СОБОР СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. Штутгарт, Германия

Russische hl. Nikolaus-Kathedrale

Собор свт. Николая Чудотворца. Штутгарт, Германия

Благодаря династическим бракам в Штутгарте в разное время имелось пять русских православных церквей, больше, чем в любом другом немецком городе. Первая церковь появилась после того, как в 1776 вюртембергская принцесса София-Доротея (1759–1828) вышла замуж за Цесаревича Павла Петровича и, перейдя в Православие, стала русской великой княгиней с именем Мария Феодоровна. Неизвестно, однако, сколько времени действовала эта находившаяся в замке церковь, в которой супруги молились при каждом своем посещении столицы Великого герцогства Вюртембергского, этого «замечательно чистого и здорового города, утопающего в зелени».

23 апреля 1816 в Штутгарт прибыла Екатерина Павловна (1788–1819), дочь Императора Павла I и супруга будущего вюртембергского Короля Фридриха-Вильгельма (1781–1864), которая привезла из Петербурга причт во главе с о. Василием Афанасьевым, а из Твери — домовую церковь вмч. Георгия Победоносца, разместившуюся в здании дворца Фюрстенбау. Ампирный иконостас в ней был выполнен по рисунку К. И. Росси. После ранней смерти Королевы эту церковь перенесли в ее надгробный храм на Ротенберге, в окрестностях города, куда с 1824 ходили молиться русские из небольшой местной колонии. Она была приписана к российской миссии, но оказалась холодной и сырой.

В 1839 прот. Иоанн Михайлович Певницкий, бывший преподаватель философии в Петербургской Духовной академии и долголетний настоятель надгробной церкви, писал: «Церковь сия находится в отдаленности от Стутгарта, на высокой горе, неудобоприступной в зимнее время для наших соотечественников, приезжающих летом для пользования на воды и остающихся на зиму в здешних окрестностях по причине расстроенного здоровья». Он предлагал устроить новую церковь в городе, позаимствовав часть утвари с Ротенберга, часть купив, часть доставив из Петербурга.

Летом 1842 Император Николай I разрешил по просьбе посланника кн. А. М. Горчакова позже знаменитого дипломата, устроить домовую церковь при российской миссии, пожаловав на нее 4 тыс. руб. серебром. Походный деревянный иконостас был сделан в России и имел шесть икон. Приспособлением помещения под церковь занимался придворный архитектор Габриэль. Она была освящена 19 декабря 1843 во имя св. Александра Невского, «который прославился своим царственным попечением о благе России — страны и Церкви», и снабжена серебряной утварью. Службы на Ротенберге после этого, однако, не прекратились.

С появлением дворцовой церкви свт. Николая, устроенной для вел. кн. Ольги Николаевны (1822–1892), дочери Императора Николая I, которая стала супругой наследного принца Карла-Фридриха (1823–1891), Александро-Невскую церковь при миссии предложено было закрыть. Однако она действовала до 1854, затем ее использовали как передвижную в Вевэ и Бад-Эмсе. Первоначально Никольская церковь находилась во дворце кронпринца на Кенигштрасе. Она была освящена 16 июня 1844 как походная и создана прот. Певницким на деньги кн. П. П. Лопухина.

6 декабря 1894 службы перенесли в королевский дворец, где Никольскую церковь освятил прот. Иоанн Базаров, духовник Королевы. В этой церкви он служил до 1892, года своей смерти. Это был очень образованный пастырь, друживший в Германии с поэтом В. А. Жуковским и отпевавший его. Он перевел православную литургию и панихиду на немецкий язык и написал популярную «Библейскую историю», которая выдержала 29 изданий. Диаконом при нем одно время был о. Михаил Горчаков, будущий профессор богословия в Петербургском университете.

Дворцовая церковь занимала высокий зал, украшенный изящным карнизом и орнаментальными росписями; в нем стоял стильный двухъярусный иконостас, который вырезали в Петербурге по эскизу Г. Х. Штегемана, с иконами кисти Ф. А. Бруни, а также два резных киота с образами, размещенными в виде креста. Всего в дворцовой церкви находилось 80 икон, часть которых Королеве были поднесены. Стены покрывал дорогой искусственный мрамор, с потолка свисали три хрустальные люстры. Подготовкой всего убранства руководил в 1845 в Петербурге известный архитектор К. А. Тон.

