ХРАМ-ПАМЯТНИК ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА РУССКОМ ВОИНСКОМ КЛАДБИЩЕ. Мурмелон, Франция

Chapelle commémorative de la Résurrection Cimitière militaire russe

Храм-памятник Воскресения Христова на русском воинском кладбище. Мурмелон-ле-Гран. Фото: Сергей Дыбов.

Традицию отмечать храмом места битв, где пали православные воины, русские люди соблюдали везде, в том числе и в Европе. В Дрездене стоит храм-памятник «Битве народов», на Шипке — погибшим при обороне этого перевала в русско-турецкой войне. По понятным причинам нет пока храма-памятника советским воинам, павшим в Польше и Венгрии или при штурме Берлина во Вторую мировую войну.

Живя в тяжелых условиях, русская эмиграция нашла силы и средства помянуть своих соотечественников, которые погибли во Франции в битвах с общим врагом в 1916–1918 годах. Помянуть не богато убранным и величественным храмом, а скромной церковью, стоящей на русском воинском кладбище под Реймсом, в провинции Шампань. Здесь покоятся около тысячи русских солдат и офицеров, как убитых на передовой, так и умерших от ран в госпиталях.

На помощь союзникам первая особая бригада прибыла в апреле 1916 из России в Марсель морским путем с Дальнего Востока. В июне эта бригада под командованием генерала Лохвицкого влилась во французский корпус 4-й армии, оборонявшей участок от Мурмелона до Оберива. В октябре ее сменила третья бригада во главе с генералом Марушевским, которая сражалась до марта 1917, участвуя в кровопролитной битве при Курси. После позорного Брестского мира русские бригады были отозваны с фронта и интернированы.

Большая часть солдат и офицеров не подчинилась большевикам и создала Добровольческий (русский) легион, который вошел в состав Марокканской ударной дивизии, и покрыл себя славою на полях Фландрии в конце марта 1918, когда, потеряв 85% своего состава, остановил прорыв немецких частей. С того времени легион стал именоваться Почетным и после пополнения снова вернулся на фронт, где оставался до конца войны. Многие его участники были награждены французскими орденами.

В 1925 с Афона в Мурмелон, где были погребены русские воины, прибыл иером. Алексий (Киреевский) «опытный на пути духовного делания», который купил на пожертвованные деньги участок в два гектара рядом с воинским кладбищем. Он основал в 1932 скит Всех святых, в земле Российской просиявших, чтобы «создать религиозный центр для молитв об убиенных воинах, а также для вечного упокоения усопших в эмиграции». В скиту, в котором соблюдался афонский устав, был построен «скромный барак», где устроена церковь. Рядом стоял барак для богомольцев, приезжавших на кладбище.

Художник И. А. Кюлев написал для скита 40 картин на религиозные темы. Отцу Алексию помогали два послушника: Иоасаф (Коротай) и Варлаам (Никитин), «люди редкие по смирению, послушанию и выносливости». Сейчас вместо барачной церкви в скиту стоит небольшой рубленный храм, привезенный в 1986 из Финляндии.

Кроме этого храма, на самом кладбище возвышается каменная церковь-памятник, созданная по почину Союза офицеров бывшего Экспедиционного корпуса. Организованный Союзом строительный комитет довольно быстро собрал нужные средства и приобрел землю. Значительную сумму в 12 тыс. франков пожертвовал композитор С. В. Рахманинов. Проект небольшой церкви в псковско-новгородском стиле XV века составил архитектор и художник А. А. Бенуа, автор русского храма в Сент-Женевьев-де-Буа. Закладка состоялась в апреле 1936, а освящение — 16 мая 1937 митрополитом Западноевропейским Евлогием (Георгиевским). Почтить память павших прибыли не только ветераны, но и представители русских молодежных организаций: «Кадеты в белых рубашках, витязи в голубых, скауты в своей живописной форме, разведчики».

Основной кубический объем здания увенчан синей луковкой с крестом и посредством трапезной соединен с высокой трехарочной звонницей, которую тоже украшает луковка. Колокола на звоннице настроил о. Михаил Яшвиль, который в те годы был единственным в этом деле специалистом во Франции. Стены оштукатурены, побелены и красиво выделяются на фоне сосен и берез. Над входом сделана золоченая надпись по-французски и по-русски: «Русским солдатам, погибшим на поле брани во Франции. 1916–1918».

Сам архитектор за одно лето расписал интерьер, изобразив на стенах сцены из земной жизни Спасителя. Росписи исполнены по образцам XV века с сохранением колорита и ритма. Над иконостасом вязью выведено: «Больше сея любви и никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15, 13). Слева от иконостаса с образами кисти П. А. Федорова и кжн. Е. С. Львовой находится перламутровая икона, подаренная русским монастырем в Святой Земле. Одну из храмовых икон написала Е. В. Лышинская-Троекурова. Ветеран войны Василий Иванович Перевозчиков вырезал из дерева части иконостаса и красивые подсвечники, которые стоят перед образами; Маргарита Бенуа вышила хоругви. В 1957 храму поднесена икона Воскресения Христова, написанная И. А. Кюлевым.

В притворе изображены гербы главных земель Российских: Киевской, Владимиро-Суздальской, Новгородской и Московской, что должно напоминать о путях, которые привели на кладбище тех, чьи имена высечены на мраморных досках и чьи могилы расположены вокруг храма.

Летом на кладбище, где установлен крест-памятник, бывает много русских посетителей из эмиграции, которые заказывают в церкви панихиды. Особенно велико их число в католическую Троицу, когда служится заупокойная литургия и вселенская панихида «по всем убиенным и на сем кладбище погребенным православным воинам». Тогда же совершается крестный ход, в котором несут икону вмч. Георгия Победоносца, исполненную в память архим. Алексия, основателя скита, и русских пастырей погибших на Западном фронте.

Мало кто из российских туристов знает об этом воинском кладбище и почти никто из них его, увы, не посещает. В этом сказывается отношение нашего населения к Первой мировой войне, которую из народной памяти полностью вытеснила Вторая мировая. А ведь Второй Отечественной в России называли именно Первую мировую войну, в которой в очередной раз ярко проявился героизм русской армии. Недаром союзники в трудную минуту призвали ее на помощь.

Адрес: Cimitière militaire russe, F-51400 Mourmelon-Le-Grand.

Библиография:

Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 519–522.

Смирнова Н. Достопримечательные русские храмы и кладбища. Париж, 1999. С. 147–161.

Вздорнов Г. И., Залесская З. Е., Лелекова О. В. Общество «Икона» в Париже. Москва; Париж, 2002. С. 384–387.

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

25.12.2011