СТАЛЬ (Сталь фон Гольштейн) барон Николай Владимирович де

Staël N.

Н. де Сталь. Фото 1950-х.

5 января 1914 (С.- Петербург) – 16 марта 1955 (Антиб, деп. Приморские Альпы, Франция). Живописец, график.

Сын генерал-майора барона Владимира Ивановича Сталь фон Гольштейна (1853–1921), помощника коменданта Петропавловской крепости (в 1908–1917). Мать, Любовь Владимировна Бередникова (ум. в 1922), из богатой петербургской семьи, увлекалась живописью и хорошо играла на фортепиано.

В 1919 семья выехала в Польшу, где родители скончались в течение года (1921–1922). В 1922 вместе с двумя сестрами был взят под опеку дальним родственником – русским подданным Эммануэлем Фричеро. В доме приемных родителей царила русская атмосфера. В 1924–1930 учился в Иезуитском колледже св. Михаила в Брюсселе, известном своим высоким уровнем образования и строгим режимом, который не соответствовал творческому характеру юноши. За неуспеваемость был отчислен и в 1930–1933 продолжил учебу в интернате колледжа кардинала Мерсье в Брен-л’Аллë. В школьные годы выполнил карандашный портрет генерала П. Н. Врангеля, которого встречал у Фричеро.

По окончании колледжа, летом 1933 совершил поездку по Голландии и познакомился с искусством Рембрандта и Вермеера – это привело к окончательному решению стать художником, вопреки воле приемных родителей, лишивших его материальной поддержки.

В 1933–1936 занимался в Королевской Академии искусств в Брюсселе у А. Бастьена, А. Ван Халена, Ф. Смерса, Ж. Ранси и в академии искусств Сен-Жиль, где изучал архитектуру под руководством Ш. Малькоза и монументально-декоративное искусство под руководством Ж. де Вламинка. В 1934 посещал мастерскую Поля Крапса в Дрогенбосе в пригороде Брюсселя. В круг его друзей по Королевской академии входили русские художники А. Д. Гурин, А. Э. де Геринг, К. А. Студенцов, Р. В. Лукин. В 1935 под руководством Р. В. Лукина изучал иконопись.

В 1934 совершил первое путешествие по Франции с друзьями на велосипедах. В Париже испытал сильное впечатление от искусства П. Сезанна, А. Матисса, Ж. Брака и Х. Сутина. В 1935 с июня по октябрь совершил аналогичное путешествие на велосипеде по Испании, видел наскальные фрески эпохи палеолита в пещере Альтамира. В том же году совместно со своим преподавателем Ж. де Вламинком исполнил шесть фресок (5 м х 1,25 м каждая), посвященные истории производства стекла, для фасада бельгийского павильона художественного стекла Международной универсальной выставки в Брюсселе.

В январе 1936 показал гравюры, иконы и акварели, выполненные в Испании, на совместной выставке с А. Остратом и Р. В. Лукиным в галерее Dietrich. Две иконы с выставки купила дочь барона Ж. де Броуэра, друга Э. Фричеро. Выполнил росписи в будуаре мадам де Броуэр в загородном доме барона «Le Manoir du Relais » (не сохранились).

В июле 1936 при поддержке де Броуэра вновь с друзьями на велосипедах посетил Марокко. Там встретил французскую художницу Жаннин Гийу (Jeannine Guilloux), которая стала спутницей его жизни; вместе они посетили в следующем году Алжир, путешествовали по Италии и Франции. В 1938–1940 жил в Париже, недолго посещал занятия в Свободной академии у Ф. Леже. В мае 1939 вместе с Л. Фонтанароза выполнил фреску (36 кв.м.) на фасаде французского павильона Международной выставки в Льеже.

