ОРЛОВА Хана

Orloff Сh.

Х. Орлова.

12 июля 1888 (Царе-Константиновка, ныне Константиновка Донецкой обл.) – 18 декабря 1968 (Тель-Авив). Скульптор.

Из патриархальной еврейской семьи. Отец был увлечен идеями сионизма; в 1904 эмигрировал с семьей в Палестину и поселился в первой еврейской колонии Петах-Тикве близ Яффы, где стал обрабатывать землю.

В юности работала портнихой. В 1910, не получив поощрения близких в занятиях скульптурой, самостоятельно уехала во Францию и поселилась в Париже. В 1911 поступила в Национальную школу декоративного искусства, заняв 2-е место на вступительном конкурсе, и начала изучать скульптуру в Русской академии М. Васильевой. Вошла в круг художников Монпарнаса, познакомилась с А. Модильяни (в 1920 выполнила его посмертную маску), П. Пикассо, Ж. Кокто, Г. Аполлинером, О. Цадкиным и Х. Сутиным. В 1913 впервые выставила в Осеннем салоне два бюста из дерева. В 1916 вместе с А. Матиссом, Ж. Руо, К. Ван Донгеном участвовала в выставке в галерее Bernheim. В том же году вышла замуж за поэта Ари Юстмана, приехавшего в Париж из Варшавы. Фотографии ранних скульптур были использованы для иллюстраций его сборника «Поэтические раздумья». В 1918 муж был мобилизован в армию и умер во время эпидемии гриппа, оставив ее с годовалым ребенком.

Создала скульптуры из дерева: «Амазонка» (1913), «Беременная» (1916), «Дама с веером» (1919), «Портрет художника-еврея» (1919), «Портрет Жанны Эбютерн» (1915); некоторые из ранних работ позже отлила в бронзе. С 1920-х работала также в мраморе, бронзе и цементе. Излюбленным жанром был скульптурный портрет с заостренной психологической характеристикой: художник А. Е. Яковлев (1921), астроном Ж. Пикар, актриса Людмила Питоева, художник и танцовщик П. Крог, деятели еврейской культуры Эдмон Флег (1922), Ида Шагал (1923), Реувен Рубин (1923), Д. О. Видгоф («Курильщик с трубкой», 1924) и Хаим-Нахман Бялик (1926). Обращалась к женским образам и теме материнства: «Ева» (1923), «Женщина с гитарой», «Сидящая женщина», «Голова ребенка», «Мой сын» (1923), «Материнство» (1924). Исполняла небольшие фигуры животных и птиц: «Индюк» (1925), «Собака» (1936), «Альбaтрос» (1939), «Павлин» (1939). Выполнила графические портреты знаменитостей художественного мира для книги: Pellerin J., Picard G. «Figures d’aujourd’hui» (Paris: E.-F. d’Alignan, 1923). В 1925 была награждена орденом Почетного легиона, приняла французское гражданство.

Выставлялась в парижских салонах: Осеннем (1920–1922, 1925–1927, 1946, 1947; член салона с 1925), Независимых (1920–1924, 1934), Тюильри (1927, 1931, 1932), L’Araignée (1923–1927). Участвовала в выставках русских художников в Париже (группа «Мир искусства», галерея La Boёtie и Осенний салон, 1921; d’Alignan, 1931; L’Époque, 1932; La Renaissance, 1932), Лондоне (Whitechapel, 1921), Брюсселе (1928), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928); в международных выставках в Женеве (1920) и Цюрихе (1931), в выставке «Мастера независимого искусства» в Пти Пале в Париже (1937). Провела персональные выставки в Париже (J. Povolotzky, 1922; Briant–Robert, 1923; Au Portique, 1924; A. Drouant, 1926; Druet, 1926; Zak, 1934), Нью-Йорке (E. Weyhe, 1929; M. Sterner, 1938), Лондоне (Leicester, 1935), Чикаго (1930), Амстердаме (1932), Тель-Авиве и Иерусалиме (1935), Бостоне (Музей изящных искусств, 1938).

Входила в Союз русских художников в Париже, участвовала в устройстве литературно-художественных вечеров. Жертвовала свои работы для благотворительных целей Московскому землячеству.

В 1940–1942 оставалась в оккупированном Париже. В декабре 1942, получив предупреждение о возможном аресте, уехала в Гренобль, затем в Лион, а оттуда вместе с сыном и художником Жоржем Карсом переправилась в Швейцарию. Создала там более 50 работ, которые в 1945 показала на персональной выставке в галерее Георга Мооса в Женеве.

