ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ. Баден-Баден, Германия

Russische Christi-Verklärung Kirche

Церковь Преображения Господня. Баден-Баден, Германия.

Баден-Баден был в XIX веке столицей Великого герцогства Баденского, которое –несмотря на свое громкое название – являлось одним из карликовых немецких государств и после объединения страны вошло в состав Германской империи. Небольшой город слыл в Европе модным и фешенебельным курортом, ибо был «расположен в прекрасной долине, упирающейся в хребет Шварцвальда, и со всех сторон окружен горами, защищающими его от разного рода неблагоприятных ветров... Не менее того славится Баден-Баден и своими теплыми источниками», писали о курорте путеводители. Эти воды, вытекавшие из Замковой горы, помогали при кожных и женских болезнях, подагре, а также при расстройстве пищеварения. В начале XX века за год в городе бывало более 60 тыс. больных. Сезон длился с конца июня до октября.

Герцогство было связано с Россией тесными семейными узами и свой статус получило благодаря России. В 1793 Цесаревич вел. кн. Александр Павлович женился на баденской принцессе Луизе-Марии (Елизавете Алексеевне); в 1857 принцесса Цецилия-Августа (1839–1891) вышла замуж за вел. кн. Михаила Николаевича, брата Императора Александра II, и, приняв Православие, стала называться в России Ольгой Феодоровной. В браке герцогиня сохранила свое православное вероисповедание. Ее брат — принц Вильгельм (1829–1897), женился в 1863 на герцогине Марии Максимилиановне Лейхтенбергской (1841–1914), внучке Николая I, которая принадлежала к Российскому Императорскому Дому.

Хотя вел. кн. Ольга Феодоровна жила в основном в Петербурге и Тифлисе, где ее супруг был наместником Кавказа, она, тем не менее, часто навещала родной город, который полюбился больным и отдыхающим из России. «Одни уже с давнего времени приобрели здесь недвижимую собственность и безвыездно проживают в собственных виллах; другие жительствуют по десяткам лет в наемных квартирах; много русских приезжает сюда также только на летние месяцы». В городе, где одна из гостиниц называлась «Руссишер Хоф» бывали и жили В. А. Жуковский (он здесь и умер), П. А. Вяземский, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев (он провел здесь семь лет), Л. Н. Толстой, Вл. С. Соловьев. Многих русских, в том числе Ф. М. Достоевского, привлекало местное казино с его рулеткой. Путеводители подчеркивали, что «на водах господствует французский язык» и «собирается лучшее общество Европы».

Мысль иметь в городе православные богослужения появилась в конце 1830-х, и великий герцог даже обещал приезжим русским место для этого в Старом замке, но дальше разговоров дело не пошло. Время от времени священники из Висбадена и Карлсруэ приезжали в Баден-Баден и служили в своих квартирах, как было, например, на Пасху 1849, когда это сделал прот. Василий Полисадов.

Чтобы устроить для своих соотечественников в Баден-Бадене постоянную православную церковь, российский посланник Н. А. Столыпин и кн. Е. Э. Трубецкая открыли в 1857 подписку среди русской колонии. 1 июля 1858, в почтовом доме на Лихтенталерштрасе, была установлена привезенная из Штутгарта походная церковь, пожертвованная в 1844 кн. П. П. Лопухиным. За одно лето «положено было начало капитала для устройства постоянной церкви» и образован строительный комитет во главе с католичкой кн. Гагариной (урожд. Потоцкой) и протестантом бар. А. С. Мюленом. В почтовом доме церковь, однако, действовала всего несколько месяцев. Новый храм на Шиллерштрасе, 5 был освящен лишь в 1865 в присутствии принцессы Марии Максимилиановны. Он разместился в частном доме, и служить в него раз в неделю приезжал прот. Александр Андреевич Измайлов из придворной Кресто-Воздвиженской церкви в Карлсруэ, где жила принцесса. Содержался храм исключительно на пожертвования.

