ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич

Jacovleff Alexandre

А. Е. Яковлев

13/25 июня 1887 (С.-Петербург) – 12 мая 1938 (Париж). Живописец, рисовальщик, художник театра, педагог.

Сын лейтенанта флота Евгения Александровича Яковлева (1857–1898), создателя первого в России двигателя внутреннего сгорания на жидком топливе (1889), основателя и владельца Первого русского завода газовых и керосиновых двигателей (впоследствии завод «Вулкан»), на котором в 1896 совместно с фирмой «Фрезе и Неллис» был создан первый отечественный автомобиль. Мать, Софья Петровна Яковлева, урожд. Кузьмина (1859–1940), дочь надворного советника, после смерти мужа – владелица Машиностроительного, чугунного и меднолитейного завода в Санкт-Петербурге; с 1923 – в эмиграции в Париже.

В 1904 окончил реальное училище К. И. Мая в Cанкт-Петербурге. В 1904–1905 занимался в подготовительных Рисовальных классах Я. С. Гольдблата. В 1905–1913 учился в ИАХ, с 1908 – в мастерской Д. Н. Кардовского. В годы учебы познакомился с Б. Д. Григорьевым, И. И. Бродским, В. А. Локкенбергом и В. И. Шухаевым (последний стал его близким другом и единомышленником). Во время летних каникул совершил поездки в Ревель (ныне Таллин, 1908), Германию (1909), Италию (1910), вместе с Шухаевым – по Волге и Каме (1911) и на «академическую дачу» в Вышневолоцком уезде Тверской губ. (1912), где испытал влияние увлеченного импрессионизмом Локкенберга.

В годы учебы в качестве иллюстратора сотрудничал с художественно-юмористическими журналами «Стрекоза» (1907–1908), «Сатирикон» (1908–1913) и «Новый Сатирикон» (1913); иллюстрировал книги издательства М. Г. Корнфельда.

Участвовал в отчетных академических выставках, выставках СРХ (1909, 1910; член СРХ с 1911) и в «Салоне» В. А. Издебского (1909/1910). В 1912 его работы, показанные на выставке общества «Мир искусства», вызвали много откликов в прессе, в том числе восторженную статью А. Н. Бенуа; был принят в общество.

В ноябре 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картину «В бане», выполненную в манере позднего Ренессанса. В 1914–1915 провел полтора года в Италии вместе с Шухаевым, посетил Испанию и Майорку. Вернувшись в Петроград, показал на выставке «Мир искусства» (начало 1916) картины «Рыбак», «Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро», «Скрипач» и рисунки, которые были воспроизведены в «Аполлоне».

В 1916 участвовал в оформлении кабаре «Привал комедиантов» (вместе с С. Ю. Судейкиным и Григорьевым), исполнил плафон на тему «Девять муз» для московского особняка Фирсановых (вместе с Шухаевым), работал над эскизами росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и для зала ожидания Казанского вокзала в Москве (не осуществлены). С осени 1916 преподавал рисунок в Новой художественной мастерской на Васильевском острове в Петрограде.

В сентябре 1917 отправился во вторую академическую пенсионерскую поездку – в страны Дальнего Востока. Посетил Пекин, путешествовал по Китаю, Монголии и Японии. Изучал китайский и японский театр, исполнил много зарисовок этнографического характера и заказных портретов. Провел выставки в Шанхае (декабрь 1918 и январь 1919). Переехал в Японию, где пробыл первую половину 1919 года, и, решив не возвращаться в Россию, отправился во Францию.

В 1919 поселился в Париже. Показал работы дальневосточного цикла на персональных выставках в Париже (галерея Barbazanges, 1920 и 1921; совм. с Шухаевым), Лондоне (галерея Grafton, 1920) и Чикаго (Художественный институт, 1922). В 1922 в издательстве Люсьена Вожеля (Éditions Lucien Vogel) тиражом 150 экз. вышел альбом, включавший 50 репродукций из цикла «Рисунки и живопись Дальнего Востока» с предисловием известного востоковеда В. В. Голубева и сангинным портретом Яковлева работы Шухаева. Одновременно в издательстве М. де Брунов (Éditions M. de Brunoff) вышел альбом «Китайский театр в картинах, сангинах и зарисовках Александра Яковлева» с текстом историка театра Чу-Кие-Кена (Chu-Chia-chien).

Исполнил росписи на тему «Триумф кулинарного искусства» в ресторане «La Biche» («Лань») на Монмартре и вместе с Шухаевым расписал концертный зал на улице Pergolese на тему «Сказки Пушкина и музыка». Расписывал частные особняки и писал заказные портреты. Участвовал в парижских салонах, в групповых выставках во Франции и за рубежом. В конце 1921 основал вместе с Шухаевым школу в мастерской на Монпарнасе (rue Campagne Premièr, 17).

