СОБОР СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА И СВ. БЛГВ. ВЕЛ. КН. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. Вена, Австрия

Russische hl. Nikolaus-Kathedrale

Собор свт. Николая Чудотворца и св. блгв. вел. кн. Александра Невского в Вене. Вид с запада

В Вене – столице Австро-Венгерской империи всегда жило немало православных славян, и в XVIII веке все они были причислены к греческому приходу и молились в его Георгиевской церкви. Там службы для них одно время вел сербский священник, которому из русской казны отпускалось ежегодно 100 рублей. Однако в 1750 русский посол сообщил, что «для множества находящихся в Вене греко-кафолического исповедания различных народов, которые за незнанием еллинского языка, в здешней греческой капелле при божественной службе, исповеди и проповедях бесплодно бывают», требовался отдельный храм с богослужением на церковнославянском языке.

В 1762 по просьбе посла кн. Д. М. Голицына была из Аугсбурга, где на дипломатических переговорах находилась тогда русская делегация, привезена походная Троицкая церковь с иконостасом «на голубом камке», которая до 1781 действовала сперва в его доме, а затем «в особливой гостиной». Эта церковь и ее золоченая утварь были сделаны в Москве в 1759 для «Цесарского корпуса кроатских православных воинов». Первым ее священником был о. Симеон Матвеев, а с 1768 – приехавший из русской церкви в Токае иером. Иезекииль (Дьяковский).

В 1781 церковь переехала в другое место, но это было «помещение, в высшей степени тесное, плохо расположенное, плохо освещенное, с недостатком печей, отличалось … настолько несовершенной постройкой, что им совсем нельзя было пользоваться». В 1803 ее перевели в более приспособленное помещение, на Шульштрасе, поновив при этом иконостас и ризницу. Целых 40 лет (1783–1823) здесь служил прот. Иоанн Иосифов, приехавший молодым из Петербурга.

При нем в 1812 посольская церковь надолго обосновалась в центре города, в доме на Вальфишгассе 5, который завещал Джованни-Баттиста Маллиа, мальтийский рыцарь, участник штурма Очакова и Измаила и чиновник российского посольства. Однако и эта церковь «мало соответствовала величию русского имени в стране, населенной преимущественно славянскими племенами».

Когда в 1873 в Вене, во время Всемирной выставки, встретились три императора: австрийский, русский и германский, «совестно было показать помещение церкви в старом жилом доме, и под предлогом, что в этом доме есть оспа, богослужение совершили в тогдашнем помещении посольства». По словам очевидцев, «сама церковь состояла из двух небольших комнат, разъединенных аркою. Сбоку примыкали к ней две другие, еще меньшие комнаты … господствовала страшная теснота».

Размещаясь в одном из верхних этажей старого, весьма непредставительного дома, посольская «церковь производила угнетающее впечатление».

Положение решил изменить переведенный из Стокгольма прот. Михаил Феодорович Раевский, видный поборник славянства и переводчик на немецкий православного богослужения, назначенный в 1842 настоятелем венской церкви, которую при нем посещало от 50 до 100 человек. Новый настоятель, между прочим, подчеркивал, что в связи с подъемом национально-освободительных настроений среди славян в Австро-Венгрии, наступившим после революции 1848 года, посольская церковь «соделалась единственною представительницею православною славянскою церковью в Вене» и олицетворением русской поддержки этих настроений. Дом самого Раевского был «сборным пунктом всех славян, посещавших Вену». За особенные заслуги, оказанные черногорскому народу, он был награжден орденом Даниила 1-й степени.

Настоятель начал в 1873 сбор средств на новый храм, но, собрав за одиннадцать лет всего 22 тыс. руб., убедил Министерство двора выделить на строительство дополнительные средства. Дело умершего энтузиаста продолжил его преемник – прот. Александр Васильевич Николаевский (1839–1913), стараниями которого с 1885 на венскую церковь значительные суммы были пожертвованы в самой России.

По докладу в 1890 обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, который, побывав в венской церкви, был поражен ее состоянием, Александр III лично пожертвовал 200 тыс. руб., а остальные 200 тыс. предложил выделить из казны. По Высочайшему повелению был создан строительный комитет, который 1 апреля 1893 утвердил выдержанный в московском стиле XVII века проект акад. Г. И. Котова. Новый храм должен был свидетельствовать в инославной стране о красоте и величии Православия.

Поначалу предполагалось дом, где была церковь, снести и выстроить на его месте отдельное церковное здание. Однако посольство высказало опасение, что австрийские власти будут чинить препятствия, усмотрев в этом замысле «попытку произвести хотя бы косвенное воздействие на умы славян». Место для храма на 750 человек было поэтому отведено в саду недавно купленного здания российского посольства на Рихардгассе, на окраине тогдашней Вены. Строительными работами руководили венские архитекторы: сперва Ф. Руппельмельер, затем Л. Джакомелли, внесшие в проект незначительные изменения. Закладка здания состоялась 3/15 октября 1893 и ее произвел прот. Николаевский.