Так как русских — особенно отдыхающих — на модном курорте с каждым годом становилось все больше, то им потребовался отдельный и поместительный храм, тем более, что существовавший нуждался в постоянном ремонте. Было выпущено воззвание о пожертвованиях, «дабы даровать пребывающим здесь достойную великой нашей родины постоянную святыню». Однако дело задержалось, отчасти потому, что в 1867 румынский князь Михаил Стурдза выстроил в парке на Михаэльсберге богато убранную православную церковь, где он позже был погребен со своей семьей. Хотя службы там шли по-румынски, многие русские все же решили, что им отдельная церковь больше не надобна.

Время, однако, опровергло это мнение, и 31 июля 1880 русская церковь была заложена прот. А. Измайловым в присутствии вел. кн. Ольги Феодоровны, вел. кнн. Георгия и Александра Михайловичей, на участке, бесплатно предоставленном городом. Строительство и убранство обошлись в 50 тыс. руб., собранных путем пожертвований; недостающую сумму в 7 тыс. марок внесла Мария Максимилиановна, которая после своей кончины была похоронена в крипте. Очень многое сделала для всего предприятия благочестивая бар. Варвара Сергеевна Плессен (1824–1893), урожденная кжн. Гагарина, и ее сестра Татьяна. Строился небольшой храм очень быстро и уже 16 октября 1882 в присутствии принца Вильгельма Баденского с супругой, вел. кн. Николая Николаевича-мл. состоялось его освящение тем же прот. А. Измайловым и о. Сергием Любимовым из Штутгарта. Принцесса Мария Максимилиановна подарила храму вышитый ею ковер.

Проект церкви в русско-византийском стиле составил петербургский зодчий Д. И. Гримм, а реализовал — И. В. Штром при участии местного архитектора Берхарда Бельцера и отставного инженера В. И. Потемкина. Автором росписей, исполненных «в мягких тонах» на холсте, был кн. Г. Г. Гагарин, бывший вице-президент Императорской Академии художеств. По его же рисунку местный скульптор Луиджи Броджи вырезал из белого мрамора одноярусный иконостас, который оплатила принцесса. Мрамором в церкви выложен пол и облицованы стены. Мозаичный образ над входом был изготовлен, тоже по эскизу Гагарина, в Венеции, в мастерской Антонио Сальвиати. Орнаменты на стенах написал художник Шварцман из Карлсруэ.

Однопрестольный храм стоит среди деревьев и невелик по размерам. Это — невысокое без колокольни кубическое здание, облицованное песчаником и увенчанное золоченой главкой на стройном барабане. Фасады завершены кокошниками и прорезаны трехчастными окнами. Портал решен как сложной формы ризалит и декорирован килевидной аркой, заимствованной из старомосковской архитектуры. Освещается церковь витражами и пятью паникадилами (самое большое — на 64 свечи), изготовленными из латуни местными мастерами.

Несколько лет новоосвященный храм не имел своего причта и его до 1893 продолжал окормлять прот. Измайлов. Храм числился приписным к придворной церкви в Карлсруэ (где служили зимой); но позже положение изменилось на обратное. В 1903–1905 настоятелем в Баден-Бадене состоял прот. Николай Петрович Апраксин, известный своими переводами богослужебных текстов на чешский язык и созданием русской церкви в Карлсбаде.

В год в русской церкви бывало 2–5 свадеб и погребений, а число причастников колебалось от 20 до 50 человек. Умерших после отпевания увозили на родину или хоронили на местном кладбище. Прихожанами придворного храма были отдыхающие русские, обладавшие, как правило, значительным состоянием. Они подарили несколько дорогих икон, которые, увы, позже были утрачены при ограблениях церкви. Однако к концу XIX века, как сообщал российский посланник, «богатые русские сановники, жившие здесь круглый год, постепенно выбыли, приезжающие только на летний сезон русские, естественно, менее интересовались судьбой баденской церкви, доходы стали быстро уменьшаться…», хотя молиться в Баден-Бадене стали приезжать русские из новооткрытых курортов в Шварцвальде.

19 октября 1899 в храме побывал Император Николай II с супругой, гостивший в те дни в Дармштадте. Он обратил внимание на росписи стен и похвалил их: «Как много оригинального и единственного в своем роде». В 1904 участок с храмом перешел из личного владения принцессы к российскому правительству, которое ежегодно выделяло 6750 руб. на содержание. После смерти Марии Максимилиановны покровителем церкви стал ее сын принц Марк Баденский, который в день рождения и смерти матери служил по ней панихиду. Он передал храму некоторые вещи из закрытой придворной церкви в Карлсруэ. В 1905 кжн. Т. С. Гагарина подарила участок для постройки церковного дома, но денег на него не нашлось.