В этом Никольском храме не раз молился Император Александр II, когда приезжал на лечение в Германию. В нем венчались: вел. кн. Вера Константиновна, герцог Георгий Максимилианович Лейхтенбергский с герцогиней Терезией Ольденбургской. Здесь окормлялись русские питомцы местных пансионатов и школ, а также немногочисленные русские, проживавшие в Штутгарте или лечившиеся в его окрестностях.

В 1893 Королева Ольга Николаевна, обогатившая город несколькими благотворительными учреждениями, скончалась, и три месяца спустя придворную церковь перенесли на загородную виллу Берг, расположенную далеко от центра города. Там ее поместили на верхнем этаже в двух небольших комнатах.

Инициативу по постройке новой отдельной церкви взяла на себя племянница усопшей — вел. кн. Вера Константиновна (1854–1912), которая была замужем за герцогом Евгением Вюртембергским (1846–1877), но к этому времени уже овдовела. В апреле 1894 был, после долгих хлопот, куплен участок, в мае утверждены проект (его автор не установлен) и смета. 6 мая 1895 состоялась закладка церкви настоятелем Арсением Вольским. Император Александр III отпустил 75 тыс. руб/ на строительство, которым руководил местный зодчий Эйзенлор. Всего через полгода — 6 декабря того же года, Никольский храм, выстроенный в русском стиле, был освящен тем же о. Арсением, уже десять лет служившим в Штутгарте. В освящении участвовало русское зарубежное духовенство, на нем присутствовала вел. кн. Вера Константиновна и члены русской миссии.

Храм, вмещающий 250 человек, возведен в нижней части из светлого песчаника, в верхней — из красного кирпича. На высокой шатровой колокольне висел для благовеста всего один колокол. Иконостас, иконы и утварь были перевезены с виллы Берг. Стены первоначально покрывала орнаментальная роспись. Три золоченых паникадила подарила храму его основательница. В подвале размещалась богатая библиотека, завещанная Королевою Ольгою.

Отец Арсений Вольский служил в церкви до самой своей смерти в 1912 его место занял прот. Иоанн Федорович Говядовский, специалист по Болгарии, который покинул Штутгарт с началом Первой мировой войны. Обычно с Троицы до середины сентября причт служил также в Бад-Гомбурге. В войну церковь, считавшуюся придворной, немецкие власти закрыли, а ключ от нее передали испанскому консулу.

Снова храм открылся в мае 1923 — на службы приходило всего около 50 православных, а также русские немцы-протестанты. Окормлять их приезжал священник из Баден-Бадена. С 1929, по воскресеньям, свободным от службы, зданием пользовалась некая «апостольская община», платившая за это аренду.

С началом Второй мировой войны в городе появились «остарбайтеры», угнанные в Германию русские люди. В 1943 настоятелем храма был назначен прот. Павел Савицкий. При нем здание церкви дважды пострадало от англо-американских бомбардировок: первый раз 21 февраля 1944 и особенно сильно — в ночь на 13 сентября того же года, когда при пожаре рухнули купол и восточная стена, а также погибло внутреннее убранство, хотя самые ценные иконы и предметы были заранее вывезены в церковь на Ротенберге.

После бомбежки община перешла молиться в помещение детского сада в пригороде Штутгарта — Дегерлохе, а осенью 1945 наняла подвальный этаж в доме на Архивштрасе, 16, где митрополит Берлинский и Германский Серафим (Ляде) 2 июня 1946 освятил временный Никольский храм. В нем, в тяжелые послевоенные годы, на воскресных богослужениях присутствовало до 150 человек, главным образом, из «перемещенных лиц», которые во множестве жили в городе и окрестных лагерях.

