ВОЛКОВ-МУРОМЦЕВ (урожд. Волков) Александр Николаевич, псевд. Руссов

Wolkoff-Mouromtzoff Alexander, pseud. Roussoff

А. Н. Волков-Муромцов. Фото 1910-х.

23 января / 3 февраля (С.-Петербург) – 21 мая 1928 (Венеция). Художник-акварелист.

Из аристократической петербургской семьи. Сын надворного советника Николая Степановича Волкова и его первой жены Наталии Александровны, урожд. Дмитриевой-Мамоновой. В 1903 получил право именоваться Волковым-Муромцевым.

Детство провел в родовом поместье в Псковской губернии, неоднократно с семьей совершал поездки в Европу. С 1853 в связи со службой отца семья жила в Варшаве, с 1860 – в Дерпте (ныне Тарту, Эстония).

По окончании гимназии поступил на математическое отделение Дерптского университета, увлеченно занимался химией, физикой и ботаникой. Получив диплом по агрономии, продолжил учебу в Гейдельбергском университете, где защитил докторскую диссертацию, посвященную воздействию света на хлорофилл. По возвращении в С.-Петербург намеревался организовать общероссийский центр по научному изучению агрикультуры, но не нашел поддержки в правительственных кругах.

В 1867 получил большое наследство от отца. В том же году отправился в Англию, где женился на Элис Гор (Alice Gore) из семьи английских землевладельцев. До 1871 жил в своем имении в Псковской губернии, затем несколько лет – в Германии, где занимался научной деятельностью в Вюрцбурге и Гейдельберге. Около 1875 вернулся на родину и получил кафедру физиологии растений в Новороссийском университете в Одессе. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов был вице-президентом Международного Красного Креста. В те же годы получил в наследство от двоюродного брата отца земельные владения (Баловнево в Рязанской губернии), с условием взять также и его фамилию – Муромцев.

Во время академического отпуска в Дрездене брал частные уроки рисования у Франца фон Ленбаха, затем учился у Алоиса Габла в Мюнхенской академии художеств. После этого решил целиком посвятить себя искусству и отказался от профессорской должности в Одессе. В 1880 поселился с семьей в Венеции, сначала – в палаццо Кантарини (Palazzo Contarini) на Большом канале, принадлежащем графине Матильде Берхтольд Стракен, с 1883 до самой смерти – в палаццо Барбаро (Palazzo Barbaro, переименованном в палаццо Palazzo Volkoff). Продолжал бывать в России, Англии и Германии, а также в странах Скандинавии, объездил Италию, побывал в Константинополе и в Египте.

Писал акварельные пейзажи, интерьеры храмов и дворцов, сентиментальные жанровые сцены в академической салонной манере. Свои работы подписывал псевдоним Руссофф. В 1880 послал несколько акварелей в Общество изящных искусств в Лондоне, где они были проданы по неожиданно высоким ценам. В последующие 20 лет общество ежегодно устраивало выставки его акварелей. Участвовал в выставках Берлинской АХ. В России же акварели не выставлял, объясняя это «непопулярностью» их у отечественной публики. Однако среди русских почитателей его таланта был П. М. Третьяков, который приобрел его акварель «Купленная» (1892).

В Венеции входил в космополитический кружок аристократии, собиравшийся в палаццо княгини Долгорукой на Дзаттаре (Zattere). Был знаком со многими знаменитостями, включая Рихарда Вагнера и Ференца Листа. В 1891 познакомился с Элеонорой Дузе, содействовал организации ее гастролей в России, лично сопровождал ее от Харькова до Одессы. По возвращении в Италию, актриса три года прожила в его палаццо Волкофф. В 1893 написал портрет Э. Дузе – один из лучших портретов актрисы, который известен по многочисленным репродукциям (хранится в Фонде Чини в Венеции). Дружба с актрисой продолжалась и в 1920-е. В числе его русских знакомых в Италии – вел. кнг. Екатерина Михайловна, кн. Виктор Барятинский, кн. Лев Гагарин, графиня Мария Строганова (Потоцкая), баронесса Варвара Икскуль фон Гильденбанд, художник Павел Жуковский (сын В. А. Жуковского) и др.

Последний раз побывал в России с дочерью Верой весной 1923. Сохранял российское гражданство. Похоронен на Греко-православной части кладбища Сан Микеле в Венеции, рядом с детьми Верой (в замуж. Митропан) и Гавриилом, а также рядом с могилой С. П. Дягилева.

Писал статьи по искусству и оставил воспоминания, которые были опубликованы вскоре после его смерти. Большинство работ художника хранится в зарубежных частных собраниях. Представлен в Третьяковской галерее.

Библиография:

Возрождение. 1928. 26 мая (№ 1089).

Бертеле М. Александр Волков-Муромцов (перевод С. Нистратовой) // Русские в Италии.

Талалай М. Г. Вдохновительница наших успокоений. Российский некрополь в Венеции. М.: Старая Басманная, 2013. С. 26.

Сочинения:

Wolkoff-Mouromtzoff А. L'à peu près dans la critique et le vrai sens de l'imitation dans l'art - Sculpture, Peinture, Bergamo, Istituto Italiano d'Arti Grafiche, 1913.

Memoirs of Alexander Wolkoff-Mouromtzoff (A. N. Roussoff) / Transl. by H. Jackson. London: J. Murray. 1928.

Wolkoff-Mouromtzoff А. L'impressionismo nella pittura e l'utilità delle mostre, Venezia, Libreria Emiliana, 1929.

Приложения:
География:
Составители:
Благодарности:

Марии Байновой за фотографии.

Дата ввода:

08.05.2012