СУТИН Хаим Соломонович

Soutine Ch.

Х. Сутин. 1930-е. Фото Max Vaux

13 января 1893 (Смиловичи Минской губ., ныне Беларусь) – 9 августа 1943 (Париж). Живописец.

Десятый из одиннадцати детей еврейского портного Залмана (Соломона) и Сары Сутиных (родители в 1941 погибли в Смиловичском гетто).

В 1909 бежал из дома в Минск, работал ретушером и получил первые уроки рисования в школе художника Я. М. Крюгера. С 1910 жил в Вильно, посещал занятия в художественной школе; его соучениками и друзьями были М. Кикоин и П. Кремень. В июне 1913 вслед за ними отправился в Париж и поселился в колонии художников «La Ruche». Несколько месяцев занимался в мастерской Ф. Кормона в Национальной школе изящных искусств, затем работал самостоятельно. Общался с Ж. Липшицем, Л. Инденбаумом, О. Мещаниновым, О. Цадкиным, М. Шагалом; в 1915 познакомился с А. Модильяни, который стал ему наиболее близок. В том же году переехал в мастерскую в «Cité Falguière», близ Монпарнаса. Несколько лет жил в бедности. Работал грузчиком, разнорабочим, чертежником, натурщиком, декоратором.

Писал пейзажи, натюрморты, портреты в экспрессионистской манере. Излюбленные сюжеты: кровавые туши в красно-пурпурной гамме, мертвые птицы и дичь в темно-зеленых и синих тонах, портреты певчих, горничных и грумов, автопортреты.

С 1916 по совету Модильяни его картины начал покупать маршан Л. Зборовский. В 1918 вместе с Модильяни совершил поездку в Ванс и Кань-сюр-Мер. В 1919–1922 при поддержке Зборовского жил в Cере, на юге Франции. Исполнил более 200 картин, преимущественно пейзажей, часть из которых позже уничтожил. С 1922 жил в основном в Париже, иногда выезжал в Кань, Ванс, Ниццу, Бордо.

В 1922–1923 начал успешно продавать картины, большинство из которых (более ста) приобретал коллекционер и меценат из Филадельфии Альберт Барнес. С этого времени был материально обеспечен; пришла известность. В 1925 открыл свое ателье близ pl. Denfert Rocherau (14-е). В 1928 о нем вышла монография Вальдемара Жоржа, в 1929 – Эли Фора.

Участвовал в выставке «47 художников» в кафе «Le Parnasse» (1921), в выставках русских художников в парижских галереях La Licorne (1923), L’Époque (1931, группа «Числа»), d’Alignan (1931), La Renaissance (1932), Zak (1936, организована журналом «Наш Союз») и в Большой выставке русского искусства в Белграде (1930). В 1927 провел первую персональную выставку в галерее Bing в Париже, затем – в Чикаго (Art Club, 1935), Нью-Йорке (галереи Valentine, 1936 и 1938; Carstairs, 1940), Лондоне (Leicester, 1937, ретроспектива) и Вашингтоне (Philips, 1943). В 1937 работы экспонировались на большой выставке «Мастера независимого искусства 1895–1937» в Petit Palais.

В 1930–1935 проводил летние месяцы в Леве, близ Шартра, у друзей – супругов Мадлен и Марселена Кастэн, писал пейзажи. В 1938 жил в парижском квартале Villa Seurat, по соседству с Х. Орловой и Генри Миллером.

В начале войны пытался записаться в армию добровольцем, но ему было отказано по состоянию здоровья. Получил приглашение эмигрировать в США, но не смог им воспользоваться. В первые месяцы оккупации оставался в Париже. С 1941 с поддельными документами скрывался у друзей в деревне близ Шинона (деп. Эндр и Луара). Острый приступ язвы желудка вынудил срочно вернуться в Париж, куда на крестьянской повозке его доставила подруга – Мари-Берт Оренш, бывшая жена Макса Эрнста.

Умер от перитонита на следующий день после операции в одном из парижских госпиталей. Похоронен на Монпарнасском кладбище под безымянной плитой. В числе нескольких друзей на похоронах были Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб.

