УВАРОВ (Уваров-Скиталец) Степан Никитович (Стефан, Степан Николаевич, Сергей Николаевич)

Uvarov-Skitalec S.

С. Н. Уваров-Скиталец. 1930-е.

2 августа 1847* (с. Раменье Новоторжского уезда Тверской губ.) – 24 января 1936 (Банска-Бистрица, Словакия). График, живописец, пропагандист русского искусства.

Сведения о жизни в России отрывочны и противоречивы. В сентябре 1884 поступил вольнослушателем в МУЖВЗ, но через полгода оставил учебу, не имея возможности ее оплачивать. В 1886 подавал заявление о приеме в число вольнослушателей петербургской ИАХ (дата рождения в заявлении указана 1863?!), однако сведения о дальнейшей учебе отсутствуют. Согласно собственным свидетельствам Уварова, зафиксированным в архивных документах Чехословакии, до революции в России он был лектором и инспектором Министерства народного просвещения, много ездил по стране (за что получил эпитеты художника-путешественника и художника-этнографа), читал лекции (как, например, «Красота, жизнь, любовь»), вел уроки «практического рисования», продавал свои графические работы, преимущественно пейзажи. Опубликованные им в Чехословакии благодарственные письма от разных лиц свидетельствуют о его просветительской деятельности в учебных заведениях Кавказского учебного округа.

В 1919 в городе Лида (в то время входящим в состав Польши) он был «взят поляками в плен», после чего находился в Варшаве. Летом 1920 подал прошение в чехословацкое посольство о разрешении въезда в Чехословакию в составе небольшого коллектива с целью организации выставки картин и театральных предметов, а также для чтения лекций. В августе 1920 группа приехала в Прагу. В группе была жена художника Луиза Максимовна Ураганская-Уварова, «графиня» и «драматическая актриса Петербургских театров». С августа по декабрь 1920 с женой проживал в казарме Русского комитета помощи. До 1924 оставался в Праге, затем жил в разных местах в Моравии и Словакии (село Обржаны около Брно, Пардубице, Сенице, Трнава), наконец в 1930-х поселился в словацкой Банска-Бистрице.

Получил известность в Чехословакии как художник-пропагандист русского искусства и моралист, называл себя основателем народного направления в живописи и «кочующим апостолом практической этики». Осенью 1922 в Общественном доме в Праге открыл выставку «Народный передвижной храм русского искусства». Экспозиция состояла из оригинальных произведений, предметов, книжных иллюстраций, репродукций, фотографий. Был издан каталог-брошюра, посвященный истории русского искусства, написанный Уваровым с использованием «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря. Вход на выставку был бесплатный, каталог продавался в специально построенной для этого в псевдорусском стиле избушке. Уваров с помощью переводчика проводил экскурсии по выставке. В дальнейшем передвижная выставка объехала разные города страны ‒ Тренчин (1923), Братислава, Кошица, Нитра, Трнавы (1924), Липтовски-Микулаш, Лученец, Жилина (1928), Кежмарок (1934). По данным художника к 1934 он организовал 28 выставок и 750 лекций. О выставке неоднократно писали чехословацкие газеты.

В 1929 издал сборник «Славянин. Юбилейное издание к тысячелетию князя св. Вячеслава. 929–1929» (Прага, 1929, на рус. и чеш. яз., 90 илл. и фотогр.) с подборкой текстов по истории и культуре славянских стран, фотографиями автора, его графических работ и выставок, а также благодарственных писем. В 1930 издал в виде брошюры на чешском языке свою лекцию морализаторского толка «К чему идем? Гибнет красота, гибнет любовь, без которой нет жизни».

Его картины на русские темы и пейзажи, написанные чаще всего тушью, были невысокого качества, однако рекламный антураж передвижных выставок, использование славянофильской риторики, патриархальный внешний вид «с развивающейся по ветру белой бородой» позволяли ему продавать их по высоким ценам. Среди покупателей были городской музей Банска-Бистрицы, городская управа Пльзеня, городской банк Трнавы. В 1930 принял участие в Большой выставке русского искусства в Белграде. В 1933 направил письма президенту Франции, Папе Римскому и королю Англии (копии сохранились в архиве РГАЛИ) с предложениями принять в дар картины по случаю своего 85-летия.

Проблемами, связанными с деятельностью Уварова, постоянно занималась полиция Чехословацкой Республики. К 1923 относится первое заявление на Уварова, поданное в полицию города Йиндржихув Градец о том, что в ресторане он украл пальто одного из посетителей. Были коллективные жалобы на него в полицию от обманутых русских эмигрантов. В анкетах и документах Уваров сообщал о себе противоречивые сведения, изобилующие вымыслами: употреблял разные имена, представлялся графом, приводил различные даты рождения от 1847 до 1854; утверждал, что окончил ИАХ в С.-Петербурге, был профессором, участвовал в выставках передвижников.

Представлен одной графической работой в Западночешской галерее г. Плзень.

(*) Наиболее вероятная дата и место рождения.

Библиография:

* РГАЛИ Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 508 (Фонд МУЖВЗ); Ф. 2600 (1925–1934); РГИА Ф. 789. Оп. 11. 1886. Д. 61. Ч. 2. Л. 75; Национальный архив Чешской Республики. F. PŘ, F. MZV-RPA; Архив МИД Чешской Республики. F. II, F. V, F. Kabinet ministra.

* ХРЗ; Toman 2/628.

Džujko, Ján. Stepan Nikolajevič Uvarov-Skitalec a jeho kontakty s Nikolajom Mazurkievičom // Osobnosti ruskej a ukrajinskej emigrácie na východnom Slovensku / Ĺ. Harbuĺová, M. Ňachajová, Ĺ. Babotová (eds.). - Prešov : Štátna vedecká knižnica v Prešove, 2008. - S. 109-116.

Harlas, P. X.: Zpráva // Světozor, roč. XXIII, č. 4, 09.11.1922.

Z výstavy lidového přenosného chrámu ruského umění // Český svět, roč. XIX, č. 11, 14.12.1922.

Сочинения:

Uvarov (Skitalec), Š.: Krátká historie ruského umění od XI.–XX. Století a průvodce po výstavě lidového přenosného chrámu. Praha, 1922.

Uwarov S. N.: Kam spějeme? Hyne krása, hyne láska, bez níž není života, Praha 1930.

Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

А. В. Копршивовой (Прага) за фотографии и дополнительные сведения.

Дата ввода:

17.02.2013