В октябре 1924 – августе 1925 участвовал в трансафриканской автомобильной экспедиции фирмы «Ситроен» под руководством Г.-М. Гаарда и Л. Одуэн-Дюбрея (Сахара – Судан–Нигер – Чад – Убанги-Шари – Бельгийское Конго – Мозамбик – Мадагаскар). Исполнил свыше 300 картин и рисунков о природе Африки и быте туземцев, а также большой групповой портрет участников экспедиции. В 1926 провел в галерее J. Charpentier большую персональную выставку по итогам африканского путешествия, которая принесла доход в 100 тысяч франков. Достиг популярности и стал кавалером ордена Почетного легиона (1927). Л. Вожель выпустил тиражом 1020 экз. его африканский альбом. В 1928 исполнил иллюстрации к «негритянскому роману» Рене Марана «Батуала» (R. Maran «Batouala»), а спустя десять лет – к роману Пьера Милля «Фели и слоненок М’бала» (P Mille «Féli et M’bala l’éléphant»).

В 1928 путешествовал по Эфиопии с Генри Ротшильдом. В 1928–1930 изучал древнеримскую живопись в Помпеях и копировал фрески в Неаполитанском музее. Исполнил серию крупноформатных картин на мифологические темы в духе помпейской живописи.

Провел персональные выставки в Париже (галерея La Renaissance, 1928 и 1930) и Брюсселе (1927, 1929). Участвовал в выставках группы «Мир искусства» (La Boёtie, 1921; Осеннем салоне, 1921; Bernheim-Jeune, 1927, S. Lesniсk, 1928; V. Girchman, январь 1930 – в Париже; Брюсселе, 1923), выставках русских художников в Лондоне (Whitechapel, 1921; Belgrave Square, 1935), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Амстердаме и Гааге (1924), Париже (V. Girchman, июль 1929, апрель 1930; Quatre-Chemins, 1928; La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Рига (1932), Уилмингтоне, США (1932), Праге (1935), в русском отделе международных выставок в Питтсбурге (1924, 1925, 1926), Нью-Йорке (1926), выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928). В 1928 персональная выставка прошла в Ленинграде, в залах АХ (работы из советских собраний и репродукции картин последних лет).

Давал свои картины для благотворительных лотерей, в том числе в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым (1928, 1929) и нуждающимся членам общества «Мир искусства» (1930), в пользу общества «Быстрая помощь» (1934), на Балу прессы в пользу Союза русских писателей и журналистов (1937), в пользу Московского землячества (1938).

В 1931–1932 участвовал в Центральноазиатской автомобильной экспедиции фирмы «Ситроен» по Азии (Сирия – Персия – Афганистан – Монголия – Китай, от Тянь-Цзиня морем до Ханоя и Сайгона; экспедиция была прервана смертью Г.-М. Гаарда). Будучи в Шанхае, встречался с русскими художниками-эмигрантами М. Ф. Домрачевым, Б. А. Хреновым, Н. Е. Эльтековым и Г. А. Сапожниковым. В 1933 галерея J. Charpentier показала около 800 его работ по итогам азиатского путешествия. В 1934 создал декорации к балету «Семирамида» А. Онеггера для труппы Иды Рубинштейн. В 1933 галерея J. Charpentier показала около 377 его работ по итогам азиатского путешествия.

Осенью 1934 приехал в США, чтобы возглавить живописное отделение школы Музея изящных искусств в Бостоне. Совершил путешествие по США и Мексике. Провел персональные выставки в бостонском Музее изящных искусств (1934, 1937), Национальном географическом обществе в Вашингтоне (1934), галерее Knoedler в Нью-Йорке (1936), Институте Карнеги в Питтсбурге (1938) и Художественном институте Миннеаполиса (1938).

В 1937 вернулся в Париж. Умер от рака желудка, во время операции. Похоронен на кладбище Пер-Лашез, в том же году перезахоронен на кладбище Данмуа под Парижем (место для захоронения было куплено П. Кастелем).

Несколько работ из мастерской приобрел Люксембургский музей Парижа. Мемориальные выставки прошли в Нью-Йорке (Grand Central Palace, 1939), Бостоне (Vose, 1939 и 1948), Париже (Vendome, 1965) и Версале (M. Blanche – аукцион «“Черный круиз” и негритянское искусство», 1967).

