БЛЮМ Морис (собств. Блюменкранц Моисей Л., псевд. Морис Блонд)

Blum (né Blumenkranz, alias Blond) М.

1899 (Лодзь, Варшавской губ.) – 22 октября 1974 (Кламар, Франция). Живописец, художник-оформитель.

Сын коммерсанта. Учился в русской гимназии и в Варшавском университете на факультете естественных наук. В 1922 несколько месяцев посещал Школу изящных искусств в Варшаве. Оставив учебу из-за недостатка средств, в 1923 уехал в Берлин, где познакомился с поэтом Б. Поплавским, художниками А. А. Минчиным и К. А. Терешковичем. Жил в Дрездене и Лейпциге.

В 1924 перебрался в Париж и поселился на Монпарнасе вместе с Терешковичем. Дружил с И. М. Зданевичем, И. А. Пуни и П. Кременем, общался с М. Ф. Ларионовым и другими русскими художниками. Писал небольшие лирические натюрморты с простыми предметами и кухонными принадлежностями, пейзажи городских окраин, сцены в интерьерах, реже – портреты и автопортреты. Исполнил декорации и костюмы для ревю «Новые миллионеры» для театра «Pariser Azasel» (1934).

Выставлялся в парижских салонах: Осеннем (с 1925), Независимых (с 1926), Тюильри (с 1930), Обмена (1932, 1934). Участвовал в групповых выставках русских художников в кафе «La Rotonde» (1925), галереях M. Henry (1927), А. Manteau (март 1928, совм. с Минчиным и В. С. Бартом; 1931), Zak (1928, 1930, 1936), W. Hirshman (1929), d’Alignan (1931), L’Époque (март 1931, апрель 1932). Участник выставки Украинской группы в Париже (1930). В 1932 провел персональную выставку в галерее L’Époque (1932). С 1930 был художественным консультантом журнала «Числа». Участвовал в оформлении вечера журнала «Наш Союз», организованного Союзом возвращения на родину (1936).

В 1939 поступил добровольцем во Французскую армию. После капитуляции Франции скрывался в регионе Авиньон, работал в крестьянском хозяйстве. В годы оккупации принял псевдоним Морис Блонд, который сохранял и в дальнейшем.

После окончания войны обосновался в Гренобле и полностью посвятил себя живописи.

Провел персональные выставки в парижских галереях Zak (1948, 1950), Marcel Coard (1954, 1957), André Weil («Le Cheval dans l’art», 1959), Durand Ruel («Grands peintres méconnus», 1961), K. Granoff (1963), Bassano (1965), Agora (1969), Kriegel (1970), в лондонской галерее Adams (1952), в Каннах (Journet, 1969) и Марселе (Solstice, 1966) и др. Участвовал в выставках «В честь Победы» (организована в Париже Союзом советских патриотов, 1946), «Русские художники-эмигранты в Париже» (Лондон, галерея Redfern. 1953), «Русские художники Парижской школы» (Париж, Дом французской мысли, 1961), «Малоизвестные большие художники» (Париж, Durand Ruel, 1961), «Художники Монпарнаса» (Париж, Hupel, 1970), «Русский взгляд» (Гейдельберг, ФРГ, 1974). В 1985 работы были показаны на выставке «Парижская школа Монпарнаса» в салоне de la Rose-Croix.

Библиография:

* РЗФ; AI 7/190, 8/188, 11/117, 12/141, 17/87, 19/144; Nieszawer & Princ.

Мозалевський I. Вистава групи молодих артистiв // Украïнскi вiстi (Париж). 1927. № 34.

Поплавский Б. Молодая русская живопись в Париже // Числа. 1930. Кн. 1. С.195.

Готье М. М. Л. Блюм // Числа. 1930/1931. Кн. 4. С 189–191.

Анкета о живописи // Числа. 1931. Кн. 5. С. 290.

Веринг А. Выставка М. Блюма // Числа. 1932. Кн. 6. С. 241–242.

А. Ш. По выставкам // Русская мысль. 1957. 9 марта (№ 1025).

Анненков Ю. Художественные выставки // Русская мысль. 1969. 20 марта (№ 2730). С. 9.

Сапгир К. Пуни и его круг // Русская мысль. 1985. 21 марта (№ 3561). С. 11.

Поплавский Б. Неизданное: Дневники. Статьи. Стихи. Письма. М., 1996.

Gauthier M. Maurice Blond Paris: Les Gemeaux, 1957.

Bosquet A. Trois peintres Russes à Paris (Krémègne, Blond, Pougny). Paris: Le Sphinx, 1980.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012