КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Хельсинки, Финляндия

Jumalansäidin kuolonuneen nukkumisen katedraali (Uspenskin katedraali)

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Хельсинки, Финляндия.

Глазам прибывающих морем в Хельсинки (Гельсингфорс) открывается живописная панорама города, в которой доминируют силуэты двух храмов. В центре – белый лютеранский собор, восточнее его возвышается краснокирпичный православный Успенский собор, построенный на самой высокой гранитной скале острова Катаянокка. Это – кафедральный собор Гельсингфорской епархии и главный храм одноименного православного прихода. Какие причины побудили православных построить грандиозный собор на самом видном месте города?

В 1827, когда была освящена церковь Пресвятой Троицы, количество православных в городе не превышало 600 человек. Накануне Крымской войны их число достигло уже 1500, а по некоторым источникам – даже 2000 человек. Летом это число возрастало на одну-две тысячи. В связи с названной войной в городе сильно увеличился русский гарнизон.

В 1854 настоятелем в Гельсингфорс был назначен о. Николай Попов, 24-летний священник, только что окончивший Петербургскую Духовную Академию. Энергичный пастырь сразу понял, сколь необходима новая церковь, ибо Троицкая не отличалась «ни благолепием, ни внутренним украшением, ни утварью, ни даже поместительностью». В большие праздники часть богомольцев стояла на улице. Потребность в более обширном и благолепном храме, вероятно, усилилась еще и потому, что новый лютеранский собор совершенно заслонил маленькую православную церковь.

Отец Николай обратился за помощью к генерал-губернатору гр. Ф. Ф. Бергу, который помогал строить храмы лютеранам и католикам. Тот не промедлил, и первый документ об Успенском соборе датирован мартом 1857 – в нем говорится о необходимости обширного православного храма, который «наружным благообразным великолепием и большею вместительностью соответствовал бы… общему усердию религиозному». В апреле 1859 гр. Берг просил разрешения пригласить в Гельсингфорс академика архитектуры А. М. Горностаева, знакомого графу, вероятно, по работам на Валааме. Проект, составленный С. И. Барановским, профессором местного университета, графу, видимо, не понравился.

Летом 1859 Горностаев приехал в Гельсингфорс и выбрал скалистый холм на острове Скатудден (Катаянокка) как окончательное место (первое было вблизи лютеранского собора) для будущего храма. В том же году зодчий составил чертежи, которые 12 января 1860 были Высочайше утверждены. Обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой сообщил пожелание Государя освятить новый храм во имя Успения с приделами в честь св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца, но в конечном итоге храм оказался однопрестольным, так как для названных приделов не хватило места.

Осенью 1860 с Горностаевым был заключен контракт. Начался сбор средств и пожертвований. На постройку удалось исхлопотать в Синоде 15 тыс. руб.; Император из своих средств дал 20 тыс. руб. Общенародный сбор принес к началу работ 31 тыс. руб., но газета «Северная почта» продолжала печатать о нем объявления. По Высочайшему повелении из Капитула орденов было дополнительно ассигновано 25 тыс., московское купечество собрадо 20 тыс. руб. Цесаревич, будущий Император Александр III, в ознаменование бракосочетания с принцессой Дагмарой (Марией Феодоровной) прислал 2000 руб. В целом постройка собора обошлась в 223 тыс. руб., и вся эта сумма была собрана благодаря добровольным пожертвованиям главным образом из России. В 1866 деньги, однако, кончились и строителям пришлось прибегнуть к займу.

Председателем строительной комиссии был назначен генерал-майор Г. Е. Глебов, начальник штаба войск в Финляндии, членами – гарнизонный инженер С. И. Титов, настоятель Троицкой церкви о. Николай Попов и три местных купца. Торжественная закладка здания происходила 15 августа 1862 при участии вел. кнн. Алексея Александровича и Николая Константиновича, совершавших плавание по Балтийскому морю. Руководил стройкой сам Горностаев, который, не отличаясь крепким здоровьем, 18 декабря 1862 скончался в возрасте 54 лет. Строительство продолжил академик И. А. Варнек, только что окончивший возведение собора в Свеаборге (см. № 132). В проект Горностаева он не внес никаких изменений, кроме того, что звонницу заменил колокольней.

Освящал новопостроенный храм в воскресенье, 13 октября 1868, епископ Выборгский Павел, викарий Санкт-Петербургского митрополита, в сослужении прот. Николая Попова, прот. Павла Львова из свеаборгского собора и двух архимандритов. На освящении присутствовали генерал-губернатор гр. Н. Н. Адлерберг и все начальствующие лица. После освящения состоялся парад, в котором участвовали местное юнкерское училище, три стрелковых роты, два батальона пехотного Печорского полка, батарея артиллерийской бригады и две казачьи сотни.