5/17 декабря 1896 на церковь был поднят пятиметровый крест, исполненный в мастерской Гаузера и «украшенный огромными хрустальными призмами», в которых преломлялись солнечные лучи, создавая эффектное впечатление. Девять колоколов подарил на звонницу посол граф П. А. Капнист с супругой.

При пении московского синодального хора новый однопрестольный храм освятил 4/16 апреля 1899 архиепископ Холмско-Варшавский Иероним в сослужении духовенства из русских церквей в Европе, в присутствии русских и иностранных дипломатов, архитектора, бургомистра Вены и представителей православных общин и славянских обществ столицы. В честь освящения были выбиты памятные бронзовые медали, которые вручили участникам строительства, тогда как золотые отослали императорской семье в Петербург. По случаю торжества Общество московских хоругвеносцев поднесло икону четырех московских святителей в дорогом золоченом окладе с эмалью. Кроме того, Н. Д. Селезнев подарил икону Божией Матери, Н. С. Перлов – свт. Николая.

Несмотря на свою массивность, собор кажется довольно стройным. Главный купол, возвышающийся на высоком шатре, обрамлен четырьмя главками-луковицами, шестая главка венчает звонницу. Со всех сторон здание окружено крытой широкой галереей гульбища; стены выложены из облицовочного кирпича; углы и карнизы – из темного камня. Паперть с узорчатым крыльцом, ведущая на нее лестница с ползучими арками, а также купола покрыты полихромной черепицей. Орнаменты колонн, кровли крыльца и решеток повторяют орнаменты и резьбу некоторых старомосковских храмов. Главный карниз украшен фризом из изразцов. Внизу размещается сводчатый нижний храм св. Александра Невского, в котором служат зимой и отпевают покойников, а также канцелярия епархии, библиотека и приходской зал.

Разнообразные оттенки зеленого цвета – малахитовой патины бронзового чешуйчатого покрытия глав, поливной черепицы шатра и кровли, живописной зелени окружающих храм тенистых лип – гармонично сочетаются с белизной резных белокаменных кокошников, карниза и оконных наличников, с теплым оранжево-красным тоном кирпичных стен и ковровым орнаментом черепичной кровли и крыльца.

Внутри высокий купол и белые своды поддерживается четырьмя колоннами из темно-красного гранита с богато орнаментированными капителями. Днем храм освещается через оконные витражи, вечером – большим двухъярусным паникадилом. Свет, падая через стекла пастельных тонов, создает даже в пасмурную погоду ощущение солнечного дня. Оценивая постройку, критика отмечала: «Автор сумел сочетать строгость стиля с ярким выражением своей индивидуальности. В натуре храм удался даже лучше, чем в проекте».

Над главным входом, во фронтоне, помещена мозаичная икона, изображающая Спасителя с ангелами, которую исполнили в Венеции по эскизу Н. А. Бруни. Он же вместе с Н. Н. Харламовым был автором «византийских» образов в двухъярусном иконостасе, вырезанном из кипариса по эскизу Котова и местами позолоченном. Престол сделан из белого мрамора и украшен резьбой. В апсиде размещен витраж, изображающий Спасителя, Божию Матерь и Иоанна Крестителя, на верхней площадке лестницы – образ свт. Николая. Иконостас в нижнем храме взят из прежней церкви посольства, для которой он был создан в 1886 фирмой Ф. А. Жевержеева в Санкт-Петербурге.

При эксплуатации в новопостроенном здании вскоре обнаружились некоторые изъяны, отчего архитектору посольства Рунге пришлось в 1912 заменить отопление, а крышу вместо жести покрыть цинком. Тогда же интерьер был расписан «византийским» орнаментом.

Побывавший в 1905 в храме журналист записал следующие впечатления: «Я застал в церкви небольшую группу богомольцев. Тут был престарелый русский сановник, прибывший в Вену для лечения … Три–четыре представителя крошечной русской колонии, и было десять–пятнадцать человек болгар, набожно молившихся в родном им по духу храме».

Перед революцией к храму были приписаны две церкви: в Мерано и св. прав. Лазаря на русском участке главного венского кладбища. Последняя была заложена 8 сентября 1893, выстроена в русском стиле по проекту М. Т. Преображенского на пожертвования и освящена 26 апреля 1895 прот. Николаевским. На ее строительство пошло 22 тыс. руб. Строителем был местный архитектор Вагнер. К 1893 около этой церкви было погребено тридцать человек. До 1882 русских хоронили на православном участке городского кладбища св. Марка.

Причт венской церкви ездил также в замок Зеон, в Верхней Баварии, чтобы служить в домовой церкви герцогов Лейхтенбергских. Кроме русской в Вене имелись и другие православные церкви: две греческие и одна сербская. В 1906 при церкви открылось Александро-Невское попечительство в память императора Александра III, которое заботилось о русских больных, приезжавших в Вену за консультацией и лечением, а также о прибежище для них.

