СТАРИЦКАЯ Анна Георгиевна

Staritsky A.

22 января 1908 (Полтава) – 13 апреля 1981 (Париж). Живописец, график.

Из старинного дворянского рода. Дочь адвоката, статского советника Георгия Егоровича Старицкого. Племянница академика В. И. Вернадского (он был женат на сестре отца Наталье). Состояла в родстве с семействами Бакуниных и Рербергов. С детства увлекалась рисованием и музыкой, писала стихи. После революции приехала в Москву, где в 1921 мать скончалась от туберкулеза.

В 1921–1924 училась в московской 17-й школе, по вечерам посещала Рисовальную школу Т. Л. Сухотиной-Толстой, студии К. Ф. Юона и В. А. Фаворского.

В 1925 выехала во Францию для лечения костного туберкулеза, поразившего коленные суставы, 7 месяцев провела в больнице Фонда Пастера в Берк-Пляже (деп. Па-де-Калэ). В 1926 жила в Праге, в семье двоюродного брата, историка и публициста Г. В. Вернадского. В том же году переехала в Болгарию, где ранее обосновался отец. До 1931 училась в Софийской АХ.

В 1932 поселилась в Брюсселе, занималась на отделении рекламы Высшей национальной школы архитектуры и декоративного искусства La Cambre. Подружилась с художницей Е. А. Ивановской. В 1933–1940 работала рисовальщиком в типографиях и рекламных фирмах, писала портреты.

В 1941 встретилась с бельгийским врачом и художником Гийомом Хоориксом (Ориксом, 1900–1983), который позже стал ее мужем. В 1943 он, как участник Сопротивления и агент советской разведки (работал под псевдонимом Билл с советским разведчиком Леопольдом Треппером) был арестован и два с половиной года провел в концлагере Маутхаузен в Австрии.

Она же с января по апрель 1943 находилась в брюссельской тюрьме Сен-Жиль. В декабре 1943 – январе 1944 ее работы экспонировались в Салоне русских художников в галерее Toison d’Or в Брюсселе.

В 1946 несколько месяцев провела в Париже, в 1947–1952 жила с мужем в Ницце, а в 1952 окончательно обосновалась в Париже (на проспекте Эмиля Золя, 150), сохранив квартиру в Ницце. Входила в круг парижского литературно-художественного авангарда, была дружна с литераторами М. Бютором, Э. Гиевиком, М. Суфо, П. Альбер-Биро.

В начале 1950-х увлеклась абстрактным искусством. Писала большие абстрактные полотна, включала в живописный строй русские и французские тексты, типографские литеры и каллиграммы. Исполняла рельефные коллажи с использованием смятой и скрученной бумаги, дерева, камней и сухих листьев. Обращалась к фантастическим сюжетам, к теме магии и волшебства: «Заклинатели злых духов», «Магия», «Потаенная месть», триптих «Алтарь знахарей». С 1960 занималась гравюрой и литографией, исполнила ряд эстампов вместе с печатником Лякурьером. Создавала станковые листы, напоминающие старинные пергаментные рукописи.

Провела персональные выставки в Брюсселе (галереи Ex-Libris, 1947; Lou Cosyn, 1948; Palais de Beaux-Arts, 1961; Sanit Laurent, 1961, 1963; Aux Bateliers, 1966), в парижских галереях Calligrammes (1948), de Verneuil (1954), de Beaune (1955), Maywald (1963), Riquelme (1966), Les Mains Libres (1970, 1975), Rathé (1975), Carmen Martines (1977), в Милане (1957), Невшателе (1960, 1964, 1967, 1973), Каннах (1965), Копенгагене (1966), Лионе (1970), Ницце (1975) и др.

Выставлялась в салонах: «Новых реальностей» (1951–1957), Comparaisons (1955–1958) и Майском (1975); участвовала в выставке беспредметных работ в галерее de Beaune (1953) и в выставке «Divergences» в галерее Arnand (1957), в групповых выставках «50 лет абстрактного искусства» в галерее Greuse (1957), «Русские художники Парижской школы» в Доме французской мысли (1961), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974), «Еще русские» в галерее Françoise Tournié (1975).

В 1960–1970-е создавала коллекционные книги ручной работы. Комбинировала живопись, коллаж, различные виды гравюры, каллиграфию, шрифты и фактурную обработку бумаги: «Слово о погибели Земли Русской» (1967), «Книга Знахаря» (1976), «Сказание об Индийском царствии» (1973), «Заговор Оборотня» (1979), «Бригадный Ильязда» (1980). В 1973–1980 оформила несколько книг Мишеля Бютора, который посвятил ей поэму «Песня для Дон Жуана» («Une chanson pour Don Juan», 1973) и книгу «Таинственные надписи» («Devises fantômes», 1976).

Режиссер Кристиан Дебюсси снял о ней фильм для Бельгийского телевидения (1978).

Похоронена на кладбище Монпарнас в Париже. В 2000 ретроспективные выставки состоялись в галерее Pierre Brullé в Париже, в Von der Heydt-Museum в Вуппертале и в Государственном Русском музее в С.-Петербурге.

Библиография:

* ХРЗ; AI 12/874, 13/872, 14/941, 15/956; Bénézit2 9/782; Vollmer 6/429; Seuphor1.

З. Ш. (Шаховская З.) Искусство Старицкой // Русская мысль. 1975. 27 ноября (№ 3079). С. 10.

Рунич Т. О Старицкой // Русская мысль. 1976. 8 янв. (№ 3085). С. 11.

[Некролог] // Русская мысль. 1981. 19 февр. (№ 3348). С. 15.

Маркадэ Ж. Два художника парижской школы // Русский альманах. Париж, 1981. С. 156–159.

Сапгир К. Недавние пятидесятые // Русская мысль. 1988. 30 марта.

Анна Старицкая 1908–1981: Каталог-альбом / Текст Ж.-К. Маркадэ и др. СПб.: ГРМ, 2000.

Брюлле П. Живопись Анны Старицкой: строгость, роскошь и фантазия // Пинакотека. № 13–14 (2002). С. 235-237.

Авдюшева-Лекомт Н. А. О русских художниках в Бельгии (1917–1939). Попытка обзора художественной жизни // Зарубежная Россия. 1917–1939. Сб. статей. Кн. 2. СПб., 2003. С. 442–447.

Anna Starizsky / Préf.: J.-C. Marcadé. Galerie Pierre Brullé / Paris, 2000.

Boullier R. Staritsky // Aujourd’hui. 1963. Vol. 7, Mai. P. 28.

Staritsky: Matieres et talismans entretiens sur l’œuvre / Texte par M. Butor et M. Sicard. Paris: J. M. Place, 1978.

Penaranda C. L’œuvre d’Ania Staritsky dans ses rapports avec la poésié. Bruxelles: Universite Libre, 1991–1992.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012