ЦИНГЕР Олег Александрович

Zinger O.

О. Цингер.

21 февраля 1910 (Москва) – 9 января 1998 (Ним, деп. Гар, Франция). График, живописец.

Сын профессора физики Московского университета Александра Васильевича Цингера (1870–1934) и актрисы МХАТ Веры Николаевны Павловой (1876–1962). Учился в пансионе Яковлевой в Голицыно, под Москвой. В 1921 получил первые уроки рисования у художника В. А. Ватагина, рисовал вместе с ним животных в зоопарке.

Осенью 1922 выехал с родителями в Германию. Учился в частной гимназии Херта во Фрейбурге. В 1926–1927 посещал занятия в частной художественной школе В. Мюллер-Шенфельда в Берлине и вновь брал уроки у Ватагина, который приезжал в Берлин. Пользовался советами Л. О. Пастернака и А. М. Арнштама. В 1927–1931 учился в Берлинской АХ у проф. О. Хаданка. Дважды посетил Париж и около года провел в Италии (1928–1929). Был дружен с биологом Н. В. Тимофеевым-Ресовским (оставил о нем воспоминания), В. М. Добужинским, Николаем Бенуа, семьей Серебряковых. Общался с Н. В. Зарецким, В. Н. Масютиным, В. Д. Фалилеевым, проживавшими в Берлине.

В 1929 получил премию за рекламу для фабрики цветных карандашей и заказ на плакаты для лондонского метро. Вышла статья Н. В. Зарецкого о его творчестве в журнале «Gebrauchsgraphic». В дальнейшем занимался прикладной графикой и рекламой. Работал в рекламном ателье своих друзей Л. и Д. Ботас, в 1933–1945 – в рекламном концерне «Centrale Dichof»; исполнял плакаты, буклеты, этикетки и театральные афиши, проекты оформления витрин, рекламу для газет и журналов. Создавал каталоги детской одежды, форм СС и Вермахта; придумал образ «Майстера Цвирн» – немецкого «храброго портняжки», который получил признание и упрочил материальное положение семьи. В свободное время писал пейзажи темперой, занимался литографией, рисовал животных.

В 1941 был арестован, так как имел советский паспорт, но вскоре освобожден. Во время войны оставался в Берлине, в 1943–1944 несколько месяцев провел в Силезии, в замке баронессы П. Е. фон Муценбехер, подруги его матери; занимался живописью. В 1945 был ненадолго арестован в Берлине советскими властями, но освобожден, как сын известного ученого. Рисовал иллюстрации и карикатуры для английской военной газеты «Airline». Провел первые выставки в книжном магазине Вольфа (1946 и 1948). Был дружен с немецкими художниками В. Шимеком, М. Киндом, В. Хельдом и В. Гофманом. Входил в жюри общества «Шенбергские художники».

В 1948 получил паспорт беженца, переехал с семьей во Францию и поселился в Париже. С помощью братьев Добужинских стал получать заказы на рекламные работы. В 1948–1960 работал художником в рекламном агентстве П. Л. Дюпюи. В 1949 получил первый приз на выставке плаката «London Transport Publicity».

Продолжал писать пейзажи гуашью и темперой, создавал живописные и графические серии. Исполнил серию рисунков пером на тему произведений Н. В. Гоголя и альбом гуашей «Двадцать басен Лафонтена» (не издано). Часто путешествовал: побывал на Корсике (1952), в Алжире и Сахаре (1954), Сицилии, Португалии и Испании (1960), США (1960 и 1969).

Провел персональные выставки в парижских галереях: R. Duncan (1951), Saint-Placide (1953, 1956 – вместе с Цви Мильштейном, 1958), Claude (1954), Ror Volmar (1960, 1961, 1963), Vialetay (1963, 1966, 1970, 1978, 1983), Arcanes (1971), Herouet (1986), Espaice, 51 (1991, 1992), F. Miron (1994, 1995), а также в Виши (1961), Лилле (1966, 1967), Кёльне (1961), Гамбурге (1968), Дюссельдорфе (1973), Берлине (1980), Брюсселе (1991), Сен-Тропезе (1993) и Гренобле (1993). Выставлялся в парижских салонах: Осеннем (1953, 1957, 1961), Независимых (1956, 1957), Художников Французской школы (1958; первый приз за афишу «Франция»), «Знаменитости и молодые наших дней» (1957–1971; с перерывами), Новых реальностей (1961), Союза французских художников (1966), а также в салоне «Quatre Vents» в Гарше (1987; первый приз).

В 1969 женился на Нани Мюллер-Беллинсгаузен. В 1969–1971 семья жила во Фрейбурге, затем в Гарше, близ Парижа, с 1995 – в Ниме. Написал мемуары и сопроводил их легкими эротическими рисунками пером.

Умер при подготовке последней выставки в парижской галерее Transversale (февраль–март 1998). Представлен в музеях современного искусства в Париже и Праге, а также в ГМИИ.

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 3022. Оп. 1. Ед. хр. 26.

* Булгаков; РЗФ; ХРЗ; AI 2/1361, 3/1486, 4/1294, 7/1467, 9/938, 12/993.

А. Ш. По выставкам // Русская мысль. 1963. 9 марта (№ 1966). С. 7.

Ал. Гуаши Олега Цингера // Русская мысль. 1966. 16 апр. (№ 2452). С. 7. Анненков Ю. Художественные выставки // Русская мысль. 1971. 14 окт. (№ 2864). С. 9.

Сапгир К. Олег Цингер – его «картины-танец» // Русская мысль. 1986. 16 мая (№ 3621). С. 11.

Гранин Д. Зубр: Повесть // Новый мир. 1987. № 1. С. 66–68.

Лебедев А. Проза художников // Русская мысль. 1995. 5–11 янв. (№ 4059). С. 13.

Голлербах С. Олег Цингер. «Где в гостях, а где дома»: Рецензия на книгу // Новый журнал. 1996. № 197.

Голлербах С. Свет прямой и отраженный: Воспоминания, проза, статьи. СПб.: Инапресс, 2003. С. 833.

Saretzki N. Oleg Zinger // Gebrauchsgraphik. 1929. № 11. S. 48–51.

Oleg Zinger // Gebrauchsgraphik. 1934. Bd 11, Mai. S. 48–53.

Suhr W. Oleg Zinger // Gebrauchsgraphik. 1940. Bd 17, März. S. 39–42.

Alexandre A. Oleg Zinger // Gebrauchsgraphik. 1959. Bd 30, Okt. S. 2–9.

Oleg Zinger: [Буклет] / Texte par A. Selmersheim. Paris, 1982; 1993.

Сочинения:

Где в гостях, а где дома / Пред. Р. Герра. Париж; Москва, 1994.

Сайты:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012