Когда началась Первая мировая война, венская церковь, где служил прот. Арсений Васильевич Рождественский, была закрыта, ибо закрылось посольство России. Ее настоятель уехал в Женеву. Вот как выглядела церковь в 1921: «Не храм, а «мерзость запустения»: стены и пол густо покрыты пылью… иконостас потускнел… в алтаре, на престоле пыль лежит серым покрывалом, паутина свисает лохмотьями…». Вскоре в российское посольство вселились советские дипломаты, и расположенная рядом церковь была заколочена.

Русские эмигранты стали молиться сперва во дворце гр. Разумовского, затем нанимали дом в курортном городке Бадене под Веной, а в 1924 вновь перебрались в Вену. Через два года приход разделился на сторонников Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ) и митрополита Западно-Европейского Евлогия (Георгиевского), подчинившегося Вселенской Патриархии, и каждая немногочисленная община имела свой домовой храм.

После аннексии Австрии Германией в 1938 все русские общины в стране вошли в состав Германской епархии РПЦЗ, но только в мае 1943 в здании посольского храма возобновились богослужения, которые вел о. Сергий Матвеев. Викарным епископом в Вену был назначен Владыка Василий (Павловский). Когда советские войска в 1945 заняли город, храм отошел в юрисдикцию Московской Патриархии и уже не закрывался из-за изменения в СССР религиозной политики. В 1946–1949 в нем был проведен ремонт, ликвидировавший военные повреждения. В это время службы шли в домовой Покровской церкви.

В 1948 советское командование подарило храму колокол весом в 1,2 тонны, который освятил архиепископ Берлинский и Германский Сергий (Королев), окормлявший приход. В 1946–1948 и 1962–1999 храм был собором и кафедрой епископа Венского и Австрийского. В 1950–1962 он непосредственно подчинялся Синоду. В 1962 венская кафедра была восстановлена. В советское время духовенство храма нередко использовалось для выполнения посторонних для него поручений.

Так как сегодня в собор приходят, главным образом, болгары, румыны и в меньшей мере русские (хотя их число прибывает), то в нем часто служит болгарское и румынское духовенство. Болгарская община прп. Иоанна Рыльского, не имея своего храма, постоянно молится в соборе. Настоятелем собора в 1965–1999 был митрополит Венский и Австрийский Ириней (Зуземиль), состоявший ранее в РПЗЦ, а служащим священником в 1987–1997 – о. Михаил Турчин, которого после его смерти сменил о. Николай Орлов. Долгие годы регентом хора был проф. А. И. Нечипора, хорошо знавший православное пение.

Столетний юбилей храма в 1999 был отмечен научной конференцией и торжественным богослужением. Через год на кафедру был назначен епископ Павел с титулом Венского и Будапештского. Его канцелярия находится рядом с приходским залом в цокольном этаже храма.

Венская община РПЗЦ пользовалась в 1974–1999 небольшой барочной часовней св. Бригитты, которую ей передали католики, а с 2000 – помещением художественной галереи в центре города. В городе в наши дни действуют также другие православные церкви – две греческие: Троицкая и Георгиевская, сербская св. Саввы и румынская.

В наши дни Вену посещает много русских, и часть их обязательно приходят в Никольский собор, замечательный исторический и художественный памятник старой России в бывшей столице блестящей Австро-Венгерской империи.

Адрес: Jores-Gasse 2, A-1030 Wien

Библиография:

* РГИА. Ф. 468. Оп. 13. Д. 124; Ф. 796. Оп. 70. Д. 8; Оп. 193 (6 отд. 1 ст.). Д. 1295; Ф. 797. Оп. 62 (2 отд. 3 ст.). Д. 269, 360.

Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 66–112; 1911. С. 68–80.

Лендер Н. Н. По Европе и Востоку. СПб., 1908. С. 231–234.

Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 347, 395.

Русская старина. 1875. Т. 13. С. 135.

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1893. № 31. С. 1144; № 40. С. 1460; № 45. С. 1634; 1895. № 20. С. 709–710; 1896. № 51–52. С. 1967–1968; 1897. № 3. С. 106. № 31–33, 34. С. 1216; 1899. № 14. С. 589.

Новое время. 1898. № 8204 (илл.).

Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1891. № 7; 1899. № 16. С. 205–208; № 17. С. 218–226.

Зодчий. 1900. № 7. С.

Братская лепта. (Берлин). 1905. Вып. 3. С.

Журнал Московской Патриархии. 1948. № 7. 62–63; 1949. № 7, 61–64; 1969. № 12. С. 8–14.

Петербургские чтения 98–88. СПб., 1999. С. 190–193.

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Die russische orthodoxe Kathedrale zum heiligen Nikolaus in Wien. Wien, 1966; 1992.

Stimme der Orthodoxie (Berlin). 1979. № 10. S. 35–36.

Glaube in der 2. Welt. (Zürich), 1999. № 6. S. 5–6.

Сайты:
Приложения:
География:
Составители:
Дата ввода:

04.06.2010