ЦЕРКОВЬ СВ. БЛГ. ВЕЛ. КН. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. По, Франция
Eglise russe St. Alexandre Nevsky
Пиренеи далеко отстоят от России, но мода на пиренейские климатические курорты, возникшая в 1860-е, заставляла чахоточных ехать туда на зиму и весну, тратя на дорогу целую неделю. Самым популярным курортом был живописный, старинный и небольшой (25 тыс. жителей) город По – центр департамента в восточных Пиренеях, лежащий недалеко от знаменитого Лурда, места массового паломничества католиков. Какое-то время русские, наряду с англичанами, составляли большую часть зарубежных гостей курорта.
Так как русские больные в По принадлежали, в основном, «к числу людей недостаточных», то для богослужений им было трудно выписывать священника из Парижа или Ниццы. Навстречу просьбам больных пошла известная столичная благотворительница Татьяна Борисовна Потемкина, на средства которой на Пасху 1865 года в По был послан из Нейшлота (Финляндия) священник Добросердов. На этом созидание постоянной церкви, начатое по инициативе бар. Екатерины Николаевны Пилар-фон-Пильхау, дочери гр. Н. П. Клейнмихеля, не остановилось.
Русская колония хотела поначалу «устроить храм в каком-либо доме», но затем, благодаря усердию генерал-адъютанта К. В. Чевкина, приближенного Александра II, купила участок на восточной окраине города, где уже стояла скромная церковь местной англиканской общины, выстроенная в «готическом» стиле, и дом для священника. Главными жертвователями при покупке были: бар. Пилар-фон-Пильхау, генерал-адъютант А. Е. Тимашев, будущий министр внутренних дел, и В. Л. Нарышкин с супругами, М. Н. Муханова, гр. Н. Н. Муравьев-Амурский. Расходы на покупку и обустройство здания составили 65 тыс. франков.
Русская церковь была освящена как временная 16 декабря 1866 назначенным в нее иером. Нестором (Зассом) из Александро-Невской лавры. Во Франции то был третий по счету русский храм и его приписали к посольской церкви в Париже. В храме был поставлен двухъярусный иконостас, имеющий всего шесть икон.
Сейчас высокое здание, покрытое светлой штукатуркой, плохо видно с улицы из-за окружающих его южных деревьев и кустов. На его главном фасаде – тройное полуциркульное окно, над которым находится керамическое тондо с изображением Христа. Фасад завершен треугольным фронтоном с зубчатым карнизом и увенчан каменным четырехконечным крестом. Ко входу ведет современный стеклянный тамбур. Двускатная крыша покрыта черепицей, над алтарной без апсиды частью, установлен небольшой железный крест. Боковые фасады прорезаны тремя полуциркульными окнами в наличниках; углы отмечены рустом.
В первые двадцать лет после освящения прихожан в церкви было относительно много, но затем мода прошла, и русские стали бывать в По лишь случайно и проездом. Отпугивала также дороговизна жизни на этом зимнем курорте. Поэтому уже с 1869 на содержание церкви казна выплачивала ежегодное пособие в 1200 руб. В 1889 эта дотация была прекращена, но постоянный причт из священника и псаломщика по-прежнему получал жалованье из Синода и продолжал служить, пока в 1894 не возобновилась финансовая помощь.
Причт служил, в основном, в недалеком приморском Биаррице, откуда, а также от сдачи в наем выстроенной в 1881 трехэтажной виллы «Дагмара» ему поступали основные доходы. Небольшую сумму приносили проценты с неприкосновенного (28 тыс. франков) капитала в парижском банке. В конце XIX века в Пиренеях, в разных горных селениях и городках, ежегодно лечилось более тысячи русских, «страждущих грудными и горловыми болезнями; многие из них оканчивают там и свою жизнь», – писал настоятель. Останки некоторых из них лежат на православном участке городского кладбища.
Перед Первой мировой войной положение церкви стало катастрофическим. Постоянным прихожанином остался только российский вице-консул, румын родом, а число непостоянных колебалось от 4 до 9 человек, причем половина не были русскими. Старостой состоял Николай Константинович Микаэль, местный житель, украсивший в 1905 церковь четырьмя иконами «прекрасной работы». К числу более или менее постоянных прихожан можно было причислить сербских цыган, которые иногда заказывали требы. Как жаловался настоятель о. Николай Попов, «большинство церковных служб, особенно вечерних, совершается при полном отсутствии богомольцев». К этому времени церковные здания и убранство сильно обветшали и требовали срочной реставрации.
