МАНЕ-КАЦ (собств. Кац) Мане Лазаревич

Mané-Katz (né Katz) M.

М. Л. Мане-Кац.

5 июня 1894 (Кременчуг Полтавской губ.) – 8 сентября 1962 (Тель-Авив). Живописец, педагог, коллекционер.

Седьмой ребенок служителя синагоги (шамеса) Лейзера Каца. С 4-х лет учился в хедере, получил традиционное еврейское образование. Рано проявив способности к рисованию, был направлен в Художественно-промышленную школу имени Н. В. Гоголя в Миргороде, а в 1911 поступил в Киевское художественное училище. В 1913 по совету знакомого любителя искусств отправился в Париж с рекомендательными письмами к барону Д. Г. Гинцбургу и скульптору Н. Л. Аронсону. В 1913–1915 учился в Национальной школе изящных искусств у Ф. Кормона, где познакомился с Х. Сутиным (1915). Вошел в круг художников Монпарнаса. С началом Первой мировой войны хотел вступить в Иностранный легион, но из-за малого роста зачислен не был. В 1915 через Афины–Софию–Бухарест вернулся в Россию, где по той же причине получил освобождение от воинской службы.

В 1916–1917 жил в Петрограде. Занимался у М. В. Добужинского в Новой художественной мастерской. Изучал коллекции образованного в 1915 в Петрограде Еврейского музея, сам начал систематически собирать предметы еврейского искусства и старины. В 1916 участвовал в Выставке Еврейского общества поощрения художеств («Автопортрет» и «Портрет скульптора») и выставке этюдов, эскизов и рисунков «Мира искусства» (портрет пастелью).

В ноябре 1917 вернулся в Кременчуг, стал давать уроки рисования. В 1918–1919 преподавал в Харьковской художественной школе, участвовал в местной литературно-художественной жизни. Был дружен с художниками В. Ермиловым и В. В. Бобрицким. Входил в авангардистскую «Группу Трех», сотрудничал с группами «Лирень» и «Союз Семи», участвовал в сборнике «Семь плюс Три» (1918). Работы экспонировались на 1-й выставке картин Союза искусств (1918) и 2-й выставке харьковского Художественного цеха (1919). В июле 1919 провел персональную выставку в Харькове; выставлялся в Ростове-на-Дону и Тифлисе.

В 1921 через Минск и Варшаву выехал в Берлин. С 1922 жил в Париже. В 1927 принял французское гражданство.

Создавал картины, посвященные еврейским типам, быту, фольклору, ритуальным иудейским символам, библейским сюжетам: «Мечтатель» (1923), «Урок Талмуда» (1925), «Благоговение» (1927), «Бадхан» (1932), «Самоуглубление» (1934), «Экстаз» (1936), «Раввины» (1942), полиптих «Свадьба», вариации на тему «Музыканты». Некоторые произведения навеяны воспоминаниями об Украине. Писал пейзажи Парижа и Ривьеры, уличные и жанровые сцены, клоунов, бои быков, оркестры, портреты и цветы. Занимался скульптурой. Несколько раз посетил Палестину (1928, 1935, 1937), путешествовал по Чехословакии, Карпатам, Польше и Литве (1930), побывал в Англии и Мексике (1938).

В 1923, 1924 и 1928 при содействии художественного критика В. Жоржа провел персональные выставки в галерее Percier. Позже его выставки прошли в галереях K. Granoff (1928, 1938), Brummer (1930), L’Archipel (1931), George Petit (1934, ретроспектива за 1922–1934), Charpentier (1937), а также в Праге (1926), Варшаве (1927, 1932), Амстердаме (1936), Лондоне (1936), Каунасе (1937) и Нью-Йорке (1938, галерея Wildenstein). Выставлялся в салонах: Осеннем (член салона), Тюильри, Независимых (с 1924) и Сверхнезависимых (с 1930), групповых выставках в галереях Rosenberg (1931), V. Girchman (апрель 1931), Martin (1934). Две картины были приобретены Люксембургским музеем Парижа (1934), одна – Музеем Же де Пом (1938). В 1937 получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за картину «У стены Плача».

Выступал на коллективных выставках еврейских, русских и украинских художников: Выставке еврейских художников и скульпторов (Париж, 1924), передвижной Всеукраинской юбилейной выставке к 10-летию Октября (Украина, 1927/1928), Украинской группы в Париже (1930), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935). Участвовал в благотворительных акциях Парижского общества помощи русским евреям (1925) и Палестинского клуба (1929), вечерах памяти художников И.-Б. Рыбака и А. Б. Лаховского, входил в Комитеты по организации чествования поэта З. Шнеура (1933) и по поддержке Еврейского театра в Париже (1938).

В 1939 был мобилизован рядовым в военную школу. После падения Парижа попал в плен, бежал и через Марсель выехал в США (1940). До окончания войны жил в Нью-Йорке. Провел выставки в Нью-Йорке, Чикаго, Голливуде, Монреале (Канада), Палестине и Южной Африке. В 1944 впервые показал скульптуры в нью-йоркской галерее Wildenstein.

