ЗАРЕЦКИЙ Николай Васильевич

Zaretzky (Saretzki) N.

9 мая 1876 (Липецк, Тамбовской губ.) – 18 августа 1959 (Кормей-ан-Паризи, Франция). График, живописец, искусствовед и коллекционер.

В юности избрал военную карьеру, поступил в Тверское кавалерийское юнкерское училище. По окончании училища служил в драгунском полку, позже переименованном в 16-й гусарский Иркутский полк. Увлекался историей и собирал материалы о войне 1812 года. В 1901, когда полк стоял близ переправы Наполеона через Березину, по его инициативе по обеим сторонам реки были установлены два памятных монумента.

Состоя на военной службе, занимался живописью. В 1900–1910-е писал элегические пейзажи и символические композиции («Сумерки», «Золотая горка в Петергофском парке», «Прощание», «Афоризмо-символическое письмо», «Персидский Аполлон»), рисовал для журналов «Весы» и «Золотое руно» (1907–1908), исполнял рисунки для эмалей и вышивок, занимался книжной иллюстрацией и экслибрисом. Участвовал в 4-й выставке СРХ в С.-Петербурге и Москве (1906/1907), в 17-й выставке МТХ (М., 1909/1910) и в выставках Нового общества художников (СПб., ежегодно в 1907–1915). В 1911 исполнил серию акварелей «Русская армия в 1812 году», которая была выпущена на открытках Общины св. Евгении и в виде одноименного альбома (1912; в 4 экз.; текст Г. С. Габаева; хранятся в РНБ, библиотеке ГЭ в Петербурге и в Национальной библиотеке в Париже), и рисунки к книге «Роспись русским полкам 1812 года» (Киев, 1912).

В 1911 вышел в отставку, решил целиком посвятить себя искусству и поступил в Рисовальную школу ОПХ. В 1913–1914 учился в ИАХ у Д. Н. Кардовского и Я. Ф. Ционглинского. В 1914 был мобилизован, служил младшим художником техотдела Главного интендантского управления. Работал над эскизами воинского обмундирования и иллюстрировал военно-медицинские пособия.

В 1919 эмигрировал через Ялту в Константинополь. Был одним из учредителей Союза русских художников в Константинополе, участвовал в его выставках.

В 1921 поселился в Берлине. Был председателем берлинского Союза русских живописцев, ваятелей и зодчих. Рисовал обложки и иллюстрации к книгам: «Домик в Коломне» (1920), «Гробовщик» (1923; 2-е изд. М.; Л., 1936), «Арап Петра Великого» (1923) и «Пиковая дама» (1924) А. С. Пушкина; «Русалия», «Крестовые сестры», «Пятая язва» и «Сказки русского народа» А. М. Ремизова (1922–1923), «Сказка про Нику, Джека и Феофана» Н. В. Крандиевской (1923), «Соловей» Игоря Северянина (1923), «Вещи этого года» В. В. Маяковского (1924), «Балаганчик» А. А. Блока (1925) и др. Работал над театральными костюмами. Писал отзывы о книгах по искусству в приложении к газете «Накануне» (1923–1924), опубликовал несколько статей о русских художниках в немецком журнале «Gebrauchsgraphic». Участвовал в Выставке русских художников в Берлине (1930).

В 1931 переехал в Чехословакию. Оформлял балеты для пражского Народного театра. Организовал в Праге выставку «Русское общество эпохи Пушкина» (1932; целиком была приобретена президентом Т. Масариком для Национального музея) и выставку «Рисунки русских писателей» (1933). Был одним из организаторов Русского культурно-исторического музея в Праге, а после ареста В. Ф. Булгакова стал последним директором музея (1941–1944). Передал в его фонды 60 своих работ. Участник групповых выставок русских художников в Праге (1935, 1943).

В 1951 переехал во Францию и поселился в старческом доме Земгора в Кормей-ан-Паризи, близ Парижа. Перед отъездом из Чехословакии передал часть своего архива, включая переписку с А. М. Ремизовым, Литературному архиву в Праге.

В 1950-е исполнял рисунки для обложек и создал эскизы для юбилейных медалей, отчеканенных на Парижском монетном дворе по заказу Общества любителей русской военной старины, – в память 250-летия основания С.-Петербурга, 250-летия учреждения Лейб-гвардии, 250-летия Полтавской битвы и 100-летия обороны Севастополя.

Собрал большие коллекции гравюр (свыше 600), литографий, документов и фотографий. В 1953–1957 провел в Кормее несколько выставок своих работ, а также выставки по материалам своих коллекций: «Иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина и русских писателей», «Обложки, виньетки для немецких и чешских изданий», «Эпоха Пушкина и Лермонтова», «Женщина в веках», «Русский воин-поэт», «Портреты деятелей литературы XIX века».

В последние годы жизни работал над книгой «Русские писатели как живописцы и рисовальщики». После его смерти книга была подготовлена к печати на немецком языке славистом Д. И. Чижевским. Рукопись и коллекция рисунков русских писателей хранятся в Архиве русской и восточноевропейской истории и культуры при Колумбийском университете в Нью-Йорке. В РГАЛИ (Москва) хранится около 100 рисунков художника.

Похоронен в Кормей-ан-Паризи.

Библиография:

* Булгаков; РЗФ; ХН СССР 4/1/219–220; Lévêque–Plantureux.

Журнал Императорского Русского военно-исторического общества. 1912. № 6/7.

Гуль Р. Жизнь на фукса. М.; Л., 1927. С. 263–266.

Н. А. Б. По выставкам. Творчество Н. В. Зарецкого // Русские новости. 1952. 27 июня.

Ковалевский П. Выставка работ Н. В. Зарецкого // Русская мысль (Париж). 1954. 15 дек.

Вельмин А. Художник Н. В. Зарецкий // Русская мысль (Париж). 1957. 16 июля (№ 1083).

Вельмин А. Н. В. Зарецкий // Русская мысль (Париж). 1959. 29 авг. (№ 1410).

Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959. С. 98.

Дрейер В. Н. фон. На закате империи. Мадрид, 1965.

Гуль Р. Я унес Россию: Апология эмиграции. Т. 1. Россия и Германия. Нью-Йорк, 1981. С. 209–212.

Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. Русский Берлин. 1921–1923. Париж, 1983. С. 3, 6, 72.

Долинский М. З. Искусство и Александр Блок. М., 1985. С. 64, 190, 191, 205–208, 322, 326.

Минувшее: Исторический альманах. Кн. 3. Париж, 1987. С. 237–238.

Климов Е. Е. Встречи в Петербурге, Риге, Русском Зарубежье: Из воспоминаний художника. Рига, 1993. С. 75–78.

Вернер К. Забытый мастер: (Художник Николай Зарецкий) // Памятники культуры: Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: Ежегодник. 1994. М., 1996. С. 344–355.

Сохранить для России. К 80-летию Русского культурно-исторического музея в Праге / Сост. А.В. Толстой, И.В. Щеблыгина, Е.М. Букреева. – М.: ГТГ, 2015.

Brodsky N. Saretzki // Gebrauchsgraphik. 1926. Juli.

Výstava: Puskin a Jeho Doba. Praha, 1932.

M. Dandová. Nikolaj Vasiljevič Zareckij. Praha, 1981.

Сочинения:

Расея в грамотах и говорах. Берлин, 1925.

Сергей Дягилев. Берлин, 1929.

Пушкин – рисовальщик // Возрождение (Париж). 1951. № 15. С. 145–150.

Russische Dichter als Maler und Zeichner. Recklinghausen: Verl. Aurel Bongers, 1960.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012