В 1988 в ГРМ состоялась выставка работ Яковлева и Шухаева, приуроченная к столетию со дня рождения художников. Весной 2004 выставка произведений Яковлева, охватывающая разные периоды и сферы его творчества прошла в Музее 1930-х годов в Булонь-Бьянкур близ Парижа. Выставка «Alexandre Iacovleff. Les croisières Citroën» состоялась в декабре 2012 – марте 2013 в Musée de l’Abbaye Sainte-Croix французского города Ле-Сабль-д’Олон, а выставка «Александр Яковлев. Черный рейд» осенью 2017 – в московской галерее «Наши художники». Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ (свыше двадцати).

Жена, Белла (Бэла) Георгиевна Яковлева, урожд. Шеншева, во втором браке Волкова (сцен. псевд. Казароза; 1893–1929) – театральная, эстрадная актриса, певица и танцовщица, талант которой соответствовал природе кабаре и театра миниатюр. Покончила с собой в Берлине. Их сын, родившийся в апреле 1917, умер в Москве в 1918.

Старший брат художника Алексей (1881–1960?) – архитектор, специалист по строительству театральных зданий, автомобилист и авиатор; после революции эмигрировал в США, где жил под именем Алексиса Джексона. Старшая сестра Вера (1883 – ?), в замуж. Шуберт, жила в Берлине; младшая сестра Александра (1889–1979) – оперная певица (сценический псевдоним Сандра), с 1930 – солистка Русской оперы в Париже, в 1949–1979 – профессор по вокалу Русской консерватории имени С. В. Рахманинова. Племянница художника Татьяна Алексеевна Яковлева дю Плесси-Либерман (1906–1991) – дизайнер, модельер дамских шляп; во втором браке замужем за художником Александром Либерманом.

Библиография:

† РГАЛИ. Ф. 2744 Оп. 1. Ед. хр. 1–25; РГИА. Ф. 789. Оп. 13. 1904. Д. 191.

* Бенуа-3; Грабарь-3; Крадин; Лобанов-Ростовский; Остроумова-Лебедева; Русский Париж; Савинов; Сеславинский; Сидоров; Сомов; AI 1/725, 2/631, 3/693, 4/592, 6/555, 7/726, 9/434, 11/385, 12/451, 28/492.

Бенуа А.Н. Картина А.Е. Яковлева на выставке «Мир искусства» // Речь. 1913. 7 янв.

Радлов Н.Э. Современная русская графика и рисунок // Аполлон. 1913. № 7. С. 13–19 (с ил.).

Бенуа А.Н. А. Яковлев // Речь. 1916. 18 марта.

Аполлон. 1916. № 8. С. 10–11; 1917. № 2/3. С. 16–17, 22–23 (с ил.); № 8/10. С. 61, 93–94.

Левинсон А. Яковлев – Шухаев // Последние новости (Париж). 1921. 24 ноября.

А.С. А.Е. Яковлев в Африке // Жар-птица. 1926. № 14. С. 25–31.

И.Ж. Выставка гуашей А. Яковлева // Последние новости. 1927. 28 июня (№ 2288). С. 3.

Яковлев А. Е. Путевые заметки // Вестник знания. 1928. № 11. С. 570–576.

Александр Яковлев: Каталог выставки / текст Э.Ф. Голлербаха. Л., 1928.

Гаардт Г.-М., Одуен-Дюбрей Л. По черному континенту. На автомобилях через Центральную Африку / Пер. с франц. Т. и В. Равенских. Л., 1928.

Гаард Г.-М., Одуен-Дюбрей Л. На автомобиле через Африку / Пер. Д. Таубе, предисл Э. Голлербаха. Л., 1929.

Миллиоти Н.Д. Несколько мыслей по поводу выставки А.Е. Яковлева // Числа. 1930/1931. Кн. 4. С. 192–196.

Художник А.Е. Яковлев в Шанхае // Слово (Шанхай). 1932.

Бенуа А.Н. Выставка Александра Яковлева // Последние новости. 1933. 20 мая (№ 4441).

Щербатов С. Рисунки и живопись Яковлева // Театр и жизнь. 1934. № 56. С. 9–10.

Львов Л. Кончина А. Е. Яковлева // Иллюстрированная Россия. 1938. № 2. С. 5.

Бенуа А. Н. Александр Яковлев // Последние новости. 1938. 4 июня (№ 6272).

Бенуа А. Н. А. Яковлев // Русские записки. 1938. Июнь. С. 163–173.

Судейкин С. Александр Яковлев – мастер формы // Новое русское слово. 1938. 21 мая.