Квадратный в плане собор возведен в русско-византийском стиле с элементами романского. Его венчают 13 главок – одна большая над шатром и двенадцать маленьких: «среди 12 глав… возвышается обширный купол с позлащенною через огонь главою, венчающею всю церковь». Снаружи здание высотой 51 м украшено выступами, колонками, углублениями, карнизами, рельефами, что придает живописность силуэту собора. Крыльцо с тремя спусками поддерживается двумя гранитными колоннами. Наружный вид собора в восторженных словах описал известный художественный критик В. В. Стасов, считавший Успенский собор вершиной творчества А. М. Горностаева.

Внутри главный шатер опирается на четыре пилона, высеченные из местного гранита. Арки и своды покрыты орнаментальной росписью. В парусах главного свода помещены овальные изображения московских святителей: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, а по карнизам арок – цитаты из Библии. Резной двухъярусный иконостас украшен богатой позолотой. Иконы написаны в Петербурге академиком П. С. Шильцовым в академическом стиле на полотне по золотому фону. Пол сделан из полированного камня.

В память об освящении храма была выбита медаль. Две золотых медали Адлерберг поднес Государю и Государыне. За свои труды были награждены многие лица: главный подрядчик и крупный жертвователь Я. Л. Чернышев возведен в звание коммерции советника, Варнек получил золотой перстень с брильянтами, Шильцов награжден орденом св. Станислава 3-й степени, а настоятель о. Николай Попов – орденом св. Анны 3-й степени и т. д.

Утварь пожертвовали частные лица: купеческая вдова Е. Д. Салтыкова – серебряную дарохранительницу, запрестольный серебряный крест и две хоругви, гельсингфорсский купец Н. В. Табунов – плащаницу и гробницу к ней. Бронзовое позолоченное паникадило на 144 свечи было изготовлено по заказу Адлерберга. Московские купцы А. И. Хлудов и Н. Ф. Шубин подарили собору восемь колоколов, из коих самый большой весит 300 пудов (около пяти тонн), и т. д.

В 1872 Успенская церковь получила статус собора, а Троицкая стала приписной к нему. В 1906 кроме этих православных церквей в городе имелись и домовые: во дворце губернатора при военном госпитале и ап. Иакова и вмц. Екатерины (1903–1906) на архиерейском т. н. «Чернышевском» подворье. В 1910 архиепископ Сергий (Страгородский) освятил церковь при 2-м Финляндском стрелковом полку. 25 февраля 1915 собор посетил Император Николай II.

В первые годы в соборе было мало отдельных икон. Они поступили, главным образом, после 1918 и накануне Второй мировой войны. Среди них обращает на себя внимание пожертвованная в 1950-х икона прп. Серафима Саровского с мощами, старинные образа: вмц. Варвары и свт. Николая Чудотворца и чудотворная Козельщанская икона Божией Матери. Последняя – молитвенное благословение св. прав. о. Иоанна Кронштадтского родителям тяжело больной девочки, которая выздоровела по его молитвам. В 1940 икона была привезена из Успенской церкви в Выборге вместе с двумя вышеназванными.

Сегодня в Гельсингфорсском приходе Успенского собора насчитывается свыше 18 000 зарегистрированных членов, преимущественно финнов. Настоятелем служит прот. Вейкко Пурмонен. Ему помогают 9 священников, два дьякона и семь регентов-псаломщиков. Службы идут на финском языке. Один из священников окормляет русскоязычных прихожан и служит по церковнославянски. В нижней церкви проходят занятия иконописной школы при соборе и занятия с детьми.

Кроме собора, на территории прихода в самой столице сейчас действуют следующие храмы Финляндской Православной Церкви: Пресв. Троицы, прор. Илии на кладбище и две церкви (Никольская и Покровская) Московской Патриархии; в городах спутниках: в Вантаа – Вознесения Господня, в Эспоо – прп. Германа Аляскинского. До 1918 перед собором стояла памятная часовня, посвященная заключению Фридрихсгамского мира.

Туристы из России, число которых ежегодно достигает несколько сот тысяч, непременно посещают Успенский собор, который по-прежнему остается самым значительным памятником русского церковного зодчества в Финляндии.

Адрес: Kanavakatu, 1, Helsinki

Библиография:

* РГИА. Ф. 482. Оп. 9 (183/1959). Д. 988; Ф. 789. Оп. 6. Д. 212. Л. 29; Ф. 797. Оп. 27 (3 отд. 2 ст.). Д. 36; Оп. 38 (3 отд. 5 ст.). Д. 189; Национальный архив Финляндии (Хельсинки), Архив Хельсинкского прихода (Хельсинки).

СПб. ведомости. 1868. № 314.

Всемирная иллюстрация, ж-л. М. 1875. № 316. С. 68–70.

Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 4. СПб., 1875. С. 73–81.

Вестник изящных искусств. 1888. Т. VI. Вып. 6. С. 23.

Казанцов Д. Л. Успенский собор. (Рукопись). Хельсинки. 1950-е гг.

Кудрявцев И. Н. Успенский собор и история его постройки. (Рукопись). Хельсинки. 1980-е гг.

Невский архив. Вып. V. 2001. С. 477–480.

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Koukkunen H., Kasanko M. Helsingin ortodoksinen seurakunta 1827–1977. Helsinki, 1977.

География:
Составители:
Дата ввода:

25.12.2013