После окончания войны вернулась в Париж. Ее мастерская была разгромлена, около 100 скульптур уничтожено. В 1946 на персональной выставке в галерее на улице de France показала наряду со скульптурой серию рисунков «Возвращение» на тему концлагерей. В 1946–1949 провела ряд ретроспективных выставок в Амстердаме, Осло, Нью-Йорке, Чикаго.

С 1950 часто выезжала в Израиль и подолгу жила там. Исполнила для Израиля несколько монументов: скульптурную группу «Материнство» в кибуце Эйн-Гев (1949), памятник борцу за независимость Дову Грюннеру в Рамат-Гане (1953), монумент «Раненая птица» в память о погибших израильских пилотах в кибуце Бейт-Орен (1963), скульптуру «Голубь мира» в вестибюле Дворца Нации в Иерусалиме (1964). В 1961 ретроспективная выставка, посвященная 50-летию творческой деятельности, прошла в ряде городов Израиля. Продолжала участвовать в салонах (в частности, в салоне Сравнений – 1955–1964) и групповых выставках, проводила персональные выставки во многих странах.

В 1968 скоропостижно скончалась в Израиле, куда прибыла для устройства в Музее Тель-Авива выставки, приуроченной к 80-летию со дня ее рождения. Похоронена в Тель-Авиве на кладбище Кирьят-Шауль.

В 1969 мемориальная ретроспектива прошла в галерее des Anciens et Modernes, в 1970/1971 – в Музее Родена в Париже. Выставки продолжают проходить в разных странах. Представлена во многих музеях Западной Европы, США, Израиля. В 2003 работы экспонировались на выставке «Русский Париж» в ГРМ.

Библиография:

* ХРЗ; Мнухин 2/356; AI 1/1048, 2/813, 3/999, 6/814, 7/927, 13/678, 19/696, 28/747; Judaica 12/1472; Seuphor2.

Луначарский А. Художники во время войны // Киевская мысль. 1915. 16 апр.

Терновец Б. Выставка современного французского искусства // Печать и революция. 1928. Кн. 7. С. 135-136.

Ромм А. Г. Современная скульптура Запада. М., 1937. С. 156-158.

Луначарский А. В. Об искусстве (т. 1: Искусство на Западе; т. 2: Русское, советское искусство) / Сост. И. А. Сац и А. Ф. Ермаков. М., 1982. (Указ.).

Л. Латт. Скульптор Хана Орлова // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Т. 1. Иерусалим, 1992. С. 361-389.

Русский Париж 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 264-265 (илл.).

Rey R. Les portraits sculptés de m-me Chana Orloff // Art et Décoration. 1922. Vol. 41, Févr. P. 57-60.

Pellerin J., Picard G. Figures d’aujourd’hui: 41 portreits. Paris: d’Alignan, 1923.

Barchan P. Chana Orloff // Deutsche Kunst und Dekoration. 1924. Bd 53. S. 281-285.

Art Russe Moderne / Préface par Adré Salmon. Paris, 1928.

Levinson A. Chana Orloff // Deutsche Kunst und Dekoration. 1929. Bd 63. S. 391-392.

Werth L. Chana Orloff. Paris, 1929.

Exposition of Sculptures by Chana Orloff / Text by A. Frankfurter: [Catalogue]. Wildenstein Gallery. New York, 1947.

Kolb E. Sculptures and Drawings: Chana Orloff. The Museum Association of Israel. S. l., s. a., 1952.

Cassou J. Chana Orloff, Sculptures 1911–1961. Associations des Musées d’Israel. S. l., s. a., 1961.

Cassou J. Chana Orloff. Galery Granoff. Paris, 1963.

Gamzu H. 120 Sculptures by Chana Orloff. Tel Aviv: Museum, 1969.

Сhana Orloff: Catalogue-raisonné / Textes par H. Gamzu, J. Cassou, C. Goldsheider, G. Coutard-Salmon. Brescia Shakespeare Company. S. l., s. a., 1980.

Marcilhac F. Chana Orloff. Les Éditions de l’Amateur. S. l., s. a., 1991.

Susak V. Ukrainian Artists in Paris. 1900–1939. Kyiv, 2010. P. 91–93.

Библиотека
сайта:
Сайты:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

11.01.2012