ПОЖЕДАЕВ Георгий (наст. фам. и имя Пожидаев Григорий ) Анатольевич

Pogedaeff (Pojedaieff) Georges (né Pogidaeff Grigorij)

13 января 1894 (Ялта Таврической губ.) – 3 августа 1971 (Париж). Художник театра, живописец, график.

Из потомственных дворян Курской губернии. В 1908 брал уроки в Рисовальной школе ОПХ у Я. Ф. Ционглинского. В 1911 окончил Одесский кадетский корпус. Осенью 1914 поступил в МУЖВЗ, учился в фигурном классе у А. Е. Архипова и Н. А. Касаткина. Осенью 1916 посещал занятия в ИАХ у Д. Н. Кардовского и Г. Р. Залемана (в списках учащихся ИАХ не числится). В 1916 начал карьеру театрального художника и стал тесно сотрудничать с балетмейстером К. Я. Голейзовским. В 1916–1917 оформил в Интимном театре Б. С. Неволина в Москве три его постановки: балет «Козлоногие» («Пляска нимф и козлоногих») на музыку И. А. Саца, балет-пантомиму «Выбор невесты» на музыку М. А. Кузмина (художник участвовал в этом спектакле и как актер) и «Три интермедии» (совместно с В. Вороновым). В 1917 как актер и художник участвовал в создании фильмов «Симфония безумия», «Психея» (реж. Н. Маликов) и «Украденная юность» (реж. И. Сойфер). В 1919 вместе с Голейзовским работал над балетом Н. Н. Черепнина «Маска Красной смерти» для Большого театра (не осуществлен). В том же году оформил в Первой показательной балетной студии ТЕО Наркомпроса в Москве постановки Голейзовского: балет «Арлекинада» на музыку С. Шаминад и концертный номер «Дивертисмент» на музыку разных композиторов. Вместе с Голейзовским написал сценарий балета-пантомимы «Гамелен, или Революция победит» на тему Французской революции (не осуществлен) с ним же разработал проект организации «самостоятельного балетного дела», который должен был быть осуществлен при Советском театре – бывшем театре С. И. Зимина.

В 1921 выехал в Бессарабию, которая отошла к Румынии. В эмиграции сменил имя Григорий на Георгий (Жорж), более привычное европейскому слуху; стал подписывать свои работы Pozedaev или Georges A. de Pogedaïeff (в связи с этим в русских источниках его фамилия часто пишется через «е» во втором слоге – Пожедаев). Недолго работал в Национальном театре в Бухаресте. В рамках 1-й Бессарабской выставки живописи и ваяния в Бухаресте (1920/1921) состоялась его персональная выставка. Затем попал в Прагу, где исполнил декорации для труппы Анны Павловой. В 1921–1924 жил в Берлине. Оформлял спектакли и концертные номера в кабаре Яши Южного «Синяя птица» и «Русском романтическом театре» Б. Г. Романова. Сотрудничал с режиссером М. Рейнгардтом. В 1922 принял участие в выставке русских художников в галерее Alfred Flechteim и провел персональную выставку в галерее Der Sturm. В 1924 работал в Вене, руководил постановочной частью русского театра-кабаре Москауер Кунст-Шпиле (венское отделение «Синей птицы») и провел персональную выставку костюмов и декораций в Neue Galerie.

В 1925 обосновался в Париже. Работал для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева, оформлял спектакли русского репертуара в Мадриде и Барселоне. В 1930 работал художником над созданием фильма «Конец мира» (реж. Абель Ганс), в 1931 исполнил эскизы декораций и костюмов для спектакля «Квадратура круга» В. П. Катаева в театре «Ателье» Ш. Дюллена. В 1935 провел персональную выставку в Каннах, показал портреты представителей парижского литературно-художественного мира (в том числе И. А. Бунина и В. А. Смоленского). В том же году участвовал в салоне художников, живущих в Булонь-Бийанкуре, и в Выставке русского искусства в Лондоне (Belgrave Square).