Настоятель, однако, сопротивлялся закрытию опустевшей церкви, указывая в 1911 на то, что мода изменчива. «Кто знает, что будет через 5–10 лет? … куда станут привозить из России больных грудными и нервными болезнями?» – писал он и просил Синод лишь помочь капитально отремонтировать храм и причтовый дом. Летом 1913 Синод нашел выход из положения, приписав опустевшую церковь к курорту Биаррицу с его многолюдным приходом и выделив на ремонт 3000 франков.
В годы Первой мировой войны положение несколько улучшилось – в По присылали лечиться раненых солдат и офицеров из Русского экспедиционного корпуса во Франции, которые размещались в церковном доме и молились в храме. Его прихожанкой стала жившая в городе в изгнании Королева Черногории Милена.
После революции в По обосновались немногие русские эмигранты в 1920 их было всего 20 человек. Позднее колония увеличилась, но состояла в основном из малоимущих, ибо имущие осели на Лазурном берегу и в Париже. Когда в 1927 митрополит Западноевропейский Евлогий (Георгиевский) порвал с Русской Православной Церковью заграницей, приход сохранил ей верность.
К столетию церкви был проведен основательный ремонт, не изменивший неправославный облик здания. Сам юбилей был отмечен торжественным богослужением с участием архиепископа Женевского и Западноевропейского Антония (Бартошевича).
За истекшее время настоятелями храма были: 1874–1895 иером. Иродион, по инициативе которого возникла церковь в Биаррице, 1895–1901 – архим. Нестор (Фомин), будущий епископ Балахнинский, 1901–1907 – прот. Сергей Константинович Веригин, который, в конце концов, перешел в католичество, 1907–1947 – протопресвитер Николай Попов, выпускник Московской Духовной академии, который долгие годы окормлял также русских в Испании и проповедовал Православие среди испанцев. Ему, в частности, удалось обратить офицера генерального штаба Гарсия Рюи-Переса, который устроил в своем доме в Мадриде православную домовую церковь и перевел на испанский литургию св. Иоанна Златоуста. Кроме того, в Биаррице батюшка обучал Закону Божьему детей отдыхавших там русских великих князей. Некоторое время после революции о. Николай служил в Копенгагене и был духовником Императрицы Марии Феодоровны.
Отца Николая сменил служивший в 1950–1955 прот. Константин Соколов. В 1949 прибывшие из Мюнхена пятеро монахов основали при церкви монашескую общину, которая действовала несколько лет. После о. Константина своего священника в По не было, и в храм приезжали батюшки из других городов. По этой причине, только в 1982 немногочисленные прихожане смогли снова присутствовать на богослужениях Страстной и Светлой седмиц.
В наши дни литургию служит приезжающий из Парижа пожилой священник Раду Апостолеску, который не говорит по-русски. Служит он раз в месяц с хором из французов, поющих на церковнославянском языке. В крошечной общине русские по происхождению составляют малую часть. По-видимому, вскоре приходу суждено полностью стать французским, сохраняя лишь название храма в честь святого русского князя XIII века.
В 1929–1980, в восточных Пиренеях, в г. Тарасконе, действовала домовая церковь равноап. Владимира для русских рабочих-эмигрантов на местном электролитном заводе и русских, проживавших в Каркассоне, где с 1931 имелся приход свв. Космы и Дамиана. Церковь в Тарасконе имела самостоятельный причт, сплоченную общину и большой хор, но никаких связей с храмом в По. Эту церковь закрыли после кончины последнего настоятеля – о. Александра Дзирана, бывшего рабочего завода, на похороны которого пришло всего трое русских прихожан.
Новая эмиграция из России не затронула пиренейский регион, но Биарриц по-прежнему популярен у потомков первой эмиграции, и некоторые из отдыхающих находят время съездить в старинный По и найти в нем русскую церковь.
Адрес: 18, rue Jean-Réveil, rue des Anglais, F-64000 Pau
Библиография: |
* АВПРИ. Ф. 187. Оп. 524. Д. 2739. Л. 8–9; РГИА. Ф. 796. Оп. 173. Д. 2773; Оп. 187. Д. 7190; Оп. 193 (6 отд. 1 ст.). Д. 1328. Л. 27–31; Ф. 797. Оп. 35 (2 отд. 3 ст.). Д. 282; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 96. Д. 3; Оп. 104. Д. 45. Церковная летопись «Духовные беседы». 1869. Т. 1. С. 306. Якубович П. Путеводитель по Европе. СПб., 1874. С. 1033. Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 299–300. Русская мысль. 3 авг.1951. Вестник Западноевропейской епархии (Брюссель – Женева).1975. № 5. С. 20–22; 1980. № 16. С. 18–28. Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 390. |
География: | |
Составители: | |
Источник: |
Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005. |
Дата ввода: |
25.12.2010 |