КОВЖУН Павел Максимович

Kowzun Pawlo

П.М. Ковжун

3/15 октября 1896 (с. Костюшки, ныне Великая Фосня Овручского района Житомирской обл., Украина) – 15 мая 1939 (Львов, в составе Польши). График, художник книги, искусствовед и художественный критик.

В 1911–1915 учился в Киевском художественном училище, участвовал в молодежных выставках и литературно-художественных кружках. В 1914 дебютировал на 5-й выставке Общества художников-киевлян.

В начале Первой мировой войны окончил школу прапорщиков в Житомире и был отправлен на Румынский фронт. Был дважды ранен. После Брестского мира (3 марта 1918) принял позицию сторонников независимости Украины. Редактировал газету «Козацька думка» – орган 26-го Украинского корпуса. С апреля 1918 работал в Информационном бюро Серой («Серожупанной») дивизии, участвовал в боевых действиях против 1-й Советской украинской дивизии. В апреле 1919 был участником боев на польском фронте. Одновременно с военной службой в 1918–1920 учился в Украинской Академии художеств (Киев) у Е.И. Нарбута.

После поражения армии Украинской Народной Республики был интернирован и находился в лагере в Пикуличах близ Перемышля (Польша). Затем работал в Перемышле в художественной мастерской, которую организовал бывший командир Серой дивизии полковник Б.В. Палий-Неило. Позже перебрался в Варшаву, где в 1921 стал одним из организаторов Украинского художественного кружка «Спокiй» («Покой»), в дальнейшем участвовал в его выставках.

В 1922 поселился во Львове, где вскоре стал видной фигурой украинской литературно-художественной жизни. Как художник занимался в основном прикладной графикой: создавал обложки, исполнял экслибрисы, издательские марки, рисовал плакаты и карикатуры. Оформлял и иллюстрировал книги, в том числе многие произведения Ивана Франко. В графическом творчестве соединял идеи конструктивизма и футуризма с элементами украинского барокко. Вместе с М. Осинчуком исполнил в селах Галиции много церковных полихромий в украинско-византийском стиле.

В 1930 стал учредителем и секретарем Ассоцииации независимых украинских художников (АНУМ), а в дальнейшем был основным генератором творческих идей АНУМ. В 1932 в рамках деятельности АНУМ организовал во Львове большую выставку Современной украинской графики, в которой участвовали художники, работавшие как на Западе (Львов, Париж, Прага, Берлин, Варшава, Краков), так и в советской Украине. Участвовал во многих групповых выставках во Львове, Праге, Брюсселе, Берлине, Риме, Неаполе. Ранее, в 1929, его работы экспонировались в СССР – на Выставке украинской книжной графики в Харькове.

Писал критические статьи в западно-укранской прессе (подписывался псевдонимами Мария Пеньковская, М. Половчавський, П. Тамарин, Фосняк, Холмщанин), составлял тексты к каталогам выставок, выпустил монографии об украинских художниках А.В. Грищенко (1934) и Н.П. Глущенко (1934, 1935), писал об А.П. Архипенко, М.Л. Бойчуке и др. Был редактором журналов «Митуса» и «Мистецтво» (орган АНУМ). В 1930-е читал лекции по истории украинского искусства в Украинском научном институте в Берлине.

Умер во Львове незадолго до присоединения этого города к Советской Украине. Похоронен на Лычаковском кладбище. В городе имеется улица Павло Ковжуна.

Библиография:

* УСЭ 5/147.

Чаговец Вс. У художников-киевлян // Киевская мысль. 1914. 14 ноября.

Советское искусствознание–81. Вып. 1. М., 1982. С. 288, 297.

Генералюк Л. Універсалізм Шевченка: взаємодія літератури і мистецтва. Київ:, 2008.

Тернистий шлях кубанця Проходи: Документальний роман / Вступ. слово Р. Коваля. Вінниця, 2007.

Павло Ковжун: Творча спадщина художника / Упорядники Іван Мельник та Роман Яців. Лвiв. 2010.

Masjutin W. N. Pawlo Kowzun // Gebrauchsgraphic. Bd. 16. 1939. Sept. S. 17–20.

Сочинения:

Олекса Грищенко. Львiв, 1934.

[совм. с С. Городинськи]. Глущенко. Львiв, 1934.

Глущенко. Львiв, 1935.

Александр Архипенко // Творчество. 1989. № 10. С. 18–20.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

15.05.2018