ГЛУЩЕНКО Николай Петрович

Gloutshenko N.

Н. П. Глущенко. Около 1940.

4/17 ноября 1901 (Новомосковск Екатеринославской губ., ныне Днепропетровской обл. Украины) – 31 октября 1977 (Киев). Живописец и график.

Детство и юность провел в Юзовке (ныне Донецк). Учился в коммерческой школе и увлекался рисованием.

В 1918 поступил в Добровольческую армию Деникина. С остатками армии оказался на территории Польши и попал в лагерь для интернированных воинов. После успешного побега и долгих мытарств добрался до Берлина.

В 1919 в Берлине поступил в частую художественную школу-студию Г. Балушека, затем в 1920–1924 учился в Высшей школе изобразительных искусств Шарлоттенбург у Э. Вольфсфельда. В берлинский период писал картины в манере и технике раннего Возрождения. В 1924 устроил персональную выставку в берлинской галерее Kasper (совм. с И. Бабием), в 1925 участвовал в выставке объединения «Новая вещественность» в Мангейме, Эрфурте и Гамбурге. В первые годы получал поддержку от представителей украинской эмиграции, в том числе от гетмана П. Скоропадского, от представителя Украинской Народной Республики в Берлине проф. С. Смаль-Стоцкого и писателя В. Винниченко. В то же время при содействии режиссера А. П. Довженко, побывавшего в Берлине, получил советское гражданство (1923).

В 1925–1936 жил в Париже. Писал маслом и акварелью пейзажи Южной Франции, портреты и жанровые сцены. Испытал сильное влияние импрессионистов. В 1928 подготовил библиофильское портфолио «Двенадцать обнаженных» (автолитографии). Исполнил графические серии на темы литературных произведений: «Мертвые души» Н. В. Гоголя (1930–1931), «Фата-Моргана» М. М. Коцюбинского, «Песни» Беранже» (1933) и др.

Провел персональные выставки в парижских галереях Fabre (1925), Campagne Premiere (1926), Zack (1932). В 1934 на его выставке «Балеарские острова» в галерее Zack парижский музей Jeu de Paume приобрел картину. Устраивал свои выставки в Стокгольме (1931), Милане, Остенде (обе – 1927), Бухаресте (1930, 1932), Риме (1933), Марселе (1934).

Выставлял свои работы на выставках русских художников в парижских галереях La Rotonde (1925), Zak (1926), Музея Галльера (1926), Chez Fast (1927), S. Lesnick (1928), V. Girchman (1929, 1931), La Renaissance (1932) и с группой «Скифы» в Праге (1931). Участник салона Независимых (1925–1930, 1935) и Осеннего салона (1925–1930, 1934).

В 1927 вступил в Ассоциацию революционных художников Украины, участвовал в 1-й Всеукраинской выставке «10 лет Октября» в Харькове и выставке «Искусство народов СССР» в Москве. В 1928 выступил с инициативой в среде украинских художников-парижан передать свои работы Советской Украине по случаю 10-летия УССР. Участник выставок парижской группы украинских художников в Париже (1930, 1932) и Львове (1931, АНУМ; 1933). Поддерживал тесные связи с Ассоциацией независимых украинских художников (АНУМ) во Львове. В 1935 АНУМ выпустила посвященную его творчеству монографию с текстом П. Ковжуна, в 1934 и 1935 во Львове прошли его персональные выставки.

Парижское ателье преуспевающего художника было местом собраний русско-украинской эмиграции. Используя свое положение, работал на советскую разведку (псевдоним Ярёма), передавал сведения, полученные при общении с лидерами эмиграции и правительственными чиновниками Франции.

В начале 1930-х стал главным художником советских торгово-промышленных выставок за рубежом, участвовал в оформлении советских отделов Лионской ярмарки, выставок в Брюсселе, Милане, Париже и Марселе. Опубликовал ряд статей о советском искусстве, читал лекции в клубе Торгпредства СССР, сопровождал экскурсии советских делегаций по Парижу. В 1932 принял участие в выставке советского искусства в галерее Vignon в Париже. Публиковал графику – портреты, индустриальные пейзажи и зарисовки на общественные темы – в левых французских изданиях «Monde» и «L’Humanité». Вступил в Ассоциацию революционных писателей и художников Франции, возглавляемой Р. Ролланом и П. Вайанм-Кутурье (1932). В 1932–1934 по инициативе посла СССР во Франции В. П. Потемкина написал серию портретов «Друзья Советского Союза» для Харьковского литературного музея (Р. Роллан, А. Барбюс, П. Синьяк, М. Кашен и др.). Работал над картиной «В. И. Ленин у стены Коммунаров». В 1936 по приглашению Республиканского правительства посетил Испанию, исполнил множество рисунков и написал картину «Расстрел революционера». В конце того же года репатриировался в СССР.

В начале 1940 был направлен в командировку в Берлин для подготовки там выставки народного творчества СССР. Во время поездки получил из окружения Риббентропа сведения о готовившемся нападении Германии на СССР, о чем проинформировал Советское правительство.

До 1944 жил в Москве, затем в Киеве. В последующие 30 лет писал пейзажи и картины политико-патриотического содержания в духе официального советского искусства тех лет: «Смерть героя Гражданской войны Боженко», 1938; «Выборы в Народное собрание Западной Украины», 1939; «Освобождения Клина от немцев», 1942; «Богатый урожай», 1948 и др. (в конце жизни, намеревался уничтожить многие произведения этого периода, но не успел.).

В 1960-е вернулся к свободной живописной манере, часто прибегая к интенсивной цветовой гамме и предельному обобщению формы. Исполнил множество акварельных пейзажей, увлекался монотипией, создавая красочные натюрморты с цветами. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, лауреат Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко (1972), Народный художник СССР (1977).

В 1978 в Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства УССР была открыта мемориальная мастерская художника. На киевском доме, где он жил (Б. Житомирская ул., 8/14) в 1984 была установлена мемориальная доска с барельефом. Представлен в музеях Милана, Гента, Гааги Парижа, Бухареста, Филадельфии, в ряде музеев Украины.

Библиография:

* СХУ 56-57; ХН СССР 3/601; Ed.-J. 2/215; Vollmer 2/260; Benezit 4/309.

Городинськи С., Ковжун П. М. Глущенко. Львiв, 1934.

Ковжун П. М. Глущенко. Львiв, 1935.

М. П. Глущенко: Каталоги выставок. Киев, 1958, 1962, 1976.

Бугаєнко I. Микола Глущенко: Альбом. Киïв, 1973.

Полевой В. М. ХХ лет французской графики. М., 1981 (указ.).

Асеева Н. Ю. Художественные контакты Советской Украины и Франции в 20–30-е годы // Советское искусствознание–81. М., 1982. Вып. 1. С. 293-307.

Микола Глущенко: Спогади про художника / Упорядник М. Блюмiна. Киïв, 1984.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 164-169.

Poulaille H. Gloutschenko. Paris, 1933.

Beaux-Arts. 1928. N 12. P. 191; 1934. N 97. P. 6; N 72. P.4.

Susak V. Ukrainian Artists in Paris. 1900–1939. Kyiv, 2010. P. 116–123.

Альбомы:

Douze nus de Gloutschenko présentés par Florent Fels. Paris: Éd. Du Cousin Pons, 1928 [Репринт: М.: Круг коллекционеров, 2005].

Сочинения:

О себе // Творчество. 1936. № 1. С. 16.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

11.01.2013