Это время было периодом расцвета штутгартского прихода: работала гимназия прп. Сергия Радонежского, благотворительное общество, литературный и музыкальные кружки, разные курсы и типография. В гимназии была устроена небольшая часовня. Дважды, в 1947 и 1948, приход посещала чудотворная Курско-Коренная икона Божией Матери, которая в те годы находилась в Мюнхене.

7 марта 1948 начались работы по восстановлению разрушенной церкви — они велись на средства, полученные от властей, протестантских организаций и на пожертвования, собираемые в Германии и США, куда постепенно переезжали прихожане из «перемещенных лиц». В первые два года были разобраны развалины и сделана временная крыша. 27 августа 1950 митрополит Серафим и епископ Киссингенский Александр (Ловчий) освятили частично восстановленный храм, в который перенесли иконостас из закрытой временной церкви.

В следующем году интерьер был оштукатурен; в 1955–1957 прежний вид обрела колокольня, а через три года здание вновь украсилось куполом. Прошел еще год, была закончена внутренняя отделка и началась внешняя, которой по-прежнему руководил местный архитектор Иоахим Ран.

Главные заботы по восстановлению церкви пали на о. Николая Федорова, стоявшего в 1951–1967 во главе причта, и на его преемника — епископа Штутгартского и Южно-Германского Павла (Павлова), до отъезда которого в 1980 в Австралию церковь считалась кафедральным собором. При епископе Павле известный иконописец русского Зарубежья Н. Н. Шелехов написал в 1972–1973 иконы для нового иконостаса.

Из-за нехватки средств задержалась роспись интерьера — ее исполнил только в 1986–1987 художник Вадим Космачев, учившийся в Москве. Некоторые иконы в храме написаны А. В. Русаком, видным иконописцем из Франкфурта. В 1998 на колокольне повешены новые колокола. 1 мая 2001 в церкви прошла хиротония архим. Агапита во епископа Штутгартского, и она вновь стала собором.

В 1995 был торжественно отпразднован столетний юбилей храма, в котором сейчас трудится клир из православных немцев. Хоронят прихожан на лесном кладбище под Штутгартом. Община в последние годы заметно выросла прежде всего благодаря новым эмигрантам из бывшего СССР. Эти эмигранты создали также отдельную Ильинскую общину, подчиненную Московской Патриархии.

Несмотря на свою «столичность» Штутгарт до революции мало привлекал русских людей (кроме революционеров). Гораздо интереснее для них был баварский Мюнхен, находившейся на недалеком расстоянии. Только в течении 20 лет после Второй Мировой войны в городе существовала большая русская колония. И сегодня центр земли Баден-Вюртемберг лежит в стороне от главных направлений эмиграции из России, поэтому местный Никольский собор интересен больше всего связанной с ним историей.

Адрес: Seidenstrasse, 69, D-70174 Stuttgart

Библиография:

* АВПРИ. Ф. 200. Оп. 829. Д. 2; РГИА. Ф. 468. Оп. 1. Ч. 1. Д. 407. Л. 106; Ф. 797. Оп. 9. Д. 25649; Оп. 15. Д. 25594; Оп. 16. Д. 38116; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 87. Д. 8.

Отчёт Императорской Академии художеств... СПб. 1846/47. С. 32; 1847/48. С. 12.

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1893. № 12. С. 495–498; 1895. № 21. С 744–745; № 51–52. С. 1868–1869.

Мальцев А. П. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православных русских церквей. СПб., 1903. Стб. 78–81; 1906. С. 362–375.

Церковные ведомости. 1961. № 4–7. С. 12–16.

Вестник Германской епархии, ж-л. Мюнхен. 1984. № 6. С. 15–16; 1996. № 1. С. 8–10; 1998. № 1. С. 27–28; № 2. С. 13.

C. Н. Забелин // Наше наследие (Москва). 1997. № 41. С. 99.

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Blumenthal P. Die russisch-orthodoxe Kirche in Stuttgart von ihrer Entstehung im Jahre 1816 bis 1946. Ludwigsburg, 1948.

Seide G. Die russische Kirche zum Ehren des hl. Nikolaus des Wundertдters. München, 1989.

Сайты:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

27.11.2013