МЯСОЕДОВ Иван Григорьевич (псевд. Евгений Зотов)

Mjasoedov, Iwan. (alias Zotow, Eugene )

И. Г. Мясоедов. Берлин. 1920-е.

30 сентября / 12 октября 1881 (Харьков) – 27 июля 1953 (Буэнос-Айрес). Живописец, график.

Сын академика живописи Григория Григорьевича Мясоедова (1834–1911) и художницы Ксении Васильевны Ивановой (1869–1899). С 1889 жил с матерью в родовой усадьбе Павленки близ Полтавы. В 1891–1895 учился в полтавском Александровском реальном училище, в 1894–1895 посещал частную художественную школу отца в Полтаве; в 1895–1896 — воспитанник Приюта принца Петра Ольденбургского в Санкт-Петербурге.

В 1896–1901 учился в МУЖВЗ; окончил курс со званием неклассного художника. В 1902 вместе со своим другом художником Ф. Г. Кричевским побывал за границей. В марте 1903 поступил в ИАХ, учился у Д. Н. Кардовского, но вскоре вернулся в Полтаву. В конце 1907 был вновь зачислен в ИАХ, в батальную мастерскую Ф. А. Рубо; одновременно занимался офортом под руководством В. В. Матэ. В 1909 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картину «Поход минийцев» («Аргонавты»).

В 1911 и 1912/1913 в качестве пенсионера ИАХ побывал в Италии, Германии и Англии, встречался на Капри с М. Горьким. В Италии познакомился с будущей женой — актрисой и танцовщицей Мальвине Верничи (1887–1972). В декабре 1911 провел последние дни у постели умирающего отца в Полтаве, исполнил его портрет на смертном одре. Провел выставки-продажи работ отца в Полтаве (1912) и Москве (1913). Унаследовав отцовское имение, занялся перестройкой и реставрацией усадьбы. Устраивал там театральные постановки и вечера характерного танца с участием жены.

Писал картины на мифологические темы: «Кентавромахия», «Отдых амазонок после боя», «Битва за тело Патрокла», «Борьба Тесея с кентаврами», «Аталанта состязается в беге с женихами» и др. Участвовал в выставках МУЖВЗ (с 1897), 1-й выставке этюдов и рисунков ТПХВ (СПб., 1903), Весенних выставках в залах ИАХ (1910–1916). Получил 1-ю премию на конкурсе им. А. И. Куинджи (1910). Исполнил цикл зарисовок Бородинского поля для панорамы «Бородинская битва», созданной Ф. А. Рубо (1910).

Обладал могучим телосложением и много времени уделял спорту. Получил 2-й приз в средней весовой категории на Всероссийском чемпионате по тяжелой атлетике (1901). Пропагандировал красоту нагого тела, любил фотографироваться в образах античных богов и героев. Опубликовал «Манифест о наготе» в сборнике «Нагота на сцене» под редакцией Н. Н. Евреинова (СПб., 1911). Оформлял обложки спортивного журнала «Геркулес» (Пг., 1914–1915). Сотрудничал в журнале «Вершины»; на обложке одного из номеров опубликовал «Автопортрет с Мальвиной Верничи в античных позах» (1915. № 11).

В годы Первой мировой войны написал картины «Отступление немецких уланов» и «Гибель немецкого улана». Участвовал в выставке (и оформил ее афишу) «Художники Москвы — жертвам войны» (1915/1916). Сотрудничал как иллюстратор в журналах «Вершины», «Неделя» и «Огонек».

Летом 1919 служил художественным корреспондентом в армии генерала А. И. Деникина. В 1920 жил с женой и дочерью Изабеллой (1915–1986) в Крыму, в пос. Гаспра. С помощью вице-консула по делам германских беженцев и военнопленных эвакуировался на немецком корабле «Вигберт» в Константинополь.

Осенью 1921 перебрался с семьей в Германию и в конце года поселился в Берлине. В марте 1923 был вместе с женой арестован за изготовление фальшивых денег и осужден на три года. Отбывал наказание в тюрьме Моабит. В октябре 1925 был досрочно освобожден.

Рисовал животных в берлинском зоопарке. Исполнял киноафишы для студии «Metro Goldwin Mayer». Создал эскизы стенной росписи «Воскресение Христово» для русского православного храма в доме на углу Гогенцоллерндамм и Рурштрассе (1928). Писал портреты и пейзажи, в том числе с ностальгическими мотивами — видами Украины, продолжал создавать картины на исторические и мифологические темы, разрабатывал символические композиции.

Участвовал с семьей в движении «Natur-Mensch», пропагандировавшем сближение человека с природой. Обладая актерским талантом, в 1929 снялся в роли боярина в фильме В. Стрижевского «Игры императрицы». Поддерживал связи с К. И. Горбатовым, В. Н. Масютиным, В. Д. Фалилеевым и Е. Н. Качурой-Фалилеевой. Встречался с советскими художниками И. И. Бродским, Ф. С. Богородским, Г. Г. Ряжским, искусствоведом А. А. Сидоровым. Написал портреты Бродского и его жены.

В марте 1933 был вновь осужден за пособничество в изготовлении фальшивых денег и до декабря 1934 отбывал срок в тюрьме г. Лукау.

В 1935–1936 жил в Риге. В июле 1936 выехал с женой в Брюссель с поддельными чешскими паспортами на имя Евгения и Мальвины Зотовых. Для итальянского консульства в Брюсселе исполнил парадный портрет Муссолини (опубликован на обложке журнала «L’Italie Nouvelle» 28 марта 1938).

