // С.-Петерб. газета. 1911. 20 янв.

Костюм женщины будущего // Биржевые ведомости. 1913. 20 марта.

О современном театре: Никто больше не хочет слушать, а хочет видеть // С.-Петерб. газета. 1914. 21 янв.

Мода // С.-Петерб. газета. 1914. 20 февр.

Об искусстве сегодняшнего дня // Столица и усадьба. 1914. № 8.

Футуризм или классицизм? // Театр и жизнь (Берлин). 1922. № 7. С. 10.

Серов и я в Греции: Дорожные записки. Берлин: Слово, 1923.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

28.01.2011