Первые посмертные выставки состоялись еще до окончания войны – в рамках Осеннего салона (1944) и в галерее de France (1945). В мае–июне 1945 его работы экспонировались на выставках русских живописцев и скульпторов, одна из которых была устроена Комитетом «Франция – СССР» XIV округа Парижа, а другая – Союзом советских патриотов. В последующие годы его работы были показаны на Выставке русских-художников эмигрантов в Лондоне (галерея Redfern, 1953), «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени близ Парижа (1960) и в Доме французской мысли в Париже (1961). Наиболее крупные мемориальные выставки прошли в Нью-Йорке (1950/1951, 1976) и Париже (1956, Дом французской мысли). В 1958–1960 в Нью-Йорке, Манчестере и Лондоне состоялась выставка «Сутин и его круг». В Париже, недалеко от вокзала Монпарнас, ему установлен бронзовый памятник работы А. Блатаса. Представлен в крупнейших музейных собраниях Европы и США. В Государственном Эрмитаже имеется его «Автопортрет» (1921–1923).

Библиография:

* Незабытые могилы; РЗФ; AI 1/1360, 2/1191, 3/1300, 4/1129, 5/822, 6/1053, 7/1192, 8/1180, 9/821, 10/838, 11/721, 12/867, 13/865, 14/934, 15/949, 16/524, 17/554, 18/650, 19/886, 20/867, 21/867, 22/725, April 1975/183; 27/833, 28/940–941; Fenster; Nieszawer & Princ; Naylor.

Ромов С. Современная французская живопись // Искусство в массы. 1929. № 7/8. С. 17.

Альтман Н. Художник в Париже // Огонек. 1935. № 36. С. 11.

Крылатова В. Выставка Х. Сутина в Оранжери // Русская мысль. 1973. 26 июля (№ 2957). С. 9.

Р. Р. Фальк: Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике / Сост. А. В. Щекин-Кротова. М., 1981.

Дмитриева Н. Впечатления от выставки «Москва–Париж»// Советская живопись. Вып. 5. М., 1982. С. 150–151.

Властов А. Выставка работ Хаима Сутина в Шартре // Русская мысль. 1989. 22 дек. (№ 3807). С. 11.

Гейро Р. Загадка и – пожалуй – разгадка: (Продолжая разговор о большой выставке Х. Сутина) // Русская мысль. 1990. 5 янв. (№ 3808). С. 15.

Зингерман Б. И. Парижская школа: Пикассо. Модильяни. Сутин. Шагал. М., 1993.

Кулаков В. «Мой дорогой Сутин...»: Художник и его муза // Наше наследие. 1997. № 39–40. С. 140–147.

Герман М. Ю. Хаим Суитин: прикосновение к краю // НОМИ. 2001. № 2.

Герман М.Ю. Хаим Сутин, 1893–1943. М., 2009.

Дутли Р. Последнее странствие Сутина. СПб., 2016.

George W. Chaim Soutine. Paris, 1928.

Faure E. Chaim Soutine. Paris, 1929.

Cogniat R. Soutine. Paris, 1945.

Read H. A Concise History of Modern Painting. London, 1959. P. 234–238.

Castaing M., Leymarie J. Soutine. Paris–Lausanne, 1963.

Leymarie J. Soutine. London, 1965.

Forge A. Soutine. London, 1965.

Wheeler M. Soutine. New York: Arno Press, 1966 [cop. 1950].

Tuchman M. Chaim Soutine, 1893–1943. Los Angeles: Los Angeles County Museum of Art, [1968].

Courthion P. Soutine. Peintre de déchirant. Lausanne, 1972.

Cogniat R. Soutine. Paris: Flammarion, 1973; New York: Crown, 1973.

Marevna: Life with the Painters of La Ruche. New York, 1974. P. 143–197.

Werner A. Chaim Soutine. New York: H. N. Abrams, 1977; London: Thames and Hudson, 1978.

Lanthemann J. Soutine. Catalogue raisonné de l'œuvre dessinée. Rome, 1981.

Nicoиidski C. Soutine, ou, La profanation. [Paris]: J.-C. Lattès, 1993.

Tuchman, M., Dunow E., Perls K. Chaim Soutine (1893–1943): Сatalogue raisonné. Werkverzeichnis. Köln: Benedikt Taschen Verlag, 1993.

Chiappini R. Chaim Soutine. Milano, 1995.

Chaim Soutine (1893-1943): Catalogue Raisonne by Maurice Tuchman, Esti Dunow, Ingo F Walther. 2002.

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012