В июле 1938 поселился в столице княжества Лихтенштейн г. Вадуце. Писал портреты, пейзажи, занимался прикладной графикой. Подписывал работы: «Prof. E. Zotow» или «Eugen Zotow». Создал ряд графических и живописных портретов членов княжеского дома. В 1939 написал большой портрет князя Франца-Иозефа II Лихтенштейнского для церемонии принесения присяги верности. Подготовил рисунки для выпущенной к этому событию серии из трех почтовых марок (на всех изображена его картина «Присяга верности 1718 года»). Исполнил серию из пяти почтовых марок, посвященную 600-летию княжества Лихтенштейн (1942), серию из трех марок в честь свадьбы монарха — князя Франца Иозефа II (1943) и серию из четырех марок по случаю открытия нового судоходного канала (1943). В 1940 провел в Вадуце персональную выставку. Работал над философским трудом «Энциклопедия общеутверждающих понятий».

В 1946 Чехословацкое консульство в Швейцарии сообщило властям Лихтенштейна о том, что паспорта Зотовых поддельные и супругов лишили гражданства. В 1948 был приговорен к двум годам тюрьмы за подделку государственных ценных бумаг, но по ходатайству адвоката условно освобожден от заключения. В 1951 исполнил по заказу правительства серию «Офорты из 11 общин Княжества Лихтенштейн». В 1952 провел в Вадуце вторую персональную выставку. Последней работой стала пейзажная серия «Двенадцать провинций Лихтенштейна», выполненная по поручению Княжеского дома.

Весной 1953 при содействии генерала Артура Хольмстона, бывшего командующего Русской национальной армией германского Вермахта, эмигрировал с женой в Аргентину. Во время переезда умер от рака печени. Похоронен в Буэнос-Айресе.

В 1959 вдова провела в Вадуце мемориальную выставку-продажу; в 1986 в Вадуце прошла выставка «Княжеский дом и Лихтенштейн в работах проф. Евгения Зотова». Ретроспективные выставки состоялись в Вадуце (Государственный исторический музей, 1997) и Москве (ГТГ, 1998). В 1996 почта Лихтенштейна выпустила три марки из серии «Художники Лихтенштейна», на которых воспроизведены картины художника «Сельский пейзаж в Полтаве», «Купание в Берлинском парке», «Вид Вадуца», а также конверт с портретом художника. В 2013 Почта России совместно с Лихтенштейном выпустила две марки в серии «Искусство» с изображением картин художника: «Поход минийцев» и «Зилум». В 1993 на доме И. Г. Мясоедова в Павленках установлена мемориальная доска. В 2006 на Мосфильме снят о нем фильм — «Фальшивомонетчик».

Многие работы хранятся в Фонде Евгения Зотова-Мясоедова в Вадуце (более 3 тыс. произведений), созданном в 1981, и в собрании его друга юриста Адульфа Петера Гоопа. Представлен в Полтавском художественном музее и других музеях Украины, а также в ГРМ и ГТГ.

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 1445; РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1904. Д. 59; 1907. Д. 170; 1909. Д. 76.

Искусство и художники // Биржевые ведомости. 1910. 18 ноября; 1911. 29 дек.

Брешко-Брешковский Н. Первые из лучших // Биржевые ведомости. 1911. 12 февр.

В спортивном царстве // Обозрение С.-Петербурга. 1911. 24 апр.

Художник-атлет // Биржевые ведомости. 1911. 22 окт.; Голос Москвы. 1911. 23 окт.

Художник Мясоедов // Московская газета. 1911. 25 окт. (с портр.).

И. Мясоедов отвечает ректору Бенуа // С.-Петербургская газета. 1912. 25 янв.

Кузьмин Е. Письмо из Киева // Аполлон. 1913. № 2. С. 68.

Русские художники за границей // Красная газета. 1924. 10 окт. (веч. вып.).

Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1982. С. 351-352.

Богородский Ф. Воспоминания. Статьи. Выступления. Письма / Сост. С. В. Разумовская. Л., 1987. (Указ.).

Милашевский В. А. «Вчера, позавчера...»: Воспоминания художника. М., 1989. (Указ.).

Шлеев В. Наш Иван Мясоедов в Лихтенштейне // Филателия. 1992. № 3. С. 8-13.

Коваленко А. Жизнь-легенда // Художник. 1993. № 1/2. С. 23-26.

Коваленко А. Иван Мясоедов – художник Серебряного века. Севастополь, 1998 (Каталог произведения И. Г. Мясоедова в музеях Украины, России и Лихтенштейна, частных собраниях; библиография на рус. и немец. яз.).

Иван Мясоедов / Евгений Зотов. Путь скитаний: Каталог выставки в ГТГ / Авторы-сост. В. Хаас, К. Херрман, Я. Брук. Берн, 1998.

Кончин Е. Моя биография мне не удалась. Путь скитаний Ивана Мясоедова // Культура. 1998. № 20 (7131). 4–10 июня.

Кто вы, герр Зотов? // Петербургский дневник. 2009. 11 мая. С. 14.

Erbentraut E. Karriere und Schicksal eines Emigranten – die Odyssee des Malers Ivan Mjasoedov / Eugen Zotow // Russische Emigration in Deutschland 1918 bis 1941. Leben im europäisschen Bürgerkrieg. Berlin, 1995. S.177-194.

Ivan Miassoedoff / Eugen Zotow. 1881–1953: Leben und Werk. Kunstagenda. Vaduz, Leichtenstein, 1997.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

09.09.2011