МАНСУРОВ Павел Андреевич

Mansouroff P.

П. Мансуров. Париж. 1930-е. (Из книги: Павел Мансуров. Петроградский авангард. … СПб., 1995).

2 марта 1896 (С.-Петербург) – 2 февраля 1983 (Ницца, Франция). Живописец, график, художник прикладного искусства.

Сын певчего в церковном хоре. С 1909 учился в ЦУТР, изучал гравюру и офорт под руководством В. В. Матэ. В 1912 поступил в Рисовальную школу ОПХ, учился у Н. П. Химоны и П. С. Наумова. В 1915, по окончании школы, был мобилизован и отправлен на фронт. Служил в 1-м авиационном полку и в Управлении военно-воздушного флота.

В конце 1917 вернулся в Петроград. Познакомился с В. Е. Татлиным, К. С. Малевичем, М. В. Матюшиным. Создавал декорации и костюмы для номеров артистического кабаре «Привал комедиантов». Написал первые абстрактные картины. В 1918 предложил свое сотрудничество А. В. Луначарскому. По приглашению Татлина переехал в Москву и некоторое время работал в его мастерской. По возвращении в Петроград, летом 1918, исполнил декорации к балету «Упманн» на музыку А. С. Лурье (балетм. Б. Г. Романов), осенью 1918 участвовал в праздничном украшении Исаакиевской площади к 1-й годовщине революции и в оформлении первой постановки спектакля «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского в декорациях Малевича. В 1919 помогал Татлину в работе над проектом памятника III Интернационалу. В конце 1919 уехал к родителям в Казань. По подозрению в дезертирстве был арестован ЧК и несколько недель провел в тюрьме. С осени 1920 руководил мастерской на живописном факультете Казанского художественного училища. Исполнил декорации к опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова.

В 1920-х создавал беспредметные композиции в духе конструктивизма, комбинировал простейшие геометрические фигуры и применял технику коллажа. Некоторые работы перекликались с супрематизмом Малевича, контррельефами Татлина и колористическими экспериментами Матюшина. Эпизодически обращался к книжной графике. Исполнил иллюстрации к книге «Нападение на почту» О’Генри (Л., 1927).

В 1921 организовал в Москве Выставку художников всех направлений для делегатов 3-го Конгресса III Интернационала, на которой показал вертикальные абстрактные композиции на досках. Исполнил эскизы праздничного оформления Лобного места на Красной площади. В 1923 участвовал в создании ГИНХУКа в Петрограде и возглавил его экспериментальный отдел. Одновременно работал ассистентом по технологии живописных материалов во ВХУТЕИНе. Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919), Выставке петроградских художников всех направлений (1923), 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922) и 14-м Международном бьеннале в Венеции (1924). В 1926, в связи с идеологической кампанией, нацеленной на закрытие ГИНХУКа, подвергся нападкам в официальной печати.

В августе 1928 уехал в командировку ВОКСа для устройства персональной выставки в Италии и остался за границей. В 1929 при содействии переводчицы русской литературы Ольги Синьорелли провел выставку в галерее Bragaglia в Риме и участвовал в Венецианском бьеннале, где получил серебряную медаль за театральные эскизы для балетов С. П. Дягилева (постановки не осуществлены).

В июне 1929 переехал в Париж. Из-за общего упадка интереса к абстрактному искусству надолго оставил живопись и обратился к декоративно-прикладному творчеству. В 1930 при содействии Робера и Сони Делоне, с которыми познакомился благодаря рекомендательному письму В. В. Маяковского, начал исполнять рисунки тканей для Домов высокой моды Patou, Chanel, Lanvin и др. В 1930-е жил на Монпарнасе, где к нему перешла мастерская Р. Делоне на авеню du Maine, 80. Вращался в кругу русской эмиграции, был дружен с С. И. Шаршуном и Х. Сутиным.