Кардовский Д. Н. Об искусстве: Воспоминания. Статьи. Письма / сост. Е. Д. Кардовская. М., 1960. С. 95, 97, 101–102, 122–124.

А. Ш. [Шик А.] По выставкам // Русская мысль. 1965. 9 дек. (№ 2397). С. 5.

Мямлин И. В. И. Шухаев. Л., 1972. С. 15–20, 45–48.

Рерих Н. К. Александр Яковлев // Рерих Н. К. Из литературного наследия / Под ред. М. Т. Кузьминой. М., 1974. С. 127.

Романычева И. Академическая дача. Л., 1975. С. 28–31 (с ил.).

Элизбарашвили Н. О малоизвестных работах А.Е. Яковлева // Искусство. 1977. № 4. С. 62–68.

А. Е. Яковлев. Рисунки: Комплект из 20 открыток / текст М.Ю. Овчинниковой. Л., 1978.

Русская художественная культура конца XIX–начала XX века. Кн. 4. М., 1980. С. 479 (указ.).

Бенуа А. Н. Александр Яковлев // Русская мысль. 1984. 29 ноября (№ 3545). С. 8–9; 1984. 6 дек. (№ 3546). С. 8–9; 1984. 13 дек. (№ 3547). С. 8–9.

Письма В. И. Шухаева А. Е. Яковлеву из Италии и Петербурга / Публ. и вступ. ст. Н.А. Элизбарашвили // Панорама искусств. Вып. 8. М., 1985. С. 173–190.

Яковлева Е. «Это было счастливейшее время…»: К истории создания двойного автопортрета А. Яковлева и В. Шухаева «Арлекин и Пьеро» // Нева. 1987. № 8. С. 271–276.

А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев: к 100-летию со дня рождения: Каталог выставки. ГРМ / сост. Н. И. Уварова и др.; автор вступ. статьи и науч. ред. В. П. Князева. Л., 1988.

Бабияк В. А. Е. Яковлев // Искусство. 1988. № 8. С. 62–69.

Милашевский В. А. Вчера, позавчера...: Воспоминания художника. М., 1989. (Указ.).

Когда краска еще свежа: Из неопубликованных писем В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева Д. Н. Кардовскому и О. Л. Делла-Вос-Кардовской. (1909–1915) / Предисл., комментарии и подг. текста Е. П. Яковлевой // Советский музей. 1989. № 2. С. 42–53.

Щербакова Г. Художник-атташе // Художник. 1990. № 8. С. 36–53.

«Мы – Ваши ученики»: Письма А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева Д. Н. Кардовскому (1923–1934) / Публ. и примеч. Е. Яковлевой // Искусство Ленинграда. 1991. № 1. С. 76–89; № 2. С. 67–79.

Подземская Н. Живопись Александра Яковлева в Милане // Русская мысль. 1995. 1–7 июня (№ 4080). С. 15.

Авдюшева-Лекомт Н. А. Александр Яковлев в Бельгии // Зарубежная Россия. 1917–1945: Сб. ст. Кн. 3. СПб., 2004. С. 354–360.

Толстой А. Времена и странствия Александра Яковлева // Новая Юность. 2004. № 2 (65).

Вихорева Л. В. Александр Яковлев. Ч. 1, 2 // Антикварное обозрение. 2004. № 1–2. С. 40–43; № 3. С. 12–17.

Махров К. Александр Яковлев. «Любовь к портретам и пейзажам» // Антикварное обозрение. 2004. № 3. С. 18–19.

Василий Шухаев. Жизнь и творчество / Сост. Н. Элизбарашвили, научн. ред. и коммент. Е. П. Яковлевой. М., 2010 (С. 75–82 – Письма В. И. Шухаева к А. Е. Яковлеву; С. 138–143 – Воспоминания В. И. Шухаева о А. Е. Яковлеве).

Каменская Е. Н. Александр Яковлев – художник-путешественник. Рождение образа // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. ст. Вып. 4. СПб., 2014. С. 548–556.

Каменская Е. Н. О портрете И. Р. Радловой работы А. Е. Яковлева // Primus inter pares: Сб. 175-летию со дня рождения В. В. Радлова. СПб., 2015. С. 91–99.

Александр Яковлев. Путевой дневник путешествия по Африке в экспедиции автомобильного общества «Ситроен» 1924–1925 / Вступ. ст. Т. Горяевой; предисловие, коммент., краткая биография и библиография Е. Яковлевой. М., 2017.

Каменская Е. Н. Художник Александр Яковлев в Китае: 1918–1919 годы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна: Научный журнал. Серия 2. Искусствоведение, филологические науки. 2017. №2. С. 20–27.