В 1937 оставил сценографию. Писал пейзажи Парижа и Прованса, натюрморты, создавал графические портреты. В 1940–1945, во время немецкой оккупации, оставался в Париже. Исполнил иллюстрации к произведениям русской классики (Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов; частично изданы после его смерти). В 1940 входил в инициативную группу по созданию Объединения русских деятелей литературы и искусства. Жертвовал свои работы в пользу русских военнопленных (1942), позже – Особому комитету по сбору средств на ремонт собора св. Александра Невского в Париже.

После войны продолжал заниматься живописью и графикой. Иллюстрировал библиофильские издания «Святая Аньес» П. Клоделя (1947) и «Апокалипсис» (предисловие Луи Рео, 1949–1952; в 1949 книга была представлена на выставке Значительных книг года в Национальной библиотеке в Париже). Часто ездил в Минерб в Провансе, деп. Воклюз, куда в 1953 перенес мастерскую. Провел персональные выставки в парижских галереях L. Reimann (1946), J. Allard (1948), Durand-Ruel (1952), Margaritt (1955), R. Creuse (1958). Писал стихи. Кавалер ордена Почетного легиона (1953).

В 2003 работы экспонировались в ГРМ на выставке «Русский Париж». В 2005 выставка иллюстраций к «Братьям Карамазовым» состоялась в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского в С.-Петербурге. В 2012 театральная графика художника экспонировалась в московской галерее «Элизиум» на выставке «Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932».

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 2617.

* Герра; Лобанов-Ростовский; AI 6/885, 7/1004, 9/692.

Русская мысль (Париж). 1949. № 191; 1952. № 436, 514; 1958. № 1210.

Вл. З[еелер]. В мастерской Георгия Пожедаева // Русская мысль (Париж). 1954. 3 марта.

Яновский Е. Георгий Пожедаев // Возрождение (Париж). 1954. Март (№ 33).

Н. Лобанов-Ростовский. О театральных художниках из России (Записки коллекционера) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Иерусалим, 1992. Т. 1. С. 390-420.

Они унесли с собой Россию...: Русские художники-эмигранты во Франции. 1920–1970-е: Каталог выставки из собрания Ренэ Гера / Сост. А. Толстой, Р. Гера. М., 1995.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 270-271 (илл.).

Маркаде Ж.-К. О некоторых иллюстрациях Пожедаева: Галлюцинирующий натурализм // «Братья Карамазовы» в интерпретации Георгия Пожедаева (1894–1977). Из частного собрания Кристофа Больмана. [Выставка в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского]. СПб., 2005. С. 3-6.

Северюхин Д. Я. Судьба Георгия Пожедаева // Там же. С. 39-43.

Липатова М. Георгий Пожедаев // Русская галерея. 2007. № 4. С. 66-67.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 324-333.

Янгиров Р.. Хроника кинематографической жизни русского зарубежья. М., 2010. Т. 1. С. 392.

Художники театра Касьяна Голейзовского. 1918–1932. Каталог выставки / Сост. М. Л. Молчанова, Т. Н. Михиенко. М.: Галерея «Элизиум». 2012. С. 186–209.

Авеличев А., Фине Д. Григорий Пожидаев. СПб., 2014 [Факсимильное альбомное издание в 4-х тт. Т. 2–4 – иллюстрации Г.А. Пожидаева к повестям «Степь» А.П. Чехова, «Вий» и «Женитьба» Н.В. Гоголя].

Гармаш Т. Пожидаев Георгий Анатольевич. Заметки к биографии // Антикварный мир. 2014. № 7. Окт. С. 138–149.

Georges A. de Pojedaieff / Texte de L. Reau: [Catalogue]. Galerie R. Creuse. Paris, [1958].

Соч.:

Четыре ветра (Поэма) // Возрождение (Париж). 1954. № 34.

Четыре ветра. Провансальская поэма / сост., предисл. и коммент. А. Авеличева и Д. Фине. М., 2015.

Библиотека
сайта:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Татьяне Гармаш (Москва) за ряд ценных уточнений к биографии художника.

Дата ввода:

18.12.2011