ШУЛЬЦ Лев Александрович

Schultz Léon (Leff)

Л. А. Шульц (Ист.: http://www.rostov50.ru/1950_shulc_bio1.html)

6/18 ноября 1897 (Нахичевань-на-Дону, ныне район Ростова-на-Дону) – 25 декабря 1970 (Париж). Живописец, график, художник прикладного искусства, изобретатель, философ и публицист.

Из обрусевшего датского рода; сын надворного, позже статского советника Александра Ивановича Шульца – зоолога-любителя, охотника, и птицелова. Внук по материнской линии физика и метеоролога Д. А. Лачинова, единокровный брат советского скульптора Гавриила Шульца (1904–1984).

Детство провел в Царском Селе. В 1905–1906 путешествовал с матерью по Европе, побывал во Франции, Германии и Швейцарии. В эти годы получил первые уроки изобразительного искусства.

В 1915 окончил Царскосельское реальное училище императора Николая II и поступил на архитектурное отделение ИАХ. В том же году был призван в армию, поступил во Владимирское военное училище, где прошел ускоренные курсы прапорщиков. Во время июльских событий 1917 года у Путиловского завода в Петрограде получил огнестрельное ранение в челюсть. В начале 1918 ненадолго вернулся к занятиям в ИАХ.

Летом 1918 бежал на Украину, в Бердичев, где отец служил губернским пробирером. Около года преподавал рисунок в изостудии. Познакомился с художником Ф. С. Рожанковским, дружба с которым затем продолжалась всю жизнь. В 1919 перебрался через линию фронта в Крым и был зачислен картографом в штаб ген. П. Н. Врангеля.

26 ноября 1920 на морском углевозе «Szeged» покинул Крым и через Константинополь попал в Королевство СХС (Югославию). В 1920–1922 учился на философском факультете Люблянского университета (отделение искусствоведения), работал декоратором в Драматическом театре Нови Сада.

В 1922 переехал в Вену, где некоторое время занимался анимационным кино, а затем через Прагу и Берлин попал в Париж. В 1923–1927 учился в академиях Гранд Шомьер и Р. Жульена.

В 1925 проиллюстрировал и оформил для издательства «Птицелов» сборник стихов Д. Ю. Кобякова «Керамика». Тогда же вошел в круг Сержа Фера и баронессы Елены д’Эттинген, стал постоянным посетителем их салона. В живописном творчестве испытал различные влияния – от кубизма до сюрреализма, обращался к мифологическим сюжетам. Старинные инкрустации из коллекции Елены д’Эттинген дали толчок к началу занятий этой прикладной техникой. Участвовал в салоне Независимых. Несколько его работ приобрел известный маршан Лев Зборовский.

В 1930–1931 совершил свое первое путешествие в Северную Африку, пройдя пешком около 900 километров – от Алжира до Тлемсена вдоль побережья и от Алжира до Константины через Кабилы. Стал членом Общества алжирских художников-ориенталистов. По возвращении в Париж участвовал в оформлении павильонов Всемирной выставки 1931 года, оформлял ночные кабаре на Монмартре и создавал украшения для домов высокой моды. Тогда же начал работать над философским трактатом «Эссе о всеобщем разуме», в котором пытался истолковать известные метафизические представления в терминах физики, химии, биологии и математики (иллюстрации к машинописному изданию исполнил Рожанковский).

В 1934 написал и проиллюстрировал для издательства Larousse учебно-познавательную книгу-игру «Вселенная детей» («L'Univers des Enfants»).

В конце 1938 снова поехал в Африку, где из-за начавшейся войны остался надолго. Жил в Алжире и Марокко. Участвовал в местных выставках и много времени уделял публицистике. Занимался научными изысканиями и получил патент на «Устройство для утилизации энергии, развивающейся в результате расширения жидкости» (1952).

В 1952 вернулся в Париж, где продолжал заниматься живописью и инкрустацией. С 1953 ежегодно участвовал в салоне Независимых (в 1971 – посмертно). Работы экспонировались в 103-м Салоне Общества версальских художников Иль-де-Франс (Société Versailllaise des artistes d’Ile-de-France; 1964), 11-м и 12-м Салонах французской живописи и скульптуры в Виши (1968, 1969), 15-м Салоне современного искусства, макетов декораций и театральных костюмов в Монруж (1970).

Опубликовал на французском языке мемуары «Воспоминания с другой стороны».

Посмертно работы экспонировались на выставках «Русские художники в Вилландри» в Париже и «Три четверти века русских художников Парижа» в Обонне, Швейцария, устроенных в 1980 Ассоциацией русских художников и скульпторов Франции, в выставках «Русские художники Парижа – вчера и сегодня. Памяти Ларионова и Гончаровой» в Обонне (1982) и «Русские художники и скульпторы в Париже: Очевидцы эпохи» в Мэрии 9-го округа Парижа (1993). Ретроспективные персональные выставки состоялись в галерее Charpentier в Обонне (1973) и в галерее «Bleue» в Ивердон-ле-Бэн, Швейцария (1985).

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1916. Д. 133; ХРЗ.

* Незабытые могилы.

Анненков Ю. Художественные выставки // Русская мысль. 1972. 20 апр. (№ 2891). С. 9.

Vrinat R. L. Schultz (1897–1970) / Texte de Armand Nakache. Aubonne (Suisse), 1973.

Peintres et Sculpteurs Russes à Paris: Présence d’un Siècle / Texte de M. Vivier-Branthomme: [Catalogue]. Mairie du IXe Arrondissement, Paris. Paris: L’Association des Peintres et Sculpteurs Russes de France, 1993. P. 47.

Сочинения:

Souvenirs de «l’autre cote». Casablanca-Paris. 1939–1954.

Л. А. Шульц. 1897—1970. Сборник статей. Переводы Марины Замятиной-Шульц. СПб., 1993.

Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Сергею Лачинову за ценные уточнения и дополнения.

Дата ввода:

12.02.2011