В 1939 вступил во французский Иностранный легион, служил в Тунисе. В 1940–1943 жил в Ницце, общался с деятелями искусства, уехавшими на юг Франции от оккупационного режима, в том числе с Ле Корбюзье, А. Маньелли, Г. Арпом, Робером и Соней Делоне. В 1942 родилась дочь Анна. В 1943 вернулся в Париж, где его стала поддерживать владелица галереи Жанна Буше (J. Bucher). Познакомился с Ж. Браком и с А. М. Ланским, который стал его другом. В 1946, после смерти Ж. Гийу, женился на Франсуазе Шапутон (F. Chapouton), от которой имел троих детей. В 1948 получил французское гражданство. В его окружение тех лет входили поэты П. Лекуир и Р. Шар, коллекционер Ж. Боре, маршан Ж. Дюбур. Подолгу работал в Нидерландах и Бельгии (1949), Англии (1950), Нормандии (1952), Италии (1953). В течение всех 1940-х годов остро нуждался, временами испытывал депрессию.

В 1940-е экспериментировал с цветом и формой, соединял элементы абстрактной живописи с изображением реальных предметов (столярные инструменты, корни деревьев, разделанное мясо). В 1944 пришел к чистой абстракции. Первые абстрактные произведения демонстрировались на выставках в парижских галереях J. Bucher (февраль 1944; совм. с В. В. Кандинским и Ц. Домела) и l’Esguisse (апрель–май 1944; совм. с В. В. Кандинским, Ц. Домела и А. Маньелли). В 1952 написал картину «Ночь на стадионе», с которой начался возврат к предметности. Иллюстрировал книги стихов Р. Шара («Poèmes de René Char», 1951) и П. Лекуира («Ballets Minute», 1954; «Maximes», 1955).

Персональные выставки состоялись в Париже – в галереях L’Esquisse (1944), J. Bucher (1945), J. Dubourg (1950, 1951, 1954); Нью-Йорке – в галереях Т. Schemp (1951), Knoedler (1953), Rosenberg (1954); Вашингтоне – в галерее Phillips (1954), Лондоне –в галерее Matthieson (1952). В 1953 в связи с персональной выставкой в галерее Knoedler посетил Нью-Йорк и заключил контракт с известным маршаном Полем Розенбергом.

В 1946 его работы были представлены на выставке «В честь Победы», организованной Союзом советских патриотов в Париже.

Принимал участие в Осеннем салоне (1944, 1946, 1951, 1952), Майском салоне (1945–1955), в выставках современного французского искусства в Торонто (1949), Копенгагене (1950), Нью-Йорке (1950), Вашингтоне (1951) и Цюрихе (1952), в выставке «Европа: Новое поколение» в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1952). На XXVII Международном биеннале в Венеции (1954) для его картин был предоставлен отдельный зал в павильоне Франции.

Осенью 1954 устроился в уединенной мастерской на берегу моря в Антибе. Писал море, порт, натюрморты и ню, начал крупноформатную (4×6 м) картину «Оркестр» (ныне в Национальном музее современного искусства в Париже). Готовился к выставке. Вновь повторившаяся депрессия привела к самоубийству – художник выбросился из окна своей мастерской.

Первые мемориальные выставки состоялись в Музее Гримальди в Антибе (1955) и Национальном музее современного искусства в Париже (1956). В последующие годы его выставки устраивались во многих крупных галереях и музеях Европы и США, в том числе в Гран Пале в Париже (1981), галерее Тэйт в Лондоне (1981), Музее Помпиду в Париже (2003), Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (2003).

Его творчество было представлено на выставках русского искусства: «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и Париже (Дом французской мысли, 1961), «Значительные картины русских художников во французских собраниях» в рамках Осеннего салона (1972), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974).

В марте 1982 в Бельгии в колледже кардинала Мерсье в Брен-л’Аллë, где учился художник, открылся Центр искусств им. Николя де Сталя. К открытию Центра была приурочена выставка 23-х работ художника. В 2012 в год 300-летия Королевской Академии художеств в выставочном зале Свободного университета в Брюсселе состоялась выставка «Nicolas de Staël. Le terreau d’un apatride. Années de formation à Bruxelles (1922–1939)».