Участвовал в выставках русских художников в галереях Zak (1930) и d’Alignan (1931), в выставке, организованной журналом «Наш Союз» в галерее Zak (1936), в салоне Сверхнезависимых (1934), в 6-м триеннале искусств в Милане (1936), в Международной выставке в Париже (1937), салоне Тюильри (1939) и в объединенном «Салоне 1940» во дворце Шайо (1940). Показал пейзажи в традиционной манере на нескольких групповых выставках в галерее le Niveau (1935–1937). В 1933 провел персональную выставку в галерее Art et Décoration при содействии одноименного журнала.

После Второй мировой войны исполнял заказы Домов высокой моды – создавал модели костюмов, галстуков, головных уборов, тростей. Реставрировал картины. Вернулся к фигуративной живописи. Участвовал в выставках, организованных Сюзом русских патриотов (февраль и май 1945; «В честь Победы», июль 1946) и Комитетом «Франция–СССР» (1945).

В 1957 показал работы на выставке «50 лет абстрактного искусства» и снова вернулся к беспредметному творчеству. Проводил персональные выставки во многих европейских городах: во Франкфурте-на-Майне (1961), Каннах (1962, 1965), Берлине (1963), Милане (1963, 1967, 1975, 1979), Париже (1968, 1971, 1972/1973, 1973/1974), Ницце (1974), Генуе (1974) и др. Участвовал в групповых выставках, в том числе «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974) и «Снова русские» в Париже (Françoise Tournié, 1975). В 1968 получил награду Президента Французской Республики на бьеннале в Ментоне (деп. Приморские Альпы). В 1973 в Национальном музее современного искусства в Париже состоялась персональная выставка, которая определила его роль в истории русского авангарда.

В последние годы подолгу жил в Ницце и Сен-Поль-де-Вансе. Умер в госпитале Пастера в Ницце.

В 1995 мемориальная выставка состоялась в Петербурге и Ницце. В 2006 Государственным Русским музеем выпущен мультимедийный диск «Павел Мансуров» (в серии «Русский художник»), содержащий фильм о жизни и творчестве художника, каталог его произведений русского и французского периода, а также около 100 репродукций его произведений.

Библиография:

* РЗФ; ХРЗ; AI 2/780, 10/555, 12/568, 13/575, 14/621, 15/634, 17/364, 21/587; Seuphor1.

Ковтун Е. Формула вывески. Павел Мансуров // Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники авангарда. Л., 1991.

Мейлах М. Русское лето в Ницце: Павел Мансуров и петроградский художественный авангард // Русская мысль (Париж). 1995. 28 сент. – 4 окт. (№ 4094). С. 15.

Павел Мансуров. Петроградский авангард. Музей современного искусства в Ницце. Государственный Русский музей в С.-Петербурге: Каталог выставки. СПб., 1995 (библ.).

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 248-249 (илл.).

Nalys R. Les dessins pour de Mansouroff // Art et Décoration. 1933. Vol. 62. P. 171-174.

Beaux-Arts. 1935. N 133. P. 6; 1936. N 172. P. 8; N 183. P. 4; 1938. N 265. P. 4.

Lufft P. Paul Mansouroff // Kunstwerk. 1961. Bd 14. Apr. S. 50–54.

Mansouroff. Milan: Galleria Lorenzelli, 1963.

Valsechi M. Mansouroff // XXe Siècle. 1964. Vol. 26, Déc. P. 129.

Mansouroff. Paris: Daniel Gervis, 1967.

Conill Lacoste M. La pédagogie triviale de l’artisan Mansouroff // Le Monde. 1973. Jan. 19.

Opere di Paul Mansouroff / Text: E. Kovtoun. Palazzo Reale, Caserta, 1983.

Pavel Andreevich Mansurov (1896–1983). Milano: Lorenzelli Arte, 1987.

Mansouroff. Nice: Galerie Sapone, 1989.

Mansouroff et l’avant-garde Russe á Pétrograd / Préface de G. Perlein, E. Pétrova; textes de E. Kovtoun, J.-C. Marcadé: [Catalogue]. Musée d’Art Moderne et d’Art Contemporain. Nice, 1995.

Архивы:
Сайты:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

20.07.2012