Когда началась Первая мировая война, храм был закрыт, золоченое покрытие купола снято и переплавлено. Лишь иногда здесь служил военнопленный русский священник, заключенный местного лагеря. После революции к обедневшей знати в Баден-Бадене присоединилось около 500 беженцев из России, и летом 1920 богослужения в церкви возобновились — их до 1979 свершал прот. Михаил Стефирца, «простенький, тихий батюшка», родом из Бессарабии, близко стоявший к митрополиту Западноевропейскому Евлогию (Георгиевскому). С 1926 он окормлял также приходы в Бад-Эмсе и Карлсруэ. Поначалу среди приблизительно сотни прихожан имелись известные люди: С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, артистка Ольга Чехова и др. Экономический кризис в Германии в конце 1920-х заставил, однако, половину прихода переехать во Францию и Бельгию, и он захирел. Церковь держалась лишь благодаря дотациям Вюртембергского дома.

В годы Второй мировой войны службы стали редкими, иконы и сосуды были спрятаны в крипте. После войны приходская жизнь вновь оживилась, ибо в земле Баден-Вюртемберг скопилось почти 20 000 беженцев из СССР, но большая их часть через несколько лет перебралась за океан и в самом городе и его окрестностях остались лишь немногие. С окончанием войны приход из РПЦЗ перешел в Московскую Патриархию, в которой и оставался до смерти прот. Стефирцы в 1979, после чего церковью попеременно пользовались прихожане Патриархии и РПЦЗ. В результате долгой судебной тяжбы здание было в 1988 окончательно передано РПЦЗ. Однако свое столетие 15 августа 1982 храм с его настоятелем архимандритом Авениром отметил еще в московской юрисдикции.

В 1988–1990 здание, считающееся памятником архитектуры, было — в основном за казенный счет — полностью отреставрировано, позолота купола восстановлена, в крипте устроен зал для собраний.

Сейчас на богослужение, которое по расписанию совершают священник-серб прот. Миодраг Глишич и о. Евгений Скопинцев, верующие (среди них — сербы и немцы) приезжают в основном из соседних городов. Клир окормляет также общины в Мангейме и Саарбрюкене. Настоятелем является архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). Московская Патриархия имеет в городе свою Преображенскую общину во главе со священниками из немцев.

Утратив значение города-резиденции, Баден-Баден живет сегодня как фешенебельный курорт, в котором русская церковь выглядит драгоценным памятником прошлого.

Адрес: Lichtentaler Strasse, D-76530 Baden-Baden

Библиография:

* ЦГИА. Ф. 565. Оп. 4. Д. 14539; Ф. 796. Оп. 185. Д. 5832; Ф. 797. Оп. 28 (2 отд. 2 ст.). Д. 355.

Всемирная иллюстрация, ж-л. М. 1881. № 654. С. 69; № 660. С. 182.

Кедров М. Русская церковь в Баден-Бадене. СПб., 1893.

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1893. № 37. С. 1352–1358; 1899. № 45. С. 1868–1869.

Мальцев А. П. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православных русских церквей. СПб., 1903. Стб. 83–84; 1906. С. 20–25.

Вестник Германской епархии, ж-л. Мюнхен. 1982. № 5. С. 13–14; 1988. № 2. С. 10; № 3. С. 17–18; № 6. С. 18–21; 1989. № 6. С. 8–9.

Журнал Московской Патриархии. 1983. № 1. С. 20–21.

Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 385–386.

Chapelle provisoire grecque-russe а Baden-Baden. Comptes rendus. Baden-Baden. 1868–1879

Fischer K. Russen in Baden-Baden. Baden-Baden, 1981.

Gьnther W. Aus der Geschichte der russisch-orthodoxen Gemeinde Baden-Baden. Baden-Baden, 1982.

Seide G. Baden-Baden. Russische Kirche. München, 1995.

Сайты:
Приложения:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

25.11.2013