Библиография:

* РЗФ; ХРЗ; AI 7/1199, 8/1183, 9/826, 10/842–843, 11/726, 12/872, 13/870–871, 14/939–940, 15/954–955, 16/527, 17/557, 18/654, 19/892, 20/872; Naylor.

А. Ш. [Шик А.] Посмертная выставка Николая Сталя // Русская мысль (Париж). 1956. 28 февр. (№ 866). Маркадэ В. Бездонная глубина живописи Н. де Сталя // Русский альманах. Париж, 1981. С. 165–172.

Нечаев В. От Кандинского до Рабина: Выставка русских художников и скульпторов в Бри-сюр-Марн // Русская мысль (Париж). 1983. 14 июля (№ 3473). С. 13.

Носик Б. «Привет эмигранта, свободный Париж!» М., 1992. С. 102–104.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 312–313 (илл.).

Крючкова В. Никола де Сталь. Чужой среди своих // Собраніе, 2004, № 1.

Дюпен Ж. Кратчайший путь // Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб, 2005. С. .240-242.

Duthuit G. Nicolas de Staёl. Paris: Transition Press, 1950.

Gindertaël R. Nicolas de Staёl. Peintres et sculptures d’aujourd’hui № 3. Paris: Collection signe,1950.

Lecuire P. Voir Nicolas de Staёl. Paris: Editions Pierre Lecuire,1953.

Nicolas de Staёl / Préface de J. Cassou: [Catalogue]. Musée National d’Art Moderne. Paris, 1956.

Tudal A. Nicolas de Staёl. Paris: G. Fall, 1958.

Cooper D. Nicolas de Staёl. London: Weidenfeld and Nicholson. New York: W. W. Norton, 1961.

De Staël / A Retrospective Exhibition Held During 1965–1966 in Rotterdam, Zurich; Boston; Chicago; New York; Boston: Museum of Fine Arts, 1965.

Nicolas de Staёl. Présenté par André Chastel: [Catalogue raisonné des peintures établi par J. Dubourg et Françoise de Staël]. Paris: Le Temps,1968.

Dumur G. Staël. New York: Crown Publishers, 1976.

Nicolas de Staël: l'œuvre gravé / Catalogue par Françoise Woimant et Françoise de Staël. Bibliothèque nationale. Paris, 1979.

Revoir Nicolas de Staël / Textes de Anne de Staël, Jean-Luc Daval. Galerie Jeanne Bucher. Paris, 1981.

Nicolas de Staël / Catalogue par Isabelle Monod-Fontaine, Nathalie Brunet. Galeries nationales du Grand Palais. Paris: Musée National d'Art Moderne, Centre Georges Pompidou, 1981.

Nicolas de Staël / An Exhibition Arranged by the Musée National d'Art Moderne, Centre Georges Pompidou, Paris. Galeries Nationales du Grand Palais, Paris. The Tate Gallery, London. London: Tate Gallery, 1981.

Jouffroy J. P. La mesure de Nicolas de Staël. Neuchâtel: Editions Ides et Calendes, 1981.

Granville, P. De Staël: peintures. Paris: L'Autre Musée, 1984.

Rathbone E. Nicolas de Staël in America / Essays by Nicholas Fox Weber, John Richardson. Washington: D. C.: Phillips Collection, 1990.

Mansar A. Nicolas de Staël. Paris: La Manufacture, 1990.

Nicolas de Staël: [Catalogue]. Antibes: Association des amis du Musée Picasso, 1990.

Messer Th. M. Nicolas de Staël: Retrospektive. Ostfildern: Verlag G. Hatje, 1994.

Dobbels D. Staël. Paris: Hazan, 1994.

Catalogue raisonné de l’œuvre peint établi par Françoise de Staël. Neuchâtel: Editions Ides et Calendes, 1997.

Greilsamer L. Le prince foudroye. La vie de Nicolas de Stael . Paris, 1998.

Marcadé J.-C. Nicolas de Staёl. Peintures et dessins. Éditin Hazan. Paris. 2008.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012