СЛОБОДКИНА Эсфирь Соломоновна

Slobodkina E.

9/22 сентября 1908 (Челябинск) – 21 июля 2002 (Нью-Йорк). Живописец, скульптор, иллюстратор, писатель.

Младшая из пяти детей инженера Соломона Ароновича Слободкина – управляющего нефтяным заводом «Мазут», принадлежавшим семье Ротшильдов, и портнихи-модистки Иты Агранович-Слободкиной. С 1915 семья жила в Уфе, где будущая художница побывала на выставке Давида Бурлюка. В 1919 семья отправилась во Владивосток, а оттуда в 1920 попала в Харбин.

В 1923–1927 училась в коммерческом училище, намереваясь стать архитектором. Брала частные уроки живописи у П. П. Густа, разрабатывала рисунки вышивок для модного салона, открытого матерью.

В 1928 эмигрировала в Нью-Йорк, где еще в 1923 обосновался старший брат. Позже к ним присоединились остальные члены семьи. До начала экономического кризиса (1929) помогала матери во вновь организованном ею модном салоне. В 1928–1933 посещала Национальную академию дизайна, где изучала композицию под руководством монументалиста А. С. Кови (A. S. Covey). В 1930 получила премию академии за композицию «Осеннее шествие» на русскую тему.

В 1931 познакомилась с соучеником по академии И. Болотовским, а в 1933 вышла за него замуж и получила американское гражданство. И. Болотовский вдохновил ее на создание первых кубистических картин. В середине 1930-х перешла к абстрактной манере (абстрактному сюрреализму) и начала создавать скульптуры. В 1934 стала членом Художественного союза (Artists’ Union). В 1936 участвовала в Федеральном художественном проекте Администрации общественных работ в качестве ассистента Анания Харари (Hananiah Harari). В 1938 провела первую персональную выставку в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

С 1934 работала художником по текстилю на фабриках Cretona Print & Dye Works, Inc в Клифтоне и в Патерсоне, шт. Нью-Джерси. В 1937–1941 – дизайнер и руководитель процесса цветной печати на фирме Arrow Textile Print Works, Inc. В 1940-е работала в фирме цветной печати Art Development Company на Манхэттене.

В 1938 развелась с Болотовским, однако много лет сохраняла с ним дружбу. В 1942 встретилась с бизнесменом и будущим мужем Уильямом Уркартом (Urquhart; брак был оформлен в 1960). В 1940-е стала его офис-менеджером. В это время начала создавать абстрактные картины-коллажи с включением различных офисных предметов (марки, бланки и т.д.). В 1948 поселилась с матерью в Грейт-Нек на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, в собственном доме со студией, перестроенном по ее проекту. Здесь он жила вплоть до 1977.

В 1937 стала членом-основателем общества American Abstract Artists (A.A.A.) и в дальнейшем постоянно участвовала в его выставках. В 1945–1960 – секретарь А.А.А., в 1960–1963 – вице-президент, в 1963–1966 – президент ассоциации. В 1941 участвовала в создании Федерации современных живописцев и скульпторов (Federation of Modern Painters and Sculptures).

В 1938 дебютировала в качестве иллюстратора детских книг, оформив книжку «Маленький пожарный» Маргарет Уайз Браун («The Little Fireman» Margaret Wise Brown). С этого времени началась ее карьера иллюстратора, а затем и автора книг для детей. Ряд ее авторских книг были навеяны русским фольклором: «The Wonderful Feast» (1955), «Boris and his Balalaika» (1964; илл. В. В. Бобрицкого). В 1958 получила премию имени Льюиса Кэрролла за книгу «Caps for Sale» (1940). В 1970–1980-е исполнила ряд настенных росписей для залов библиотек на сюжеты своих детских рассказов.

В послевоенные годы добилась всеамериканской известности как один из столпов абстрактного искусства. Персональные выставки состоялись в Нью-Йорке: в Новой школе социальных исследований (1938, 1951, 1958); Нью-Йоркском университете (1942/1943); галереях Norlyst (1947), John Heller (1954), Sid Deutsch (1980, 1982, 1985, 1989), Snyder Fine Art (1995); в художественных музеях и галереях Голливуда, шт. Флорида (1979, 1984, 1989), Медфорда, шт. Массачусетс (1992), Хиллвурда, шт. Нью-Йорк (1998), Хантингтона, шт. Нью-Йорк (2000) и др.

Работы демонстрировались на крупных ретроспективных выставках американской абстрактной живописи в Художественном музее Сент-Луиса (1987), Национальном музее американского искусства в Вашингтоне (1990), Художественном музее Вустера, шт. Массачусетс (1991), на выставках «Пионеры американского абстрактного искусства 1936–1996» в галерее Sidney Mishkin (Baruch College, Нью-Йорк, 1996), «На пути к новому: Американские абстракционисты» в художественных музеях Хиллвуда и Лонг-Айленда (2000), «Американское искусство – ХХ век» в Вашингтонской национальной галерее (2000), «Американский модернизм 1930-х и 1940-х: Абстракция» (Нью-Йорк, 2001), «Модернизм и Абстракция: Сокровища из Smithsonian American Art Museum (Вашингтон, 2002) и др.

В 1997 подарила 80 произведений своих и Болотовского Университету Лонг-Айленда и выделила грант для поддержки программ по искусству. В 2000 учредила Фонд своего имени для сохранения собственного наследия и поддержки художественных инициатив. Незадолго до смерти, в 2002 создала в своем доме в Лонг-Айленде мини-музей и читальный зал для детей.

Представлена во многих музеях США, включая музей Метрополитен и Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке, Национальный музей американского искусства в Вашингтоне, Филадельфийский музей искусств. В 2008–2009 несколько работ были показаны в Русском музее и Третьяковской галерее на выставке «Американские художники из Российской империи».

Библиография:

* ХРЗ; WWAA 1991/1041.

Американские художники из Российской империи: Альманах. Вып. 208. СПб., 2008. С. 279.

The Life and Art of Esphyr Slobodkina. Tufts University Art Gallery: [Catalogue]. Medford (Mass.), 1992.

Сочинения:

Notes for a Biographer. Urquhart-Slobodkina, Inc. Vol. 1. Great Neck (New York), 1976; Vol. 2. Great Neck, 1980; Vol. 3. Hallandale (Florida), 1983.

American Abstract Artists. Its Publications, Catalogs and Membership. Great Neck: Urquhart–Slobodkina, Inc., 1979.

Letters and Drawings of Ilya Bolotowsky. 1933–1947 / Selected and arranged by Esphyr Slobodkina. Hallandale: Urquhart–Slobodkina, Inc., 1986.

A Portable Library of Slobodkina’s Children's Books: [A limited-edition collection of twenty titles, some previously unpublished]. Hallandale: Urquhart–Slobodkina, Inc., 1987.

The True Story of Polychrome / ADC the Unique Printed Fabrics. Hallandale: Urquhart–Slobodkina, Inc., 1989.

Архивы:
Сайты:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

08.12.2012