Каменская Е. Н. Италия в жизни и творчестве Александра Яковлева // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна: Научный журнал. Серия 2. Искусствоведение, филологические науки. 2018. № 3. С. 41–49.

Яковлева Е. П., Каменская Е. Н. Ранние годы Александра Яковлева (к вопросу о профессиональном становлении художника) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна: Научный журнал. Серия 2. Искусствоведение, филологические науки. 2018. № 4. С. 56–66.

Forthuny Р. Un peintre de la Chine — Alexandre Iacovleff // L’art et les artistes. 1920. № 6. Р. 238.

The Studio. 1920. Vol. 80. P. 23–24, 27–28.

Ciolkowska M. A. Iacovleff // The Studio. 1922. Vol. 84. P. 162–166.

Valotaire M. Alexander Iacovleff // The Studio. 1926. Vol. 92. P. 307–315.

Mille P. L’œuvre africain d’Alexandre Iacovleff // Art et Décoration. 1926. Vol. 49. P. 183–192.

Forthuny P. Alexandre Iacovleff en Afrique // L’Art et les Artistes. Nouvelle série. T. XIII. № 65 (Mars 1926) a 69 (Juillet 1926). Paris, 1926. P. 181–193.

Alexandre Iacovleff. Peintre Attaché a l’Expédition Citroën Centre-Afrique 2e Mission Haardt Audouin Dubreuil. Exposition de peintures et dessins: Hotel Jean Charpentier. Paris du 7 au 23 Mai 1926: [Catalogue]. [Paris, 1926].

P. L’œuvre africain d’Alexandre Iacovleff // Art et Décoration. 1926. Vol. 49. P. 183–192.

Alexandre Iacovleff. Peintre Attaché a l’Expédition Citroën Сentre Afrique. Deuxiéme Mission Haardt – Audouin Dubreuil. Dessins & Peintures. Exposés du 26 Avril au 10 Mai 1927 au Cercle Artistique et Littéraire Waux Hall du Parc. Bruxelles, [1927].

Valotaire M. Alexander Iacovleff’s mural paintings // The Studio. 1927. Vol. 94. P. 3–10. Kessel J. La Nouvelle Figure d'Alexandre Iacovleff // La Renaissance de l’Art. 1930. November. P. 250–255.

Memorial Exhibition of the work of Alexandre Iacovleff (1887–1938). Through the courtesy of the Grand Central Art Galleries, Inc. Nineteen Hundred and Thirty Nine [New York, 1939].

Birnbaum M. Alexander Jacovleff // Art in America. 1945. Vol. 33, April. P. 64–83.

Birnbaum M. Jacovleff and Other Artists. New York, 1946.

Alexandre Iacovleff. Paris, Galerie Vendôme (23.11–18.12.1965): [Catalog] Paris, 1965.

Alexander Iacovleff. An Exhibition of Fifti Dravings & Paintings. May & Yune 1972: Сatalogue]. Groppert Art Gallery. Massachuttes Avenuue. Cambridge, Mass, 1972.

Alexandre Jacovleff. Paintings and Drawings / Text by Didier Aaron: [Catalogue]. A La Vieille Russie. New York, 1993.

Haardt de La Baume C. Alexandre Iacovleff: L'Artiste voyageur. Paris, 2000.

Alexandre Iacovleff. Itinérances. [Musée des années 30: Catalogue. Paris: Somogy – Editions d’Art, 2004].

Franсine du Plessix Gray. Them: A Memoir of Parents. New York: Penguin books. 2006.

L'Afrique rêvée. Images d’un continent à «L’ Âge d’Or» de la Colonisation 1920 – 1940: Exhibition catalogue / sour la direction de Jean-Pierrt de Rycke. Brussels: Ed. Racine, 2010.

Musée de l’Abbaye Sainte-Croix, les Sables d’Olonne. Alexandre Iacovleff. Les croisières Citroën (1er décembre 2012 – 10 mars 2013) / auteur Caroline Haardt de la Baume, Jean-François Ruchaud. [Lion: FAGE Éditions, 2012].

Альбомы:

Les dessins et peintures d’Extrême Orient d’Alexandre Iacovleff. Paris, 1922.

Le théâtre chinois: Peintures, sanguines et croquis d’Alexandre Iacovleff. Paris, 1922.

Alexandre Iacovleff: Dessins et peintures d’Afrique. Paris, 1927.

Alexandre Iacovleff et Serge Eliseeff. Le Théâtre Japonais (Kabuki). Paris, 1933.

Alexandre Iacovleff: Dessins et peintures d’Asie. Paris, 1934.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

07.02.2012