СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ НОВО-ВАЛААМСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. Ууси-Валамо, Финляндия

Uuden Valamon luostarissa

Спасо-Преображенский Ново-Валаамский мужской монастырь. Ууси-Валамо, Финляндия.

18 марта 1940 над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Эти удары возвестили о прекращении тысячелетней жизни обители. По древней монастырской традиции, когда умирает монах, в колокол ударяют один раз, когда умирает игумен – три раза, 12 ударами возвещают о кончине монастыря. По условиям договора, закончившего «зимнюю войну», Валаамский архипелаг вместе с монастырем отходил к СССР, где атеизм был официальной идеологией.

Так как в Советском Союзе монастырь могло ждать только разорение, а иноков – ГУЛАГ, то обитель спешно эвакуировали вглубь Финляндии. Братия, увезшая с собой архив, библиотеку и много икон, нашла приют в Папинниеми, в волости Хейнявеси. Там была приобретена усадьба, где разместились 160 монахов и послушников Валаамского монастыря. Многие из них находились в преклонном возрасте. Здесь же получили убежище монахи Рождественского Коневского и Трифонова-Печенгского монастырей, тоже оказавшихся на территории СССР. В здании скотного двора были оборудованы трапезная и небольшая церковь, украшенная иконами и утварью из прежней обители. Новое иноческое местожительство получило название «Новый Валаам».

Со временем маленькая временная церковь стала не в состоянии удовлетворять духовные потребности насельников и приезжающих паломников. Надо было строить новый храм, который бы достойно представлял в Финляндии валаамские монастырские традиции.

Развернулась оживленная и долгая дискуссия. Скептики считали идею нереальной: старый Валаам окормлял великое множество православных и был хорошо материально обеспечен. А в инославной стране, где православных было меньше ста тысяч, не стоит даже и думать о возрождении монастыря и продолжении монашеской жизни. Иного мнения придерживались оптимисты: у «нового» Валаама иная роль, чем у «старого», – это создание православно-духовного центра для поддержки недавно возникшей Финляндской Православной Церкви. В обители можно было бы наладить просветительскую деятельность, организовать занятия с молодежью, проводить конференции и т. д. Оптимистов поддержал глава Финляндской Православной Церкви архиепископ Павел (Олмари). За проектирование нового храма взялся русский архитектор-эмигрант И. Н. Кудрявцев.

В каком стиле следовало строить храм? Архитектор не сомневался, что необходимо придерживаться стиля русского православного Севера и белокаменных храмов Новгорода и Пскова XIV–XV веков. Проект храма, составленный Кудрявцевым в новгородско-псковском стиле, получил высокую оценку проф. Ларса Петтерсона из Хельсинского университета. Его отзыв решающим образом повлиял на одобрение чертежей.

Закладка храма была проведена 7 октября 1975, а 5 июня 1977 в воскресенье, в неделю Всех святых, новопостроенный храм был торжественно освящен в честь Преображения Господня. Освящение совершили архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел, епископ Ладожский Марк (Шавыкин), бывший в молодости иноком прежнего Валаамского монастыря, и епископ Питтсбургский и Западно-Виргинский Феодосий из Американской Православной Церкви. Иерархам сослужили: прот. Павел Красноцветов, благочинный приходов Московской Патриархии в Финляндии, прот. Ярослав Шуварский из Чехословакии и многочисленные клирики Финляндской Православной Церкви.

Среди почетных гостей находились епископ Павел Ферсхурен из Римско-Католической Церкви в Финляндии, д-р Аймо Т. Николайнен, епископ Хельсинской епархии Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, министр просвещения Финляндии Христиан Гестрин и другие официальные лица. Поздравительные телеграммы были получены от Патриарха Московского и всея Руси Пимена и от архиепископа Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии д-ра Мартти Симойоки.

В новом соборе много привезенных со «старого» Валаама икон Пресвятой Богородицы, среди них – Казанская, Толгская, Тихвинская и Смоленская. Иерусалимскую икону Божией Матери написал в 1901 известный московский иконописец В. П. Гурьянов.

С левой стороны, у солеи, рядом с Голгофой, висит в киоте Валаамская икона Божией Матери, работа монастырских мастеров конца XIX века. Эта икона почиталась на «старом» Валааме; ее празднование, установленное в 1988, приходится на 7 августа.

В особом киоте хранится драгоценная святыня Финляндской Православной Церкви – чудотворная икона Коневской Божией Матери, которая была, по преданию, привезена в конце XIV века прп. Арсением Коневским с Афона. Икона – двухстороннего письма, на ее обратной стороне изображен Нерукотворный Спас.

Трехъярусный иконостас главного придела собора сделан из сосны и местами украшен резьбой. В нем находятся, в основном, старые иконы. Новые написал талантливый иконописец Петрос Сасаки, православный японец, проживающий в Финляндии. Царские врата происходят из одного из храмов старого Валаама.

Снаружи белое однокупольное здание собора украшают мозаики: над входом помещена композиция «Преображение Господне» художницы Инны Коллиандер, в нише на северном фасаде – мозаичная икона прпп. Сергия и Германа Валаамских работы Юрия Митрошина. На высокой звоннице, которая составляет с храмом одно целое, висят двенадцать колоколов.

После постройки собора монастырь стал быстро расти и расширяться. В 1979 были построены кельи для монахов, затем – здание гостиницы и паломнический центр. В 1984 освящен корпус, построенный при государственной поддержке, где разместились библиотека, архив и мастерская для консервации и реставрации икон.

В березовой роще, в нескольких километрах от монастыря, находится монастырское кладбище. Здесь обрели вечный покой также подвижники и подвижницы Коневского, Печенгского и Линтульского монастырей. Среди них покоятся: схиигумен Харитон, иеросхимонах Ефрем, духовник вел. кн. Николая Николаевича-младшего, схиигумен Иоанн, архимандрит Симфориан и другие прославившиеся своей святой жизнью и поучениями монахи. Здесь нашли упокоение архиепископ Карельский и всей Финляндии Павел (умер в 1988) и епископ Ладожский Марк (1989).

Все 160 насельников «старого» Валаама уже отошли в жизнь вечную. В настоящее время в Ново-Валаамском монастыре проживает 11 монахов и 3 послушника, большей частью финнов. Братии в повседневных работах добровольно помогают друзья монастыря, приезжающие на разные сроки со всей Финляндии. Частыми гостями стали паломники из России, которых монастырь обеспечивает кровом и пищей. Действуют гостиница, дома для приезжих, ресторан «Трапеза», сувенирный магазин, библиотека. Продолжает работать общество «Друзей Валаама», много сделавшее для возрождения обители.

Настоятелем служит архимандрит Сергий (Раяполви). Все службы совершаются по новому стилю и на финском языке, ибо по-русски почти никто из братии не говорит.

Адрес: Valamontie, 42, FIN-79850 Uusi-Valamo

Библиография:

Кудрявцев И. Н. Храм на Новом Валааме. [Б. г.]. (Рукопись).

Кудрявцев И. Н. К десятилетию освящения храма на Новом Валааме. 1987. (Рукопись).

Кудрявцев И. Н. Мозаичная икона Преподобных Святителей Сергия и Германа на Новом Валааме. [Б. г.]. (Рукопись).

Новый Валаам. Луч Византии на Севере. [Б. м.], 1991.

Журнал Московской Патриархии. 1977. № 10. С. 56.

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Aamun Koitto. 1977. № 11. S. 183–184; № 12. S. 215–216.

Suomen kirkot ja kirkkotaide. Lieto, 1980. O. 1. S. 446.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

25.12.2013