РЯБУШИНСКИЙ Николай Павлович (лит. псевд. Н. Шинский)

Riabouchinsky, Ryabuchinsky N.

Н. П. Рябушинский. Фото 1940-х.

12/24 мая 1877 (Москва) – 22 марта 1951 (Ницца). Коллекционер, издатель, меценат, живописец и литератор.

Пятый сын московского предпринимателя и банкира Павла Михайловича Рябушинского (1820–1899) и дочери петербургского хлеботорговца Александры Степановны Овсянниковой; брат скульптора Сергея Рябушинского и дядя художницы Марии Рябушинской. Учился в Московской практической академии коммерческих наук и приобщался к изучению фабричного дела на ткацких фабриках отца. Однако предпринимательством интересовался мало, жил на проценты с унаследованного капитала. В юности много путешествовал, побывал в Индии и Новой Гвинее, выезжал в Европу. Из-за пристрастия к кутежам находился под принудительной финансовой опекой старших братьев, которая была снята только в 1905.

Систематического художественного образования не получил, но изучал рисунок и живопись под руководством С. А. Виноградова. Коллекционировал картины старых и новейших мастеров, организовывал и финансировал художественные мероприятия. Писал портреты, пейзажи, натюрморты и декоративные панно в духе символизма: «Бог трав и лугов», «Вулкан», «Нет», «Дерево на фоне неба», «Осень» и др. Писал стихи и прозу, издал два сборника рассказов (1903, 1904) и повесть «Исповедь» (1906).

Был дружен с художниками Н. Н. Сапуновым, С. Ю. Судейкиным, П. В. Кузнецовым., в числе первых начал покупать их картины, а также произведения М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой. В марте–апреле 1907 организовал выставку «Голубая роза» в доме фарфорового фабриканта М. С. Кузнецова на Мясницкой улице. В 1906–1909 издавал и редактировал литературно-художественный журнал «Золотое руно», в котором печатались поэты-символисты В. Я. Брюсов, А. А. Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, сотрудничали А. Н. Бенуа, А. М. Ремизов, С. К. Маковский, кн. А. К. Шервашидзе и др. Участвовал в художественном оформлении журнала и печатал стихи под псевдонимом «Н. Шинский». В 1908–1910 организовал три выставки салона «Золотое руно», на которых были представлены новейшие течения русского и французского искусства. Сам участвовал во всех трех выставках, а также в выставках Независимых (М., 1910), МТХ (М., 1911), «Московский салон» (1911, 1912, 1913) и «Мир искусства» (М., 1912, и СПб., 1913).

Свои эстетические идеалы воплотил в московской вилле «Черный лебедь», построенной в 1907–1909 в Петровском парке архитектором В. Д. Адамовичем, декорированной П. В. Кузнецовым и А. Ф. Матвеевым (дом сгорел в 1914 вместе с произведениями искусства, которые в нем находились). В конце 1909 разорился, проиграв в карты значительную часть состояния нефтепромышленнику Л. А. Манташеву; был вынужден прекратить издательскую деятельность и меценатство.

С 1913 жил в основном за границей. В начале 1914 открыл антикварный магазин на Елисейских полях в Париже. Накануне революции вернулся в Россию. Состоял на советской службе, был связан с государственной комиссионной торговлей. В 1919 участвовал в 1-й Государственной выставке произведений искусств в Петрограде и 8-й Государственной выставке в Москве.

В 1922 эмигрировал, выехав через Латвию во Францию. В 1924 открыл антикварный магазин на авеню Клебер в Париже и его филиал в Биаррице (деп. Атлантические Пиренеи). В 1930-е перенес коммерческие дела в Монте-Карло и в Больё, близ Ниццы, где открыл художественную галерею «Золотое руно». Организовывал выставки коллекций русского искусства (в том числе фарфора).

Продолжал заниматься живописью и графикой. Провел персональные выставки в парижских галереях Balzac (1926; предисловие к каталогу написал К. Ван Донген), К. Granoff (1933) и Avil (1933), участвовал в Выставке картин художников Монмартра и Монпарнаса в Галерее «34» на Елисейских Полях (1933). После развода с женой (1934) был вынужден продать магазин и галерею. С 1946 работал в художественной галерее Hermitage в Монте-Карло, позже зарабатывал как частный комиссионер.

Умер в больнице после операции по удалению раковой опухоли. Похоронен на кладбище Кокад в Ницце. Личный архив хранится в Национальном архиве в Париже.

Библиография:

* Неизвестная Россия; РЗФ.

Грабарь И. «Голубая роза» // Весы. 1907. № 5. С. 93–96.

Шинский Н. [Рябушинский Н. П.] Искусство, его друзья и враги // Золотое руно. 1908. № 7. С. 120–123.

Эмпирик. Несколько слов о выставке «Золотого руна» // Золотое руно. 1909. № 2. С. 1–111.

Ежов Н. Художественные выставки // Новое время. 1910. 18 янв.

Ежегодник Московского архитектурного общества. 1910–1911. Вып. II. С. 11–14.

Виноградов С. А. О странном журнале, его талантливых сотрудниках и московских пирах // Сегодня (Рига). 1935. 31 марта (№ 90).

Виноградов С. А. О выставке «Голубая роза», таланте Н. П. Рябушинского и Празднике роз в Кичине // Сегодня (Рига). 1935. 7 апр. (№ 97).

Щербатов С. А. Художник в ушедшей России. Нью-Йорк, 1955. С. 40–42.

Русакова А. А. Павел Кузнецов. Л., 1977. С. 63–64, 69, 79, 83.

Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю. Н. Подкопаевой и А. Н. Свешниковой. М.: Искусство, 1979. (Указ.).

Советская графика-77. М., 1979. С. 193–195; Советская графика-78. М., 1980. С. 216.

Музей-3. Художественные собрания СССР. М., 1982. С. 45.

Валентин Серов в переписке, документах и интервью / Сост., авторы вступ. ст. и примеч. И. С. Зильберштейн и В. А. Самков: В 2 т. Л., 1985–1989. (Указ.).

Думова Н. Московские меценаты. М., 1992. С. 184–276.

Символизм в России. ГРМ: Каталог выставки / Вступ. ст. В. Круглова, Е. Петиновой и Е. Карповой. СПб., 1996.

Золотое руно. Художественный, литературный и критический журнал (1906–1909): Роспись содержания / Сост. В. В. Шадурский; научн. ред. Н. А. Богомолов. Великий Новгород, 2002.

Петров Ю., Ульянова Г. Защита капитала. Опыт российской бизнес-элиты XIX – начала XX века. М., 2006.

Beaux-Arts. 1933. Nov. 17. P. 4.

Bowlt J. E. Nicolai Ryabushinsky – Playboy of Eastern World // Apollo, 1973. P. 486–493.

Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012