В 1945 вернулся в Париж. Создал ряд произведений на тему Катастрофы, в их числе – полотно «Сопротивление. Восстание в Варшавском гетто» для синагоги в Нанси (1946). Участвовал в выставке «В честь Победы», организованной Союзом советских патриотов (1946).

В 1948, в разгар войны за независимость Израиля, привез свою выставку в Музей Тель-Авива. С этого времени ежегодно бывал в Израиле. В 1950 путешествовал по Южной Африке, посетил древнюю синагогу на острове Джерба в Тунисе, в 1957 совершил кругосветное путешествие по маршруту Тель-Авив–Тегеран–Калькутта–Бомбей–Гонконг–Токио–Гонолулу–Сан-Франциско–Майами–Чикаго–Нью-Йорк–Париж.

Персональные выставки прошли в Париже – в галереях K. Granoff (1945, 1949), Charpentier (1951), Durand-Ruel (1955), R. Cazenave (1957), Нью-Йорке (1946, 1947, 1950, 1954, 1961), Брюсселе (1949), Иоганнесбурге (1950), Лондоне (1951, галерея Redfern; 1955, 1960, галерея Ohana), Буэнос-Айресе (1952), Тель-Авиве (1954), Страсбуре (1954), Мехико (1956), Токио (1957), Хайфе (1958), Женеве (1959, 1961).

В 1951 стал кавалером ордена Почетного легиона. В 1956, 1958 и 1962 участвовал в выставках «Художники – свидетели своего времени» в Париже. В 1961 работы были показаны на выставке «Русские художники Парижской школы» (Париж, Дом французской мысли). В 1956–1962 – участник салона Сравнений.

В 1958 заключил соглашение с муниципалитетом Хайфы: город строил для него дом с мастерской на горе Кармел, над морем, а художник завещал городу свои произведения и коллекцию редких предметов иудаики. Он также завещал государству Израиль свой капитал в 18 миллионов долларов. Последний год провел в Израиле.

В 1977 в его доме в Хайфе (89 Yafe Nof Street) был торжественно открыт его мемориальный музей.

В 2008–2009 работы экспонировались на выставке «Американские художники из Российской империи» в Русском музее, Третьяковской галерее, в Художественном музее Фреда-Джонса-младшего (Оклахома) и Художественном музее Сан-Диего (Калифорния). Представлен в крупнейших музеях мира, включая музей Метрополитен в Нью-Йорке, Национальный музей современного искусства в Париже и галерею Тейт в Лондоне, а также в частных коллекциях. Карандашный портрет художника исполнил П. Пикассо (1932; Музей современного искусства Хайфы).

Библиография:

* Булгаков; КЕЭ 5/83–84; РЗФ; ХРЗ; AI 2/777, 3/856, 4/733, 5/531, 6/683–684, 7/780, 8/776, 9/542, 12/566, 13/573, 14/619, 16/349, 19/587, 21/579, 25/492; Judaica 11/870–871.

Выставка Художественного цеха в оценке его участников // Творчество (Харьков). 1919. № 1. С. 30-32.

Грабарь И. Выставка современного французского искусства // Красная панорама. 1928. № 46. С. 12.

Бенуа А. Н. Выставка Мане-Каца // Последние новости (Париж). 1934. 3 ноября (№ 4972).

Антонов В. Русские художники в Париже // Русские новости (Париж). 1951. 26 окт.

Латт Л. Мане-Кац, художник из Кременчуга // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Т. 2. Иерусалим, 1993. С. 465-480.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 246–247 (илл.).

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 275.

Art Russe Moderne / Préface par André Salmon. Paris, 1928. P. 64-65.

Aimot J. M. Mané-Katz / Préface de Paul Fierens. Paris: Marcel Scheur, 1933.

Gauthier M. Mané-Katz. Paris: Les Gémeaux, 1951.

Ragon M. Mané-Katz. [France–England]: Georges Fall, 1960.

Mané-Katz / Edition français: préface de Pierre Mazars; Edition anglaise et hébraïque: préface d’Alfred Werner. Tel-Aviv: Massadah Publishing Co, 1960–1961.

Mané-Katz. La Révolte des Innocents / Portfolio avec 16 reproductions de dessin; texte-préface du peintre. Paris: George Fall, 1961.

Mané-Katz / Texte de Pierre Mazars. Genève: Éditions R. Kister, 1962.

Aries R. S. Mané-Katz, 1894–1962: The Complete Works / In Collaboration with Jacques O'Hana. V. I–II. London: Éditions d'art Jacques O'Hana, 1970–1972.

Mané-Katz. The Circle of Monparnasse. New York: The Jewish Museum, 1985.

Susak V. Ukrainian Artists in Paris. 1900–1939. Kyiv, 2010.

Библиотека
сайта:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

20.07.2012